В связи с развитием дистанционного обучения и увеличением числа его участников организация эффективного обучения в данных условиях становится важной задачей. В работе рассматриваются существующие типы обучения и их классификация по таким признакам, как способ и средство передачи знаний. Рассмотрены формы дистанционного обучения, соответствующие различным типам обучения. Выявлена наиболее эффективная форма дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, эффективность обучения.
Дистанционное обучение (ДО) в той или иной степени в настоящее время используется повсеместно в учебных заведениях: вузах, школах, а также в различных организациях и на предприятиях в форме дистанционных курсов повышения квалификации. Интернет университеты и платформы массовых открытых онлайн курсов (MOOC) используются для получения самообразования. Идет процесс вовлечения все большего количества участников в ДО как в России, так и за рубежом. Рынок дистанционного обучения в мире имеет ежегодный прирост 7,6 %, в Азии — 17,3 %, в Восточной Европе — 16,9 %, в Африке — 15,2, в Латинской Америке — 14,6 % [1]. Поэтому важной задачей является организация эффективного ДО.
Процесс обучения может быть организован по-разному. Необходимо провести классификацию и анализ существующих подходов, выявить наиболее эффективные способы обучения. На основании проведенной классификации обучения, необходимо выделить и проанализировать существующие формы ДО, определить их эффективность.
1. Классификация обучения
Обучение может происходить по двум схемам:
- человека — человек;
- человек — посредник — человек.
В соответствии с этим, по способу передачи знаний обучение делится на прямое и опосредованное (рисунок 1).
Прямое обучение — это передача знаний от человека непосредственно человеку. В данном случае знания не отделены от носителя, они не формализованы.
Рис. 1. Классификация обучения по способу передачи знаний
Проблемы прямого обучения в том, что:
- нельзя для всех носителей знаний (экспертов) преподавание сделать профессией;
- преподаватели — это люди, и им свойственно умирать;
- нельзя обучить одновременно много людей.
Таким образом, знания при таком обучении могут теряться. Поэтому знания необходимо отделить от носителя. Также при данном способе организации обучения нет учета метазнаний (знаний, как получать знания), бэкграунда (багажа знаний, приобретенного студентом к моменту получения нового знания) и особенностей восприятия информации.
Опосредованное обучение — это передача знаний от человека человеку посредством посредника, материального носителя. По средству обучения опосредованное обучение делится на обучение по учебнику и автоматизированное обучение (рисунок 2). В данном случае знания отделены от носителей. Вследствие этого знания не теряются.
Рис. 2. Классификация опосредованного обучения по средству обучения
Обучение «по учебнику» — это самостоятельное обучение студентов. Инструмент обучения — книга, ее электронный вариант или видео. Методика обучения не формализована. При данном способе организации обучения нет учета метазнаний, бэкграунда и особенностей восприятия информации, нет контроля усвоения знаний. Знания представлены в вербализованном виде, частично формализованные. У студентов могут возникнуть вопросы, ответов на которых может не быть в учебнике. Также у них должна включаться мотивация, бэкграунд. У студентов может быть разный бэкграунд, мотивация, метазнания. И это сильно влияет на результат обучения. Также результат обучения зависит от самого обучаемого, какие у него цели, что ему нужно получить по окончанию курса: сдать экзамен или, например, написать программу.
Обучение «по учебнику» не дает гарантии получения знаний. Например, необходимо, чтобы студент обучился программированию на JavaScript. Заранее предсказать, выучится ли человек по данной книге программировать, нельзя. Если студент ранее программировал, то у него возникает аналогия, даже не читая книгу полностью, он разберется, как писать программы на новом языке. У него уже сформирована структура. Если студент ранее вообще не программировал, то он не поймет, он не сможет пользоваться свободно инструментом-книгой. Необходимо восполнение недостающих знаний, чтобы приступить к книге. Сначала студент должен получать знания об элементарных вещах, абстрагированных от реализации конкретного языка, затем знания про те объекты, которыми он будет манипулировать, потом про объектную модель документа, браузер, потом изучит язык HTML, библиотеки, потом инкапсуляцию на уровне компонентов. Поэтому с помощью данного типа обучения нельзя получить стабильности показателей качества обучения.
Автоматизированное обучение — это обучение посредством обучающей системы. Инструмент обучения — программа, некий пакет. Методика обучения формализована. Если студент будет правильно работать с программой, то он гарантированно получит знания. Процесс получения знания — транзакция. Сначала студент читает учебный материал, потом идет проверка усвоения полученных знаний. Если в процессе возникает сбой: знания студентом не усвоены, то идет возврат к исходному состоянию.
2. Формы ДО
ДО строится на основе различных подходов к обучению. Классификация ДО по типу обучения представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Классификация ДО по типу обучения
ДО, имитирующее традиционное очное, соответствует прямому обучению человека. Методика обучения не отличается от традиционной. Используются такие же типы занятий, как в традиционном очном обучении: лекции, семинары, но посредством телекоммуникационной среды. Занятия, проводимые онлайн, называются вебконференциями (вебинарами).
Примеры российских и зарубежных инструментов организации и проведения вебинаров: Websoft, TrueConf, iWebinar, Comdi, Виртуальная комната Mirapolis, Интерактивные сетевые видеотрансляции, Система видеоконференцсвязи ВидеоМост, Life Conference, Remote Meeting Point, Himeeting, Acrobat Connect Pro, Meeting Place. Данные инструменты и их возможности представлены в работе [2]. Преподаватель, как и в традиционном обучении, — ключевая фигура в передаче знаний.
Самостоятельное ДО соответствует опосредованному обучению человека «по учебнику». Знания формируются в виде электронных книг, файлов, видео. Процесс обучения — это хождение студента по меню. Первый не регламентирован: «учись, как хочешь». Обучаемый сам определяет, в какой последовательности проходить обучение.
Распределенное автоматизированное ДО соответствует опосредованному автоматизированному обучению человека. Процесс обучения регламентирован: «учись, как требуется». В обучении роль больше компьютера (обучающей системы), а не преподавателя. Студенты обучаются под контролем обучающей системы, по методике, заданной преподавателем.
3. Эффективность обучения и формы ДО
Эффективность обучения рассмотрим с позиций: эффективности работы преподавателя и студента. Эффективность работы преподавателя — это время, потраченное на обучение студентов, эффективность работы студента — это то, насколько хорошо студент усвоил знания, умения навыки по пройденному курсу. Рассмотрим, как влияет использование той или иной формы ДО на эффективность обучения (таблица 1).
Таблица 1
Изменение эффективности обучения в ДО по сравнению с традиционной формой
|
ДО, имитирующее традиционное обучение |
Самостоятельное ДО |
Распределенное автоматизированное ДО |
Эффективность работы преподавателя |
повышается/ не изменяется |
повышается |
повышается |
Эффективность работы студента |
не изменяется |
снижается |
повышается |
Самостоятельное ДО обладает наименьшей суммарной эффективностью. Первоначально преподаватели тратят много времени на создание электронной версии курса. Далее по мере прохождения курса все новыми, и новыми студентами, суммарные временные затраты на обучение снижаются, соответственно растет эффективность по сравнению с традиционным обучением. Студенты обучаются практически самостоятельно, поэтому гарантировать приобретение знаний и умений нельзя.
Немного большей эффективностью обладает ДО, имитирующее традиционное обучение. Сначала преподаватели тратят много времени на организацию процесса обучения из-за необходимости изучения инструментов проведения вебинаров. Далее нужно организовать само занятие, известить студентов. С ростом количества одновременно обучаемых студентов время, затрачиваемое преподавателем, уменьшается. Но проведение некоторых типов занятий, например, семинаров, может включать ограниченное количество участников. Поэтому эффективность преподавателя повышается незначительно или не изменяется вовсе. Для студента по сравнению с традиционной формой ничего не меняется.
Наиболее эффективным является распределенное автоматизированное ДО. Оно повышает эффективность и преподавателя, и студента по сравнению с традиционным обучением. Здесь, как и в самостоятельном ДО, на первом этапе преподавателем тратиться много времени на подготовку электронной версии курса. Далее преподаватель только администрирует курс, отвечая на вопросы студентов. Соответственно, время, затрачиваемое преподавателем на обучение, сокращается. Студенты же гарантированно приобретают знания и умения по пройденному курсу.
Заключение
Из существующих типов обучения опосредованное автоматизированное обучение является наиболее эффективным, гарантирующим приобретения знаний и умений студентами. Распределенное автоматизированное ДО, соответствующее данному типу обучения, по сравнению с другими формами ДО, обладает наибольшей эффективностью в сравнении с традиционной формой обучения.
Литература:
1. E-Learning Market Trends & Forecast 2014–2016 Report // Docebo. 2014. https://www.docebo.com/landing/contactform/elearning-market-trends-and-forecast-2014–2016-docebo-report.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. англ.
2. Латыпова В. А. Анализ инструментов организации и проведения вебинаров // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. 2011. Том I. № 9 (32). С.69–74.