Анализ современного состояния нормативно-технической базы для землеустроительных и кадастровых работ в настоящее время является актуальной темой. Все земельное законодательство находится в тесной связи между собой. Последними особенностями развития земельного законодательства является общее увеличение числа земельно-правовых норм, и конкретизация земельно-правового регулирования. Однако появление новых документов в большинстве случаях не отменяет старых. В результате появляется не соответствие требований других документов, регламентирующих геодезические работы в области кадастра.
Ключевые слова: земельное законодательство, земельный кадастр, геодезическое обеспечение, земельно-правовое регулирование, межевание земель.
Исследования развития земельного законодательства в Российской Федерации за последние годы [1] дают основания для вывода о том, что актуальность и значение земельного законодательства как самостоятельной отрасли, регулирующей общественные отношения по поводу использования и охраны земель в Российской Федерации, сохраняется. При этом основной задачей, которую должно решать земельное законодательство, является обеспечение правовыми средствами баланса частных и публичных интересов в использовании земли. Достижение этой цели осуществляется совокупностью правовых средств, среди которых особое место занимает взаимоувязанное регулирование различных по характеру и содержанию земельных отношений.
Решению поставленной задачи отвечает сформированная в настоящее время система земельного законодательства, состоящая из федеральных законов, законов субъектов Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Все акты находятся в связи между собой, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а также Земельному Кодексу Российской Федерации (далее — ЗК РФ). Во главе земельной системы находится ЗК РФ, который, с одной стороны, закрепляет наиболее существенные правовые механизмы воздействия на возникновение и прекращение прав на землю, использование земли и управление правовыми ресурсами. С другой стороны, ЗК РФ выполняет роль связующего звена во взаимодействии различных правовых институтов и норм иных отраслей законодательства при регулировании земельных отношений.
На современном этапе законами Российской Федерации (далее — РФ) разграничены в правовом поле следующие деятельности: землеустроительная и кадастровая. Созданы две отдельные системы: система землеустроительных, система кадастровых работ. Они имеют общую цель и направленность — сформировать объект недвижимости, определить его размер, местоположение, границы, установить их на местности, совершенствовать организацию и использование территории, создать устойчивое землепользование, что в результате приведет к более рациональному использованию и управлению земельными ресурсами в государстве. Для осуществления таких целей как определение размера, местоположения, границы объекта недвижимости необходимо руководствоваться нормативно-техническими актами, которые регулируют геодезическое обеспечение кадастровых работ. Однако для осуществления геодезических работ отсутствует усовершенствованная методология.
Следует отметить, что последними особенностями развития земельного законодательства являются: общее увеличение числа земельно-правовых норм, и конкретизация земельно-правового регулирования [2]. Проблему отсутствия неусовершенствованной методики выполнения геодезических определений при межевании для землеустроительных и кадастровых работ поднимали в публикации ещё в 2016 году [3]. Следовательно, проблема снабжения геодезического обеспечения земельного кадастра усовершенствованной нормативной базой в настоящее время так и не решена.
При проведении геодезических работ в области земельного кадастра руководствуются нормативными правовыми актами, такими как методические рекомендации и инструкции. Основными документами при проведении геодезических работ являются:
− Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500. ГКИНП-02–033–82 (утв. ГУГК СССР 05.10.1979) (далее — Инструкция по топографической съемке);
− Инструкция по межеванию земель (утв. Роскомземом 08.04.1996);
Следует заметить, что Инструкция по топографической съемке утверждена ещё в 1979 году, поэтому основные ее требования не соответствуют требованиям других документов, регламентирующих геодезические работы в области кадастра. Для подтверждения вышесказанного представлены выдержки из названных нормативных правовых актов.
В Инструкции по топографической съемке говорится, что: «средние погрешности (ошибки) в положении на плане предметов и контуров местности с четкими очертаниями относительно ближайших точек съемочного обоснования не должны превышать 0,5 мм», «предельные погрешности положения пунктов плановой съемочной сети, в том числе плановых опознаков, относительно пунктов государственной геодезической сети и геодезических сетей сгущения не должны превышать на открытой местности и на застроенной территории 0,2 мм в масштабе плана и 0,3 мм — на местности, закрытой древесной и кустарниковой растительностью» [4].
В Инструкции по межеванию земель говорится, что средняя квадратическая погрешность положения межевых знаков относительно пунктов государственной геодезической сети, опорной межевой сети (опорных межевых знаков) на землях городов и поселков не более 0,1 мм [5].
Таким образом, действующие нормативные правовые акты, регламентирующие проведение геодезических работ в области земельного кадастра, отличаются своим содержанием. Из этого следует, что при проведении геодезических работ отсутствуют связанные между собой документы, регламентирующие методику выполнения работ, требования к приборам, к точности, длинам сторон и допустимым невязкам.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что особенностями развития земельного законодательства должно быть не только увеличение числа земельно-правовых норм и конкретизация земельно-правового регулирования, но и устранение устаревших нормативных правовых актов и инструкций. Поскольку усовершенствованное земельное законодательство повысит эффективность проведения землеустроительной, кадастровой и геодезической деятельности в целях улучшения процесса формирования объектов недвижимости, наполнения и актуализации государственного кадастра недвижимости.
Литература:
- Боголюбов С. А., Галиновская Е. А., Горохов Д. Б., Жариков Ю. Г. Концепции развития российского законодательства // Концепция развития земельного законодательства 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИЗиСП, 1998. — С. 169–182.Галиновская Е. А. Современное состояние и развитие земельного законодательства в России // Аналитический вестник Совета Федерации. — 2016. — № 24. — С. 19–32.
- Гавря Е. Н., Головина Е. М. Современные проблемы геодезического обеспечения кадастра недвижимости урбанизированных территорий // Инновационная деятельность: теория и практика. — 2016. — № 9 (5). — С. 29–34.
- «ГКИНП-02–033–82. Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500» (утв. ГУГК СССР 05.10.1979) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=6638 (дата обращения: 21.12.2019).
- «Инструкция по межеванию земель» (утв. Роскомземом 08.04.1996) // КонсультантПлюс. URL: http://docs.cntd.ru/document/901864177 (дата обращения: 21.12.2019).