Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы назначения и исполнения исправительных работ в отношении несовершеннолетних лиц

Научный руководитель
19. Государство и право
Препринт статьи
09.12.2025
Поделиться
Аннотация
Актуальность рассмотрения проблем назначения и исполнения исправительных работ в отношении несовершеннолетних связана с тем, что исправительные работы предполагают исправление несовершеннолетнего осужденного путем привлечения к труду, формируя таким образом уважительное отношение и социальное исправление. Целью статьи является проведение анализа правового регулирования назначения и исполнения исправительных работ несовершеннолетними, а также выявление проблемных аспектов и возможных решений по их преодолению.
Библиографическое описание
Алиев, Р. А. Проблемы назначения и исполнения исправительных работ в отношении несовершеннолетних лиц / Р. А. Алиев, Д. Р. Атаманский. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/547/19218.


Совершенствование практики исполнения наказаний невозможно без научно-аналитического рассмотрения проблем института исполнения наказаний. Ряд вопросов законодательного регулирования требуют отдельного научного осмысления. Так, например, можно сказать о проблемах исполнения уголовных наказаний, которые назначаются несовершеннолетним лицам за совершение преступлений.

Исправительные работы — одно из немногих в системе уголовных наказаний, которое может быть назначено несовершеннолетнему в силу ст. 88 УК РФ [1]. Как подчеркивается в статье Крюковой Е. Е. и Евстегнеева А. С. «Проблемы назначения и исполнения исправительных работ несовершеннолетним»: «…наказание в виде исправительных работ сочетает в себе воспитательный и картельный элемент, несовершеннолетний осужденный приобретает определенные трудовые навыки, необходимые ему в будущем. Наказание… носит не только характер исправительного воздействие, но и, как нам представляется, нравственного перевоспитания несовершеннолетнего» [2, c. 234].

Сущность исправительных работ как наказания, обеспечивающего достижения целей исправления лица, восстановления социальной справедливости, состоит в том, что основу исполнения такого наказания составляет привлечение несовершеннолетнего к труду. Труд или трудовая деятельность несовершеннолетнего осужденного рассматривается как способ оказания на него исправительного воздействия.

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации правовые аспекты исполнения исправительных работ осужденными регламентируется главой 7 [3]. Первое, что обращает на себя внимание, законодатель не дифференцирует особенности исполнения исправительных работ совершеннолетними и несовершеннолетними осужденными. Вместе с тем, условия уголовно-правового назначения исправительных работ в отношении несовершеннолетних существенно отличаются от тех, которые предусмотрены общими правилами для совершеннолетних лиц.

Как неоднократно выражал правовую позицию Конституционный Суд Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование в уголовно-исполнительной сфере, должен учитывать «…необходимость соблюдения дифференцированного и при этом недискриминационного подхода к определению в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве видов наказаний, оснований и условий их отбывания, освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также замены одного наказания другим» [4].

Дифференцированный подход законодателя к определению назначения исправительных работ прослеживается лишь в сроке назначения наказания, который для несовершеннолетних не может превышать одного года, для остальных категорий осужденных — не более двух лет (ст. 50 УК РФ). Однако не обнаруживается дифференциации правового регулирования при определении правил исполнения наказания. Так, например, федеральный законодатель, регламентируя в ст. 40 УИК РФ условия отбытия наказания, не предусматривает каких-либо изъятий из общих правил исполнения наказаний, распространяющихся на несовершеннолетнего. Кроме того, правило о невозможности осужденным отказаться от предложенной ему работы является императивным и распространяется на всех осужденных.

Вместе с тем, несовершеннолетние в значительной степени отличаются от совершеннолетних лиц уровнем физического развития, интеллектуальной подготовленностью, психоэмоциальным фоном. В уголовно-исполнительном законодательстве также не конкретизируется порядок определения характера труда, к которому может быть привлечен осужденный несовершеннолетний.

По нашему мнению, институт исполнения наказания в виде исправительных работ в российском уголовно-исполнительном праве построен без учета исполнения данного вида наказания несовершеннолетними. Анализ правового регулирования исправительных работ в нормах УПК РФ не формирует целостного представления о том, как отбывают данный вид наказания несовершеннолетние. Как уже было неоднократно подчеркнуто, отсутствуют императивные правила, требующие учета статуса несовершеннолетних при определении конкретной трудовой деятельности, к которой будет привлечен осужденный.

Применение положения УИК РФ об исправительных работах также должно корреспондировать требованиям трудового законодательства, определяющего специфику вступления в трудовые правоотношения с несовершеннолетними. Во-первых, исполнение наказания в виде исправительных работ должно обеспечиваться соблюдением гарантий трудовых прав несовершеннолетних, не допуская их привлечения к труду с тяжелыми и опасными условиями. Во-вторых, на практику назначения исправительных работ влияет и положения трудового законодательства, определяющего возраст и условия, с которого несовершеннолетние могут вступить в трудовые отношения. Так, лица в возрасте 14 лет вступают в трудовые отношения с согласия родителя при условии, что несовершеннолетний получил общее образование, либо считается получающим, но в таком случае может быть привлечен к работе в свободное от учебы время. В-третьих, все вышеуказанные условия также должны сочетаться с правилом п. 1 ст. 39 УИК РФ об исполнении исправительных работ в районе места жительства несовершеннолетнего. Представленный анализ демонстрирует, что органами, обеспечивающим исполнение исправительных работ несовершеннолетними, потребуется комплексная оценка всех аспектов, обеспечивающих законность исполнения наказания.

Современные институты назначения и исполнения уголовных наказаний несовершеннолетним должны характеризоваться высокой степенью демократизации и гуманизации, основываться на учете физического и психоэмоционального развития ребенка, в связи с чем, как мы полагаем, требуют реформирования в направлении обеспечения повышения правовой охраны прав и законных интересов несовершеннолетних осужденных. В качестве ориентира может быть правовое регулирование назначения и исполнения обязательных работ, предусматривающее выполнение несовершеннолетним только посильных работ, однако и здесь потребуется законодательная конкретизация, какие работы можно считать посильными для несовершеннолетнего, с целью исключения оценочного подхода правоприменителя.

Таким образом, проведённый анализ позволяет заключить, что действующее правовое регулирование исполнения наказания в виде исправительных работ недостаточно учитывает особенности статуса несовершеннолетних осужденных. Несмотря на закрепление в уголовном законодательстве дифференциации при назначении наказания, Уголовно-исполнительный кодекс не содержит специальных норм, направленных на учет физического, интеллектуального и психоэмоционального развития подростков при определении условий и характера их трудовой деятельности. Отсутствие подобных норм приводит к фрагментарности правового регулирования и рискам нарушения трудовых прав несовершеннолетних, поскольку исполнение наказания должно сочетать требования уголовно-исполнительного и трудового законодательства.

Следовательно, институт исполнения исправительных работ нуждается в комплексном реформировании, направленном на создание специальных, императивно закреплённых правил для несовершеннолетних, обеспечивающих их защиту, гуманизацию воздействия и достижение целей исправления. Оптимизация регулирования должна включать конкретизацию видов допустимых работ, механизмов учета возраста, состояния здоровья и занятости подростков, а также совершенствование взаимодействия между органами, обеспечивающими исполнение наказания.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.10.2024) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  2. Крюкова Е. Е., Евстегнеев А. С. Проблемы назначения и исполнения исправительных работ несовершеннолетним // В сборнике: Проблемы правоохранительной деятельности на современном этапе. сборник трудов II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Кострома, 27–28 апреля 2023 г.). Кострома, 2023. С. 231–235.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 25.10.2024) // Собрании законодательства РФ. от 1997. № 2. Ст. 198.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.2022 № 8-П «По делу о проверке конституционности части седьмой статьи 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В. Н. Егорова» // СЗ РФ. 2022. № 10.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный