В статье рассматриваются теоретические аспекты процесса развития группы как социального явления и как одной из важнейших форм социального объединения людей. Анализируются различные подходы к формированию группы в отечественной и зарубежной социальной психологии. Выделяются такие понятия, как «социальная психология», «группа», «социальная психология группы». Выявляются особенности подходов к процессу развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии. Подчеркивается значимость развития группы в жизни человека, ее влияние на развитие психики человека, а также важность сохранения целостности группы для защиты вида.
Ключевые слова: социальная психология, группа, социальная группа, социальная психология группы
Проблема развития группы как одной из важнейших форм социального объединения людей в процессе общения и совместной деятельности является центральной проблемой современной социальной психологии.
Интерес к этой теме обусловлен рядом причин, среди которых: значимость группы в жизни и развитии человека (только в условиях группы возможно достичь всестороннего личностного развития, овладеть навыками коммуникации и взаимодействия с другими людьми, получить знания, необходимые для успешной социализации в обществе); влияние группы на развитие психики человека (понимание человеческой природы, изучение процессов становления и развития человека невозможно без анализа тех групп, членами которых он является); целостность группы (с момента своего возникновения группа представляет собой целостное явление, которое имеет свои специфические характеристики, которые не сводятся к индивидуальным особенностям и характеристикам её членов), различные подходы к проблеме развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии.
Человек — явление общественное, на протяжении жизни люди объединяются в различные группы, изучением истории развития и становления этих групп занимаются такие науки, как социология и социальная психология. Данные науки рассматривают аспекты существования групп в призме общественных отношений.
В социологии под социальной группой понимается реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены совместной деятельностью или находятся в сходных условиях жизни и поэтому осознают свою принадлежность к данной общности [6].
Социология выделяет объективный критерий различения групп, на основе которого исследуется каждая группа, ее отношения с обществом и с личностями, входящими в нее. Для социальной психологии характерен субъективный подход, а именно, возможность исследовать влияние группы на сознание и поведение человека. Группа, в данном контексте, изучается как ячейка общества, в которой формируется личность. В общей психологии рассматриваются особенности поведения личности в присутствие других людей. Понятие «группа» как социальный феномен также активно используется в менеджменте, где акцент, в первую очередь, ставится на управленческой деятельности. В настоящее время возникло понятие «управленческая команда», это связано с внедрением концепции «командных форм управления». Знание основных социально-психологических рычагов развития «социальной группы» дает возможность создавать благоприятные условия для развития организаций, профессиональных групп, а также управлять процессами внутри группы.
Подходы к изучению развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии отличаются акцентами на различных аспектах этого процесса. В отечественной психологии выделяется поэтапное развитие группы, так называемая «модель Льва Ильича Уманского» [10], которая представляет собой последовательную смену стадий и характеризуется качественными различиями степени выраженности таких параметров, как направленность, организованность, подготовленность и коммуникативность. При этом развитие группы происходит в процессе от низшего порядка (только что сформировавшаяся группа-конгломерат) к высшему (коллектив).
В зарубежной же психологии одна из основных моделей развития группы, предложенная Брюсом Такманом, основана на выделении двух основных сфер групповой деятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.
Таким образом, рассмотрение проблемы развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии имеет свои особенности.
Научный подход к пониманию поведения того или иного человека предполагает учет тесной связи человека со всем его социальным окружением. Закономерности поведения и деятельности человека, обусловленные включением его в различные социальные группы, а также психологические характеристики этих групп изучает социальная психология (раздел общей психологии).
Социальная психология — это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний. В центре внимания социального психолога находятся последствия различного рода контактов между людьми, проявляемые в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов. Эти контакты могут быть как непосредственными (лицом к лицу), так и опосредствованными (путем использования средств массовых коммуникаций) [12].
Специфика социальной психологии как науки в отличие от социологии и психологии личности состоит в том, что внимание социальных психологов фокусируется на текущей социальной ситуации, в которой оказалась какая-либо личность. Социальная ситуация включает в себя других людей в данной среде, их установки и поведение, а также отношение к данной личности.
С начала прошлого века стали оформляться две ветви социальной психологии, а именно, психологическая и социологическая. Оба направления рассматривают социальное поведение, но с различных теоретических позиций. В центре внимания психологической социальной психологии находится индивид. Центральным звеном социологической социальной психологии становится группа или общество в целом. Оба направления современной социальной психологии влияют друг на друга, взаимно обогащаясь.
Структура социальной психологии как науки включает в себя следующие разделы: социальная психология личности, социальная психология общения и межличностного взаимодействия, социальная психология групп.
Социальная психология групп — это раздел, который охватывает разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения, она рассматривает функционирование объединений, возникающих в человеческом обществе [9].
Под группой понимают конкретную общность, в которой люди связаны между собой совместной деятельностью, общим признаком или находятся в идентичных обстоятельствах и условиях.
Значимость группы в жизни и развитии человека огромна. Только в условиях группы можно достичь своевременного и всестороннего развития личности, овладения навыками коммуникации и взаимодействии с другими людьми, освоения знаний необходимых для успешной социализации в окружающем обществе. Группа оказывает определенное влияние на развитие психики человека. В этой связи невозможно понять человека, изучить процессы его становления и развития как личности без анализа тех групп, членами которых он является.
Группа представляет собой совокупность людей, объединенных общей целью и деятельностью, а также связанных между собой общими ценностными ориентирами. С момента своего возникновения группа представляет собой целостное явление, которое имеет свои специфические характеристики, не сводимые к индивидуальным особенностями и характеристикам ее членов. Каждая группа имеет свою особенную историю становления и развития, закономерности деятельности.
Выделяют следующие этапы развития групп: диффузная группа (практически отсутствует совместная деятельность); просоциальная ассоциация (межличностные отношения мало связаны с совместной деятельностью); коллектив (общение высоко опосредовано совместной деятельностью, которая носит просоциальный характер).
Согласно мнению Галины Михайловны Андреевой [1], группа в социальной психологии, в отличие от демографии, понимается, как правило, не условно (группировка людей по какому-то признаку), а как реально существующее образование, человек при этом может являться членом нескольких групп.
В истории социальной психологии предпринимались неоднократные попытки построить классификацию групп. Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые малые, средние и большие группы.
По мнению ученого Анатолия Леонидовича Свенцицкого [11] в социальной психологии малые группы (до 15 человек) называются контактными (их объединяет социальная деятельность, близкие отношения, они находятся в непосредственной коммуникации друг с другом и имеют прочные эмоциональные связи) — это «совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности».
Донцов Александр Иванович [5] выделяет ряд следующих характеристик малых групп: относительно регулярный и продолжительный контакт на минимальной дистанции, без посредников; общие цели, реализация которых позволяет удовлетворить индивидуальные потребности и интересы; участие в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников; общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения; чувства солидарности членов группы друг с другом и признательности группе; ясное и дифференцированное (индивидуализированное) представление членов группы друг о друге; достаточно определенные и стабильные эмоциональные отношения, связывающие членов группы; люди, взаимодействующие в группе, представляют себя как членов одной и той же группы и аналогично воспринимаются со стороны.
Среднюю социальную группу определяют, как совокупность людей в рамках территориальной или производственной общности (это могут быть коллеги, соседи, односельчане). У них могут быть общие цели, деятельность, но нет столь близкого и тесного контакта, как в малых группах.
Наряду с малыми группами и средними группами в качестве объектов социально-психологического анализа могут выступать также совокупности индивидов, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов человек. Это группы большие (или дистантные), к которым относят этнические общности, профессиональные объединения, политические партии, различные крупные по своей численности организации. Большие социальные группы подразумевают объединение людей по социально значимому признаку (например, религиозному или демографическому), длительности существования (например, социальные слои) и характеру организованности (предприятия, общественные движения).
Вне зависимости от размера общности, в группе важен социально-психологический климат, непосредственно влияющий на продуктивность и эффективность взаимодействия ее участников.
По мнению болгарского ученого Любена Десева [5] можно выделить следующие характерные особенности больших групп: это установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории (члены таких групп могут жить в различных регионах одной или нескольких стран); наличие структурной сложности группы, которая включает в свой состав множество других групп (организованных и неорганизованных, формальных и неформальных).
Советский ученый Яков Львович Коломинский [7] считал, что любую группу можно рассматривать как «определенный социальный организм со свойственной ему жизнедеятельностью, имеющей в одних случаях прогрессивный, в других — регрессивный характер». Та или иная группа в рамках своего существования проходит различные фазы или стадии, которые также являются предметом исследования. Если иметь в виду прогрессивное функционирование группы, то на высшей стадии своего развития она, по мнению отечественных психологов, характеризуется как коллектив.
Проблема развития группы является центральной проблемой современной социальной психологии.
Социальные психологи основное внимание уделяют группам малым. Это объясняется тем, что значительная часть нашей социальной жизни происходит именно в малых, а не в больших группах. Кроме того, малые группы являются более простыми объектами для исследования (в том числе экспериментирования), чем большие группы.
В отечественной социологической науке можно наблюдать различные подходы к анализу социальных групп, а также используемым методам исследования, в связи с этим выделяют две концепции: стратометрическую (структурную, то есть деление на «страты» (социальные слои)) и параметрическую (отражающую психологическую картину жизнедеятельности группы в целом).
Автором первой концепции является Артур Владимирович Петровский, при развитии группы он делал акцент на процессе, при котором взаимоотношения между людьми формируются и проявляются через содержание, цели и ценности совместной деятельности, причем этот процесс может быть, как с положительным полюсом (коллектив), так и отрицательным (корпорация). Идея концепции заключается в том, что группа изменяет себя, совершенствуя свою структуру и преобразуя систему межличностных отношений в процессе совместной социально значимой деятельности.
В отличие от стратометрической, в параметрической концепции, автором которой был Лев Ильич Уманский, подразумевается поэтапное развитие группы как коллектива благодаря развитию её важнейших социально-психологических параметров, среди которых: содержание нравственной направленности группы, единство целей, ценностей, организационное и психологическое единство и т. д.
Интересна также однофакторная модель Игоря Павловича Волкова [10], основанная на смене фаз (эмоциональной динамике): фаза первичного восприятия и опознания, формирование первого впечатления о партнере; фаза сближения, формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, установки на совместное действие; фаза совместного действия, принятие межличностных ролей, определение статуса в общении; фаза сцепление (укрепление чувства общности «мы», формирование норм общения, включение механизмов взаимовлияния).
В отличие от отечественных социальных психологов зарубежные исследователи не выделяют развитие группы в качестве научной проблемы и очень редко обращаются к термину «коллектив». Если же этот термин ими используется, то не в том смысле, которым наделяют его отечественные авторы. Под коллективом в западных социальных науках имеют в виду просто соединение людей, действующих в одном направлении.
Так, к коллективному поведению относят те или иные действия толпы. В Оксфордском словаре по социологии [4] отмечается, что крайние пункты коллективного поведения могут быть представлены, с одной стороны, координированными и организованными социальными движениями, а с другой стороны — спонтанными вспышками совместных поведенческих реакций, например, эпизодами массовой истерии.
Рассматривая характер взаимоотношений в группе, западные психологи говорят о высоком или низком уровне ее сплоченности. При этом выделяют иногда межличностную сплоченность и сплоченность, связанную с задачей группы. Однако, как отмечают исследователи, сплоченность не всегда выступает как позитивный фактор. Так, группам, сплоченным на межличностной основе, иногда трудно сосредоточиться на своих задачах. Подобные группы в большей степени подвержены некоторым специфическим ошибкам при принятии решений.
Исследования различных характеристик групп (преимущественно малых) представлены в западной социальной психологии весьма широко. В частности, выделяются следующие параметры групп, каждый из которых может быть подвергнут определенным измерениям: размер группы; ее сплоченность; однородность членов группы по таким характеристикам, как возраст, пол и образование; стабильность группы; готовность группы к принятию новых членов; автономия членов группы; близость членов группы относительно знакомства с деталями жизни друг друга; контроль или степень, в которой группа регулирует поведение индивидов в то время, когда они функционируют как члены группы; участие членов группы в затратах времени и сил на групповую деятельность; важность группы для ее членов; «гедонический тон», исходя из степени общего чувства удовлетворения или неудовлетворения нахождения в составе группы; позиция членов группы относительно распределения их иерархических статусов; зависимость участников от данной группы.
В зарубежной психологии модель развития малой группы, предложенная Брюсом Такманом [10], основана на выделении двух основных сфер групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.
Существует два направления в зарубежной психологии, посвященные вопросу развития групповой жизни в совместной деятельности. Первое направление сосредоточило свое внимание на исследование этапов развития группы. Теория развития группы Уоррена Бенниса и Герберта Шеппарда [10] построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в группах. Авторы выделяют две фазы (фаза определения лидера и межличностная фаза), на каждой из них группа решает определенный набор проблем. Важно отметить, что каждая группа может по-разному реализовывать общую модель развития, демонстрируя какие-то отклонения или просто распадаться в случае, если поставленная цель не достигнута.
Взяв за основу «модель Брюса Такмана» английские психологи Джин Стенфорд и Альберт Рорк [10] выделили следующие семь стадий развития группы: на первом этапе происходит процесс формирования представлений участников о друг друге; вторая стадия — это период формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания; третий этап — это стадия конфликта, при котором наблюдаются столкновения между отдельными членами класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремление решать все проблемы самостоятельно; четвертая стадия — это переход от состояния конфликта к состоянию сбалансированности между участниками, при этом общение становится более конструктивным и открытым, появляются элементы групповой солидарности и сплоченности; пятый этап — это возникновение чувства «мы»; на шестом этапе доминирующую роль играет не деловая, а эмоциональная активность, при этом личные взаимодействия становятся особенно тесными; седьмой этап — это высший этап групповой зрелости, при котором уровни эмоциональной и деловой сферы выровнены и сплоченность высока, группа открыта для проявления и разрешения конфликта.
Другое направление связано с именем Роберта Морленда [10], который ввел особое понятие «социализация группы». Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы, следующие: оценивание целей группы, ее положения среди других групп, значения целей группы для ее членов; обязательства группы по отношению к ее членам; преобразование ролей членов группы, а именно, большая или меньшая привязанность членов группы к ней.
Брюс Уэйн Такман также разработал пять стадий развития группы (формирование, штормовая, урегулирование, результативная деятельность, закрытие). Его теория под названием «Стадии Такмана» была основана на проведенном им исследовании динамики группы.
Еще существует однофакторная модель Эдварда Мабри [10], ориентированная на решение задачи инструментального типа, и включающая следующие стадии: первая — латентная (ознакомление с задачей); вторая — адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи); третья — интегративная (объединение усилий, координация стратегий); четвертая — достижение требуемого решения.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в отечественной социальной психологии акцент делается на поэтапном развитии группы через изменение её социально-психологических параметров. В зарубежной — на анализе стадий развития в разных сферах групповой активности. В отечественной психологии развитие группы рассматривается как целостный процесс, где важно учитывать единство пространства и времени существования группы, деятельность и взаимодействие её участников, а также особенности межличностного взаимодействия. В зарубежной социальной психологии часто используются экспериментальные методы исследования.
Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. М.: Аспект-Пресс, 2007. — 290 с.
2. Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. М.: Эксмо, 2001. — С. 548–579.
3. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
4. Десев Л. Психология малых групп: Социал. иллюзии и пробл. / Пер. с болг. Т. Е. Зюзюкиной; Общ. ред. и послесл. Н. Ф. Наумовой. Москва: Прогресс, 1979. — 208 с.
5. Джери Д. Большой толковый социологический словарь (Oxford). — Москва: Вече: АСТ, 2001. Т. 1: А-О. — 543 с.Т. 2: П-Я. — 527 с.
6. Донцов А. И. О понятии «группа» в социальной психологии / Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 1997. — № 4. — С. 17–25.
7. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. — 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Народная асвета, 1984. — 239 с.
8. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 128 с.
9. Почебут Л. Г. Социальная психология. СПб.: Издательский дом «Питер», 2021. — 672 с.
10. Психология малой группы: структура, динамика, организация: сб. науч. трудов / сост. и ред. И. Г. Самойлова. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. — 368 с.
11. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: учебник. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. — 336 с.
12. Социальная психология: учебник / Т. В. Бендас, И. С. Якиманская, А. М. Молокостова, Е. А. Трифонова. Оренбург: ОГУ, 2015. — 354 с.
13. Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. Свенцицкий А. Л. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
14. Шихирев П. Н. Современная социальная психология: учеб. пособие / П. Н. Шихирев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 446 с.