Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методика определения оптимального количества мест для прохождения шиноремонтных работ и их местоположения для каршеринговой компании «Делимобиль» (на примере парка автомобилей в Москве)

9. Транспорт
27.06.2020
63
Поделиться
Библиографическое описание
Рыжов, Т. А. Методика определения оптимального количества мест для прохождения шиноремонтных работ и их местоположения для каршеринговой компании «Делимобиль» (на примере парка автомобилей в Москве) / Т. А. Рыжов, И. В. Воробьёв. — Текст : непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 38-45. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/377/15959/.


В данной статье показывается обработка данных, полученных в ходе исследования плотности разброса парка автомобилей каршеринговой компании «Делимобиль» по территории города Москвы; формулируются определённый выводы из результатов исследования; демонстрируется методика, основанная на проведённом исследовании; приведены рекомендации по её реализации.

Ключевые слова: каршеринговая компания, парк автомобилей, административный округ (АО), район, плотность разброса, агрегатор геоконтента, станция технического обслуживания (СТО), автотранспортное средство (АТС), техническое обслуживание (ТО), шиноремонтные работы.

При обработке полученных в ходе исследования [1] результатов базирование происходило на градации территории города Москвы на административные округа, что позволило выделить самый загруженный(-ые) из них, а уже в нём наиболее загруженный(-ые) район(-ы).

Карта административных округов и районов города Москвы (без учёта Новомосковского и Троицкого)

Рис. 1. Карта административных округов и районов города Москвы (без учёта Новомосковского и Троицкого)

Выгрузка полученных данных в виде общей картины разброса автомобильного парка по АО, представлена на диаграмме ниже.

Глядя на диаграмму, вырисовываются определённые выводы, а именно:

  1. На протяжении всех категорий дней по загруженности лидирует восточный административный округ (ВАО);
  2. На пятницу или предпраздничный день выпадает самая высокая загруженность в половине всех округов;
  3. Загруженность в центральном административном округе (ЦАО) резко возрастает в пятницу или предпраздничный день, и незначительно спадает в выходные и праздничные дни.

На основе полученных данных можно сказать, что выделить конкретно один кластер для проведения работ не представляется возможным, так как даже ВАО не несёт в себе объективного большинства готовых к работе автомобилей парка на своей территории. Поэтому было выделено несколько наиболее целесообразных мест для проведения работ, а именно: ЦАО, ВАО и ЗАО. Однако, принимая во внимание ситуацию с уровнем автомобильных пробок в ЦАО на протяжении всего дня, его следует исключить из списка потенциальных территорий, где рентабельно проводить шиноремонтные и шиномонтажные работы парку автомобилей каршеринговой компании «Делимобиль». Исходя из этого, более углублённому изучению были подвергнуты районы ВАО и ЗАО.

Полученные углублённые данные в виде общей картины разброса автомобильного парка по районам ВАО и ЗАО, представлены на диаграммах ниже.

Из данных, показанных на диаграммах, видно, что в каждом из выбранных АО есть районы с ярко выраженной высокой насыщенностью автомобилями из парка каршеринговой компании «Делимобиль».

Для восточного административного округа это (в порядке убывания насыщенности) –

− Перово;

− Измайлово;

− Северное Измайлово.

Для западного административного округа это (в порядке убывания насыщенности) –

− Очаково-Матвеевское;

− Раменское;

− Можайский.

Предварительно эти районы и должны были бы сформировать два идеальных кластера для проведения работ. Однако, перед окончательным решением, карты районов следовало наложить на карту расположения СТО, чтобы удостовериться в правильности выбора. Агрегаторы геоконтента, такие как Яндекс.Карты [2] и 2ГИС [3], позволили провести анализ расположения СТО в выделенных мною районах. Из него была получена информацию, которая повлекла за собой внесение корректив, а именно:

  1. Выяснилось, что несмотря на высокую плотность автомобилей в Северном Измайлово, в нём практически не присутствуют СТО;
  2. В свою очередь в районе Соколиная гора, которая по плотности не сильно уступает Северному Измайлово, присутствует широкий спектр СТО разной мощности и направленности;
  3. Также стоит рассматривать район Гольяново, в котором также сконцентрирована большой процент парка автомобилей и на его территории много СТО;
  4. Что же касается выделенных районов из ЗАО, в них соотношение плотности разброса парка и присутствия на их территории большего количества СТО удовлетворяют друг друга.

Таким образом, состав западного кластера проведения работ остался без изменений, и в нём остались районы Можайский, Раменское и Очаково-Матвеетское . Он имеет удобное географическое расположение, позволяющее принимать автомобили как из центра города, так и северных районов, а также и с южных.

В свою очередь состав восточного кластера претерпел некоторые изменения. Но основе новых полученных данных в ходе анализа расположения СТО в каждом из интересующих меня районов ВАО, мною было принято решение заменить район Северное Измайлово на район Соколиная гора, а также привлечь дополнительно район Гольяново. После чего восточный кластер проведения работ также обрёл географические преимущества, позволив себе удобно принимать автомобили на обслуживание из любой точки.

Так как в ходе обработки данных образовалось 2 рекомендованных к проведению работ кластера, логичным решением виделось поделить территорию города Москвы на сферы влияния, то есть, в зависимости от расположения автомобиля в данный момент, определять куда ему отправляться на обслуживание. Взглянув ещё раз на карту административных округов и приняв во внимание районный состав определённых кластеров для прохождения обслуживания, территория была разделена следующим образом:

− Все автомобили из парка каршеринговой компании «Делимобиль», которые нуждаются в проведении шиноремонтных работ и располагаются на территории СВАО, ВАО, ЮВАО, ЮАО, а также на территории таких районов ЦАО, как Мещанский, Красносельский, Басманный, Таганский и Замоскворечье, подлежат обслуживанию в восточном кластере;

− Все автомобили из парка каршеринговой компании «Делимобиль», которые нуждаются в проведении шиноремонтных работ и располагаются на территории ЮЗАО, ЗАО, СВАО, САО, а также на территории таких районов ЦАО, как Тверской, Пресненский, Арбат, Хамовники и Якиманка, подлежат обслуживанию в западном кластере.

Консолидируя информацию, полученную в ходе исследования [1] и обработки его результатов, можно с уверенностью сказать, что данный подход значительно сокращает перегон автомобиля от места его дислокации до места прохождения им обслуживания, так как учитывает, как конкретное место расположения одного автомобиля, так и тенденцию разброса всего парка автомобилей в целом. А сокращение перегона, в свою очередь, несёт за собой весомые экономические преимущества.

Таким образом методика определения оптимального количества мест для прохождения шиноремонтных работ и их местоположения представляет собой следующую последовательность действий:

1.Выбор исследуемой территории;

2.Выбор способа проведения исследования;

3.Определение условий;

4.Фиксация данных разброса парка автомобилей каршеринговой компании по исследуемой территории;

5.Стратификация данных по районам;

6.Выделение района или районов с самой высокой плотностью разброса парка автомобилей;

7.Стратификация данных по подрайонным территориям в выделенных районах;

8.Выделение подрайонных территорий с самой высокой плотностью разброса парка автомобилей;

9.Наложение выделенных подрайонных территорий на карту разброса СТО на исследуемой территории;

10. Внесение необходимых корректировок в состав выделенных подрайонных территорий;

11. Формирование кластеров для проведения работ из выделенных подрайонных территорий;

12. Разделение влияния кластеров на исследуемой территории (если это необходимо);

13. Вынесение рекомендаций по использованию и внедрению (если это необходимо).

Так как всё исследование [1] имело целенаправленный на определённую каршеринговую компанию характер, реализация и использование разработанной методики компанией «Делимобиль» представляется очень даже возможным. Сотрудники могут откорректировать исходную базу данных, зафиксировав их не как делалось в проведённом исследовании, при помощи мобильного приложения, а при помощи своих специальных корпоративных программ. Далее они просто откорректируют полученные кластеры, и уже внутри них найдут те СТО для сотрудничества, которые будут удовлетворять всех их экономическим запросам. В то время как расположение этих СТО уже сразу начнёт приносить компании прибыль, потому что за счёт снижения времени и километража перегона автомобиля на обслуживание, будет высвобождаться время из категории «время простоя». А для компании, которая специализируется на предоставлении поминутной аренды АТС, и чей парк автомобилей периодически растёт и пополняется новыми моделями, каждая свободная минута от каждого автомобиля её парка на вес золота. Поэтому даже незначительное снижение времени перегона в условиях того, что обслуживание парка автомобилей каршеринговой компании проходит в порционном режиме (на обслуживание отправляется единовременно не один автомобиль, а целая партия из парка), за счёт соблюдения периодичности ТО и предписаний завода-изготовителя по замене тех или иных комплектующих, будет приносить каршеринговой компании весомый доход [4].

Также нужно отметить, что реализация и использование методики, хоть изначально она была и узконаправленной, возможны, как и другими каршеринговыми компаниями (им нужно будет изменить только исходные данные), так и той же «Делимобиль» в ходе других узконаправленных углублённых исследований (по другим видам работ, по маркам автомобилей, по моделям автомобилей, по классам автомобилей и т. д.).

Литература:

  1. Рыжов Т. А. Снижение простоев при проведении шиноремонтных работ на автомобилях, используемых в системе каршеринга компанией «Делимобиль» / Рыжов Т. А., Воробьёв И. В. // Молодой учёный. — К., 2020. — № 7(297). — С.44–46.;
  2. https://yandex.ru/maps/213/moscow/?ll=37.768581 %2C55.777204&source=tableau_morda-newtab&utm_campaign=maps&utm_medium=morda-newtab&utm_source=tableau_morda-newtab&z=12.6 (Дата обращения: 30.11.2019);
  3. https://2gis.ru/moscow (Дата обращения: 30.11.2019);
  4. Рыжов Т. А. Организация процесса обслуживания автомобилей, используемых в системе каршеринга: ВКР бакалавра: 43.03.01 / Т. А. Рыжов. — М.: МАДИ 2018. — 60 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
каршеринговая компания
парк автомобилей
административный округ (АО)
район
плотность разброса
агрегатор геоконтента
станция технического обслуживания (СТО)
автотранспортное средство (АТС)
техническое обслуживание (ТО)
шиноремонтные работы

Молодой учёный