В данной статье рассматривается влияние государственного деятеля Х. Д. Перона на развитие системы образования в Аргенине. С одной стороны, Перон проводил реформы, которые сделали высшее образование доступным для всех аргентинцев. С другой стороны, университет стал площадкой для распространения официальной идеологии.
Ключевые слова: перонизм, Перон.
Формально, перонизм (или Национальное хутсиалистское движение) — это массовое движение, сложившееся в Аргентине в середине 1940-х годов вокруг фигуры харизматичного полковника Хуана Доминго Перона (1895–1974) [1. C. 112.].
Хустисиалистская партия была основана в 1947 году Х. Д. Пероном и его женой — Эвитой Перон. Основными принципами партии являлись сохранение государственного суверенитета, стремление к экономической независимости Аргентины и создание социально-справедливого общества [2. C 79.].
Перонизм как бы «защищает» группы граждан, составляющих трудящиеся массы, — в этом также прослеживается идея создания справедливого государства, но при этом лидер движения — Х. Д. Перон — не отказывается от других слоев общества, играя роль «отца», заботящегося обо всех аргентинцах.
Что касается сферы образования, то с одной стороны, Перон проводил реформы, которые сделали высшее образование доступным для всех аргентинцев. В 1949 году была отменена плата за обучение, впервые введена система стипендий для малообеспеченных [8. C. 2]. Количество студентов увеличилось: в 1950 году их численность составила 96 тысяч []. К 1956 году Аргентина стала страной с наибольшим количеством студентов университетов во всей Латинской Америке.
Среди наиболее важных изменений в первый период перонизма можно отметить создание министерства образования в 1948 г. [9] и упразднение совета национального образования (СNE), который управлял образованием с 1884 г., работая дискреционно, а также школьных управлений, школьных советов. Это позволило централизовать образовательную систему и создать линию прямого подчинения школ правительству.
Перон расширял сеть высших учебных заведений, создавая новые университеты и факультеты. При его правлении были согласованы учебные программы, унифицированы условия поступления в университет. Таким образом, через образование продвигалась идеология перонизма, которая возвеличивала Х. Д. Перона, создавая образ предводителя нации.
Например, в книгах, предназначенных для обучения в школах, даже в младших классах, появлялось все больше и больше портретов и текстов о Х. Д. Пероне и его супруге. Так, в учебнике для 2 класса «Трудяги» размещен портрет генерала Перона и текст с названием «Предводитель» [6. C. 24–25], посвященного Х. Д. Перону как предводителю Новой Аргентины. Также написано о том, что он сделал все, чтобы рабочие могли жить с достоинством, приватизировал железные дороги, электростанции, газ, которые до этого были в иностранных руках, построил множество школ.
Однако Перон пытался ограничить автономию университетов. Согласно принятому в 1947 году закону [8. C. 3], ректор назначался правительством, а не избирался советом университета. Кроме того, в университетах сформировалась идеологическая цензура, и власть использовала образовательную сферу для распространения официальной идеологии. Перон выступал против университетов, которые ставили под сомнение его методы и цели.
Конечно, такие популистские высказывания встречали массовую поддержку и ликование. Х. Д. Перон и Эва Перона, которая имела для населения, возможно, более важное значение, чем сам президент, действительно воспринимались населением как достойные лидеры государства. Об этом свидетельствует и различные песни, книги и стихотворения людей, посвященные Эве Перон. Например, знаменитая песня «Не плачь по мне, Аргентина» [3] из мюзикла «Эвита» [5]. Также приверженность к перонистской партии и президентов XXI века, например, Эдуардо Духальде (2002–2003), Нестор Киршнер (2003–2007), Кристина Фернандес де Киршнер (2008–2015) [7], говорит о том, что идеи перонистов остаются до сих пор актуальными.
Так, можно сказать, что перонистское движение оказало влияние на образование путем продвижения идеологии через образовательные пособия, книги.
Литература:
- Бирюков С. Левый национализм по-латиноамерикански: Хуан Перон и перонизм // Консервативная политическая мысль. 2020.
- История Латинской Америки: Вторая половина XX века / отв. ред. Е.А.
- Ковингтон Д. Песня «Не плачь по мне, Аргентина», 1976
- Ларин; Ин-т всеобщей истории. — М.: Наука, 2004 — с. 79.
- Уэббер Э. Л., Райс Т. Мюзикл «Эвита»
- Гарсия Л. Ф. Трудяги. García. L. F. Obreritos. Buenos Aires: Editorial Kapelusz, 1953 — p. 24–25.
- История выборов в Аргентине. Historia electoral Argentina (1912–2007) / Coordinación Gen.: Mariel Navarro. Buenos Aires: Ministerio del Interior, 2008 — p. 168.
- Новый закон об Университетах. LEY N° 13.031 — Establece un nuevo régimen universitario (BOL. OF. 4/11/947) URL: https://archivoperonista.com/wp-content/uploads/2024/07/Nueva-Ley-Universitaria-04–11–47.pdf
- Фиоручи Ф. Школы во время перонизма. Fiorucci F. El campo escolar bajo el peronismo 1946–1955. URL: file:///C:/Users/Олег/Downloads/DialnetElCampoEscolarBajoElPeronismo19461955–4217130.pdf (дата обращения: 18.05.2025).