В статье рассматривается вопрос о духовном и нравственном воспитании детей в современном обществе. Подчеркивается значение этого для становления личности ребенка, его моральных качеств и патриотических взглядов. Описывается опыт реализации дополнительной общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности «КЛАДовая ценностей», призванной помочь детям 5–7 лет осознать и принять общечеловеческие ценности. Раскрываются основные направления программы, охватывающие любовь к Родине, милосердие, семейные устои, дружбу, познание, здоровье, труд, культуру и красоту.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, дошкольный возраст, формирование личности, патриотическое воспитание, программа «КЛАДовая ценностей», ценностные ориентации, нравственное развитие, социализация, дети старшего дошкольного возраста.
Современное общество предъявляет все более высокие требования к личности, ее моральным качествам и способности к адаптации в быстро меняющемся мире. В этой связи особую значимость приобретает процесс прививания подрастающему поколению духовно-нравственных ориентиров, начиная с самого раннего возраста. Ведь именно в период дошкольного детства закладываются основы мировоззрения, представления о добре и зле, о справедливости и милосердии, о любви к Родине и уважении к другим культурам.
Привитие базовых духовно-нравственных ценностей, раскрывающих духовные основы отечественной культуры, является ключевым фактором становления ребенка, его морального формирования патриотических взглядов. Эти идеалы, которые берут своё начало в многовековой истории нашей страны, объединяют все народности, служат основой для сохранения самоопределения и укрепления гражданского единства.
Важность воспитания морально-нравственных качеств с самого раннего возраста подчеркивается многими исследователями. В частности, Л. С. Выготский отмечал, что «воспитание есть не просто передача опыта, но и организация новых форм поведения, где проявляются высшие психические функции» [1, с. 78]. Он подчеркивал, что в процессе воспитания интериоризируются те ценности и правила, которые становятся внутренним регулятором поведения ребенка.
Патриотизм, почтение к старшим, милосердие, справедливость, честность, трудолюбие, коллективизм — всё это является основой русской культуры. Эти принципы передаются от родителей детям через фольклор, литературу, искусство, обычаи и обряды. При ознакомлении с этими принципами у детей формируется чувство единства с народом, гордость за его прошлое и настоящее, ответственность за будущее.
Сложным и многогранным является привитие нравственных понятий детям старшего дошкольного возраста, требующим комплексного подхода. Важно не только рассказывать детям о нравственных понятиях, но и показывать их на практике. Необходимо стимулировать проявление эмпатии, готовности помочь ближнему, умения решать конфликты мирным путем.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников также имеет большое значение. Патриотизм — это не только любовь к своей Родине, но и уважение к другим народам и культурам. Важно прививать малышам мысль о том, что наша страна — многонациональная держава, в которой каждый человек имеет право на уважительное отношение и достойную жизнь.
По мнению Д. С. Лихачева, «культура — это не просто сумма знаний, а система ценностей, определяющих мировоззрение личности». Он подчеркивал, что именно совокупность накопленных человечеством знаний и представлений о мире определяет облик личности, ее созидательные стремления. В этом смысле знакомство с отечественной историей является одним из факторов воспитания духовно-нравственных ориентиров.
Взрослые — и педагоги, и родители — должны создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, в которой ребенок ощущает себя любимым, защищенным и спокойным. Необходимо поощрять начинания детей, стимулировать их творческую активность, предоставлять возможности для самовыражения. Важно помнить, что ребенок учится на примере взрослых, поэтому необходимо быть образцом нравственного поведения.
Именно поэтому, мы в нашем ДОУ уделяем особое внимание формированию ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста. Мы реализуем дополнительную общеразвивающую программу под названием «КЛАДовая ценностей». Эта программа, созданная с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 7 лет, призвана помочь ребенку осознать и принять общечеловеческие ценности, необходимые для полноценной жизни в обществе.
К пяти годам дети уже обладают определенным багажом знаний о мире, как со взрослыми, так и со сверстниками. В этом возрасте происходит становление социально-значимой активности. Важно, чтобы ребенок научился понимать свои эмоции и эмоции других людей, мог принимать решения, опираясь на свои ценностные ориентиры. Мы стремимся к тому, чтобы дети умели проявлять эмпатию, могли общаться и находить общий язык в спорных ситуациях. Воспитание культуры общения, основ этикета и правил поведения также является важной частью нашей деятельности.
Дети младшего школьного возраста с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, осознавая важность своих поступков. В этом возрасте игра остается основным занятием, поэтому в программе «КЛАДовая ценностей» мы активно используем игровые образовательные технологии. Знания, которые мы даем детям, выступают как способ формирования личности дошкольника. Мы уделяем особое внимание индивидуальному подходу, и программа предусматривает возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Наша концепция охватывает широкий спектр понятий, отражающих взгляды и убеждения россиян. Все они интегрированы в воспитательный процесс детского сада и адаптированы к возрастным особенностям воспитанников.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического воспитания. Мы рассказываем детям об истории страны, ее обычаях и нравах, прививаем им чувство любви к родному краю и бережное отношение к окружающей среде. Забота о ближнем и добро формируют внутренний мир личности. Мы прививаем детям эмпатию, сопереживание и желание помогать тем, кто в этом нуждается.
В основе социального воспитания лежат такие понятия как семья, дружба и сотрудничество. Мы помогаем детям строить гармоничные отношения с окружающими, уважать других людей, ценить дружбу и работать в команде. Ценность познания стимулирует тягу к учебе и саморазвитию. Мы поддерживаем любознательность детей, помогаем им открывать для себя новые горизонты и развивать свои способности.
Крепкое здоровье и хорошее самочувствие являются базой для физического развития. Мы учим детей заботиться о себе, заниматься спортом и вести правильный образ жизни. Ценность работы формирует бережное отношение к труду и трудолюбие. Мы даем детям возможность проявить себя в разных видах деятельности, учим их ценить свои успехи и достижения других людей. Базой для эстетического воспитания выступают искусство и понятие красоты. Мы прививаем детям любовь к искусству, развиваем их творческие способности и учим видеть прекрасное вокруг.
В рамках программы «Кладовая ценностей» реализуются различные темы, призванные сформировать у детей определенные ценностные ориентиры. Например, «Знания нужны. Знания важны» нацелена на формирование познавательного интереса, приобщению к общественной жизни и воспитание почтения к труду. На занятиях дети узнают о значении знаний для человека, о различных профессиях и о том, как знания помогают людям добиваться успеха.
Тема «Что такое доброта?» призвана научить детей тому, что такое доброта, развить у них чувство сострадания и желание помогать другим. На уроках дети обсуждают примеры добрых поступков, разыгрывают сценки и учатся проявлять внимание к окружающим.
Тема «Как не опоздать на всю жизнь?» направлена на привитие детям чувства ответственности, умения планировать свое время и заботиться о себе. В ходе занятий дети учатся составлять режим дня, узнают о важности правильного питания и спорта.
Темы «Как понять друг друга» и «Спешите делать добро», направлены на развитие эмпатии, способности разделять чужие переживания и приходить на выручку, а также на привитие навыков конструктивного общения и разрешения конфликтов. Дети учатся сопереживать, находить компромиссы и проявлять внимание к ближним.
Темы «Семейная преданность» и «В мире все взаимосвязано» воспитывают у детей любовь к семье, уважение к старшим, чувство ответственности за своих близких и бережное отношение к природе. Дети узнают о семейных обычаях, взаимосвязи человека и природы и о необходимости сохранения окружающей среды.
Темы «Жди меня и я вернусь», «Нужно ли слушаться старших» и «Культура вежливости» призваны воспитать в детях патриотические чувства, уважение к старшим и соблюдение норм и правил поведения в обществе. Ребята познакомятся с героизмом и мужеством наших предков, защищавших свою Отчизну, а также узнают, почему необходимо слушаться старших и соблюдать правила вежливого общения.
Наша программа «Кладовая ценностей» охватывает широкий спектр тем, связанных с формированием системы ценностных ориентаций у старших дошкольников. Мы уверены, что, прививая детям правильные ценности с раннего возраста, мы способствуем тому, чтобы они стали достойными гражданами своей Родины и счастливыми людьми.
Привитие общечеловеческих нравственных ориентиров, которые отражают духовные основы отечественной культуры и формируют нравственные нормы и патриотизм у детей старшего дошкольного возраста, является важной задачей современного образования. Реализация этой миссии требует комплексного подхода, совместных усилий педагогов, родителей и общества в целом. Только в этом случае мы сможем воспитать достойных людей, которые смогут созидать и творить, сохранять и развивать культуру.
А. С. Макаренко говорил: «Воспитание — это процесс социальной помощи становлению личности». Он подчеркивал, что необходимо стремиться к воспитанию гармоничной личности, умеющей развиваться и реализовывать себя. В этой связи, нужно обеспечивать возможности для проявления детьми творческих наклонностей, для выражения их индивидуальности. В этой связи, нужно обеспечивать возможности для проявления детьми творческих наклонностей, для выражения их индивидуальности, формирования их жизненных целей и ориентиров.
В заключение следует отметить, привитие нравственных ориентиров детям старшего дошкольного возраста — это длительный и непрерывный процесс, требующий постоянного контроля. Необходимо помнить, что дети — это наше будущее, и от того, какие ценности мы им привьем, зависит будущее нашей страны.
Литература:
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва: АСТ, 2018. — 672 с.
- Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев. — Санкт-Петербург: ЛОГОС, 2016. — 208 с.
- Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. — Москва: АСТ, 2017. — 416 с.