Изучены нормативно-правовые и методические основы ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Российской Федерации. Исследована структура и состав ООПТ России. Разработана модель автоматизированной информационной системы учета и мониторинга ООПТ с использованием ГИС-технологий. Апробация проведена на примере опытных объектов Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: кадастр, особо охраняемые природные территории, информационная система, заказник, заповедник.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны [4].
С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются 7 категорий указанных территорий (рис. 1):
Рис.1. Виды ООПТ
1. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
2. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
3. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
4. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
5. Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
6. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты — территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям [4].
В настоящее время на федеральном уровне ведется учет основных характеристик ООПТ (вид, количество, площадь) по заповедникам, национальным паркам, федеральным заказникам и т. д. В число федеральных ООПТ (ФООПТ) входят [2]:
- 101 государственный природный заповедник общей площадью 33,8 млн. га;
- 40 национальных парков общей площадью 7,74 млн. га;
- 69 государственных природных заказников общей площадью 12,54 млн. га;
- 28 памятников природы общей площадью 0,04 млн. га.
Распределение указанных выше ФООПТ по количеству и площади представлено на диаграммах (рис.2).
Государственный кадастр ООПТ — это системный свод документационной информации об особо охраняемых территориях федерального, регионального и местного значения [3].
Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Рис.2. Распределение ФООПТ а) по количеству; б) по площади
Государственный кадастр ООПТ состоит из двух разделов:
- государственного кадастра ООПТ федерального значения, ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
- государственных кадастров ООПТ регионального и местного значения, ведение которых осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кадастр ООПТ решает следующие основные задачи:
1. накопление и систематизация данных о существующих и перспективных ООПТ, мониторинг ООПТ;
2. анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения;
3. обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.
Актуальность темы исследования можно обосновать тем, что на данный момент в Санкт-Петербурге сформирована обширная система ООПТ, но единый автоматизированный учет и мониторинг ее объектов не ведется. Предлагается ввести такую систему, в которой будет размещаться комплексная информацию об ООПТ, включая атрибутивную и картографическую.
В настоящее время система ООПТ Санкт-Петербурга включает ООПТ регионального значения в количестве 12 объектов, общая площадь составляет около 13 400га. До 2025 года планируется организация 16-ти новых ООПТ в г. Санкт-Петербург.
На рис.3, 4 представлены существующие и планируемые ООПТ Санкт-Петербурга. С помощью программы МapInfo была создана картографическая и атрибутивная база данных. К созданной картографической базе была присоединена атрибутивная информация по всем ООПТ.
Дальнейший этап — наполнение атрибутивных табличных форм полной информацией о заказниках и заповедниках. Апробация разработанной модели информационной системы учета и мониторинга ООПТ Санкт-Петербурга происходило на примере ООПТ Елагин остров. В таблицу были занесены необходимые данные (дата создания, площадь, месторасположение, тип и т. д.) [3] (рис.5).
Рис.3 Существующие ООПТ Санкт-Петербурга
Рис.4. Планируемые ООПТ Санкт-Петербурга
Рис. 5. Созданная база данных Елагина острова
Таким образом, на основании изученной нормативно-правовой документации, а также особенностей ООПТ Санкт-Петербурга была разработана модель автоматизированной информационной системы для целей ведения кадастра ООПТ Санкт-Петербурга, которая включает картографическую и атрибутивную информацию, позволяет проводить автоматизированный анализ текстовых и пространственных данных.
Литература:
1. Закон Санкт-Петербурга № 639–128 от 09.11.2011 «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка. — Режим доступа: http://base.consultant.ru
2. Кревер В. Г., Особо охраняемые природные территории России: современное состояние и перспективы развития / В. Г. Кревер, М. С. Стишов, И. А. Онуфреня — Москва: «Орбис Пиктус», 2009. — 5с.
3. Приказ Минприроды России № 69 от 19.03.2012 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка. — Режим доступа: http://base.consultant.ru
4. Федеральный закон № 33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка. — Режим доступа: http://base.consultant.ru