Ключевые слова: сенсорные эталоны, игровые технологии, ограниченные возможности здоровья, дошкольники с нарушением зрения, игровые технологии, технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», «Фиолетовый лес».
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка — это важный период, когда должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающей действительности.
Важнейшим фактором познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста является развитие сенсорных эталонов, которые позволяют полно и точно воспринимать предметы окружающей реальности, их разнообразные свойства и отношения между ними, таких как форму, цвет, величину [1].
Развитие сенсорных эталонов становится необходимым условием познания окружающей действительности, благодаря чему, ребенок начинает получать информацию о различных свойствах предметов. По своему познавательному значению сенсорное развитие сравнимо со зрением и рассматривается как специфическая форма познавательного действия, в процессе которого происходит развитие умения воспринимать, запоминать, различать, выделять предметы по образцу, группировать их по определенному качественному признаку, отвлекаясь от других определенных свойств предметов окружающего мира [2].
Всё это относится как к нормально развивающимся детям, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и к детям с нарушениями зрения.
В экспериментальных исследованиях таких отечественных тифлологов, как А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, Л. И. Плаксина, В. А. Феоктистова отмечается, что в условиях зрительной депривации ребенок испытывает значительные трудности в зрительном восприятии внешних свойств предметов, что искажает представления об окружающем мире, отрицательно влияет на полноценное развитие личности [4,5].
Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех сохранных органов чувств.
В настоящее время существует множество коррекционно-развивающих игр, игровых технологий, направленных не только на общее развитие, но и на успешное усвоение объема знаний о характерных признаках отдельных предметов, таких как цвет, форма, величина, то есть сенсорных эталонов.
Существуют игровые технологии, такие как «Технология развивающих игр Б. П. Никитина» “Блоки Дьенеша, “Палочки Кюизенера, а также набирают высокую популярность технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста В. В. Воскабовича “Сказочные лабиринты игры” одна их которых технология «Фиолетовый лес». Данная игровая технология достаточно широко используется для развития интеллектуальных способностей нормально развивающихся детей как младшего школьного возраста, так и дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что в тифлологии раскрыты особенности сенсорных эталонов и закономерности их развития у детей с нарушением зрения, создана теоретическая база для обоснования педагогических путей руководства данным процессом. Так особенностям развития сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с различными нарушениями зрения много внимания в своих работах уделяла Л. В. Фомичева, психологическим особенностям развития дошкольников с нарушениями зрения посвящены труды Л. И. Солнцевой и Л. И. Плаксиной. В рамках работы с детьми имеющие различные нарушения зрения игровые технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» делает свои первые шаги, но экспериментальных исследований в этой области нет. В связи с этим была определена тема данного исследования: «Игровые технологии В. В. Воскобовича как одно из средств развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения».
Цель исследования заключалась в изучении особенностей развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения и определение путей оптимизации данного процесса.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
– провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы, направленной на изучение игровых технологий В. В. Воскобовича как одного из средств развития сенсорных эталонов у младших дошкольников с нарушением зрения.
– изучить специфические особенности развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
– определить уровень развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
– разработать и реализовать серию коррекционно-развивающих игр, заданий и упражнений с использованием игровых технологий В. В. Воскобовича, способствующей более успешному развитию сенсорных эталонов у младших дошкольников с нарушениями зрения.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад № 283 Краснооктябрьского района Волгограда» в течение полугода. В исследовании принимали участие десять детей младшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.
В констатирующем эксперименте за основу были взяты пять методик С. Д. Забрамной предложенные в сборнике «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол. мед. пед. комис. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС. — 2005. — 32 с”. и Л. Г. Петерсон, которые были направлены на определения уровня в умении называть и соотносить название определенного цвета с его эталоном, группировать предметы по одному признаку и по двум признакам таким как цвет и форма, различать предметы по величине (в количестве 3-х штук) по возрастающей и убывающей. Все методики были адаптированы для детей с нарушением зрения.
Констатирующий эксперимент показал, что у большинства детей низкий и средний уровень развития сенсорных эталонов. Объем знаний детей с нарушением зрения о характерных признаках предметов окружающего мира, таких как цвет предмета, их форма и величина занижен. Многие дети затруднялись в названии и соотнесении цвета предмета с его эталоном, а также в определении предметов по двум признакам, таким как цвет и форма. У всех ребят были ошибки в распределение предметов по величине в порядке возрастания и убывания в количестве трёх штук.
Далее был проведен формирующий эксперимент, для которого была разработана серия игр, заданий и упражнений с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес». В общей сложности было разработано 50 игр, заданий и упражнений, объединенных в один сюжет под названием «Путешествие в страну Фиолетовый лес». Данное путешествие продолжалось на протяжении 15 занятий, каждое из которых включало в себя от 3–5 заданий, игр и упражнений. Занятия с детьми проводились в свободное от режимных моментов время как в подгрупповой, так и в индивидуальной форме. Все занятия были взаимообусловлены и взаимосвязаны, задания были выстроены из простого к сложному. Отдельные задания, игры и упражнения были предложены узким специалистам как часть их занятий. В целях повышения эффективности работы, в коррекционно — развивающий процесс были привлечены и родители детей, которые проявили инициативу в изготовлении раздаточного материала для данного сказочного сюжета. Дома родители вместе со своими детьми создавали игры с участием главных персонажей (сказочные персонажи, предложенные В. В. Воскобовичем. Фифа-гусеница, Лопушок-цветок растения лопуха) и вместе обыграли предложенные ситуации как в стенах дома, так и на прогулке. Работа с родителями смогла привлечь особое внимание детей, которые были очень рады проводить время с родителями. Все это положительно сказалось на результатах коррекционно-развивающего процесса и оказало существенную роль в более успешном усвоении детьми сенсорных эталонов.
Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» в полной мере соответствует требованиям к среде Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). «Фиолетовый лес» представляет собой ковролиновую основу с закрепляющимися на ней элементами и включает в себя различные игровые зоны: Чудесная поляна, Озеро Айс, страна Муравия, Поляна чудесных цветов, Город говорящих попугаев, Ковровая полянка, Чудо острова на которых проживают необыкновенные персонажи [2].
Таким образом использование в педагогическом процессе технологии «Фиолетового леса» в работе с младшими дошкольниками с нарушением зрения, способствовало более успешному развитию умения осязательно-зрительно обследовать предметы, группировать предметы по одному из признаку и по нескольким, зрительно соотносить похожие предметы, распределять предметы по величине в порядке возрастания и убывания.
Далее был проведен контрольный эксперимент, который показал, что если в констатирующем эксперименте было пятеро детей с низким уровнем, то контрольный эксперимент показал, что детей с низким уровнем совсем не осталось. Увеличилось количество детей на среднем уровне, если в констатирующем эксперименте было четверо детей, то после формирующего их стало пятеро. Значительно увеличилось количество детей на высоком уровне, если в констатирующем эксперименте был только один ребенок, то результаты контрольного эксперимента показал, что количество детей увеличилось до пяти.
Полученные в ходе контрольного эксперимента результаты позволили сделать вывод о том, что разработанная и введенная в коррекционно-педагогический процесс серия коррекционно-развивающих игр, заданий и упражнений на основе игровой технологии В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес» поспособствовала более успешному развитию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Предложенная серия коррекционно-развивающих заданий, игр и упражнений может быть использована не только в работе с детьми с функциональными нарушениями зрения, но и с другими категориями детей, имеющих нарушения в развитии.
Литература:
- Выготский Л. С. Основы дефектологии [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 656с.– Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453–1.shtml (дата обращения: 12.03.19);
- Воскобович В. В. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие/ В. В. Воскобович, Н. А. Мёдова, Е. Д. Файзуллаева. — Санкт-Петербург: ООО 2Развивающие игры воскобовича2. КАРО, 2017 г.- 352 с.
- Воскобович В. В., Л. С. Вакуленко «Развивающие игры В. В. Вособовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»: Материалы 1-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ 2013 г. Санкт-Петербург. -148 с.
- Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000 -- с. 1–126 — Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0112/4_0112–5.shtml (дата обращения: 12.03.2019).
- Феоктистова В. А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. М.: Просвещение, 1987. — 191 с. — Режим доступа: https://b-ok.org/book/3112478/c342c1 (дата обращения: 12.03.2019).

