Значение взаимодействия в рамках ЕАЭС и ШОС возрастает в условиях современной геополитики. Этому способствуют три ключевых фактора, такие как, первое, совместные усилия организаций, которые позволяют участникам снижать зависимость от западных институтов на фоне санкционного давления и глобального торгово-экономического противостояния. Второе, это экономический синергизм: сочетание преимуществ ЕАЭС (единый рынок, унифицированное законодательство) с потенциалом ШОС (развитие транспортных коридоров, реализация инвестиционных проектов) создает основу для масштабных инфраструктурных инициатив. И третье, это общие интересы безопасности: сотрудничество в борьбе с трансграничными угрозами, включая терроризм и киберпреступность, отвечает стратегическим потребностям всех стран-участниц.
Ключевые слова: ЕАЭС, ШОС, сотрудничество, МТК «Север-Юг», перспективы, вызовы.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — ключевые структуры, формирующие новую архитектуру международных отношений в Евразии. Их взаимодействие в правовой сфере становится важным фактором устойчивого развития региона, сочетающим экономические, политические и социальные аспекты. В статье рассматриваются основы правового сотрудничества, текущие проекты, вызовы и стратегические цели интеграции.
Поговорим об этих двух организациях.
Шанхайская организация сотрудничества (далее — ШОС) — это международное объединение, которое состоит из десяти государств — России, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Киргизии, Пакистана, Таджикистана, Узбекистана и Белоруссии. Она была основана 15 июня 2001 года на встрече глав этих государств в китайском городе Шанхае, по которому организация и называется. Афганистан, Монголия обладают статусом государств-наблюдателей при ШОС. Также 14 стран Азии и Африки обладают статусом «партнер по диалогу ШОС» — Азербайджан, Армения, Бахрейн, Египет, Камбоджа, Катар, Кувейт, Мальдивы, Мьянма, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция и Шри-Ланка. Официальные языки — русский и китайский. [1]
Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, действующая с 2015 года и обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Государствами — членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. [2]
ШОС и ЕАЭС различаются по целям и составу, но их сотрудничество основано на взаимодополняемости. ШОС объединяет 9 государств, включая Китай, Индию, Россию и Иран, фокусируясь на политической стабильности, безопасности, энергетике и транспорте. ЕАЭС включает 5 постсоветских стран (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) и нацелен на создание единого экономического пространства с общим таможенным регулированием.
Важным шагом в развитии партнерства стало подписание 17 сентября 2021 года в Душанбе Меморандума о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). [3] Документ был заключен Генеральным секретарем ШОС Владимиром Норовым и Председателем Коллегии ЕЭК Михаилом Мясниковичем на полях саммита глав государств ШОС.
Меморандум определяет приоритетные сферы взаимодействия:
- Экономика, финансы, внешняя торговля и инвестиции;
- Транспорт и мультимодальные перевозки;
- Цифровизация и информационно-коммуникационные технологии;
- Таможенная политика;
- Иные направления взаимной заинтересованности.
В ходе встречи В. Норов подчеркнул, что ШОС, укрепив свой авторитет как влиятельный фактор стабильности в Евразии, добилась значительных результатов и завоевала широкое международное признание. М. Мясникович, в свою очередь, отметил стратегическую роль взаимоотношений между странами ЕАЭС и ШОС, назвав их формирующим «ядром евразийского континента», во многом определяющим будущее региона. [4]
Значимость партнерства подтвердил и Президент России В. Путин на заседании Совета глав государств ШОС. Он указал, что согласование интеграционных проектов в Евразии и создание общего пространства открытого, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества соответствует интересам всех вовлеченных стран. [5]
Экономическое взаимодействие в Евразии набирает обороты, во многом благодаря скоординированным усилиям Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Их сотрудничество формирует новую архитектуру региональной торговли и инвестиций, фокусируясь на ключевых направлениях.
1. Создание бесшовной торговой и транспортной сети:
Первый пункт — упрощение процедур (ЕАЭС). Фундаментом служит Единый таможенный тариф ЕАЭС, действующий с 2010 года в рамках Таможенного союза (Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС). [6] Это значительно снижает административные издержки и время пересечения границ для бизнеса стран-членов.
Второй пункт — это транспортные артерии (ШОС). ШОС дополняет эту работу развитием международных транспортных коридоров (далее — МТК). Ключевой проект — МТК «Север-Юг», связывающий Россию, Иран и Индию. На саммите ШОС в Самарканде в 2022 году лидеры подтвердили приоритетность коридора, а соглашение о создании МТК «Север-Юг» [7] (подписано в 2000 г., ратифицировано Россией в 2002 г.) задает рамки для роста грузопотока до запланированных 45 млн тонн к 2030 году. [8]
Третий пункт — это железнодорожный транзит. Евразийский железнодорожный альянс (учрежден Российской Федерацией, Беларусью, Казахстаном) стал важным инструментом для транзита грузов между Китаем и Европой. Ожидается, что к 2026 году объем перевозок достигнет 1 млн контейнеров в год, что требует дальнейшей синхронизации инфраструктурных проектов ЕАЭС и ШОС, включая активную цифровизацию логистики, обсуждавшуюся на специализированном семинаре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в июне 2024 года. [9]
2. Финансовая суверенизация и новые механизмы:
Первое и самое важное, что нужно выделить в данном направлении, это расчеты в нацвалютах. Обе организации активно продвигают переход на взаимные расчеты в национальных валютах (рубль, юань, тенге и др.) для снижения зависимости от доллара и евро. Банк России играет ключевую роль в этом процессе, заключая двусторонние соглашения с центральными банками стран ШОС и ЕАЭС о валютных свопах и создании инфраструктуры. [10] [11]
Второе — это ответ на санкции. Внешнее давление, особенно санкции против России и Ирана, резко актуализировало развитие альтернативных международным финансовых инструментов и платежных систем внутри евразийского пространства.
И третьим пунктом является гармонизация правового поля, которые подразделяется еще на два пункта:
- Устранение нетарифных барьеров (ЕАЭС): в рамках ЕАЭС ведется интенсивная работа по сближению санитарных, фитосанитарных и технических регламентов. Это критически важно для беспрепятственного движения сельскохозяйственной и промышленной продукции (ст. 25 Договора о ЕАЭС). [12]
2. Многосторонний диалог (ШОС): для преодоления значительных различий в правовых системах стран ШОС (особенно между гражданско-правовыми системами ЕАЭС и Китая/Индии) запланирована специальная сессия на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) в 2025 году. В фокусе — сближение подходов к регулированию инвестиций, защите данных, кибербезопасности и устойчивому развитию. [13]
4. Стратегические различия и институциональные вызовы.
Фокус ЕАЭС: союз, где Россия формирует порядка 85 % совокупного бюджета (данные ЕЭК), используется как платформа для импортозамещения, углубления внутрисоюзных связей и укрепления позиций на рынках третьих стран.
Фокус ШОС: организация делает акцент на технологическое партнерство (совместные проекты в электронике, фармацевтике) и политический диалог, включая безопасность.
Координационные сложности: институциональная разница и бюрократические барьеры между ЕАЭС (наднациональные органы) и ШОС (консенсусный межправительственный формат) требуют времени для эффективной координации общих проектов.
Исходя из всего вышеперечисленного, следует выделить непосредственные перспективы сотрудничества данных организаций:
- Расширение: вступление Беларуси в ШОС стал важным шагом к укреплению связей между двумя структурами.
- «Большое Евразийское Партнерство» (БЕП): российская инициатива, озвученная на ПМЮФ и других форумах, предполагает постепенную интеграцию ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и других форматов в единое экономическое пространство, формируя многополярную модель. [14]
- Цифровая трансформация: разработка общих стандартов для электронной коммерции, искусственного интеллекта и цифровых платформ — ключевая задача, требующая совместных усилий, как это обсуждалось на семинаре ЕЭК в 2024 году. [15]
Таким образом, взаимодополняемость ЕАЭС и ШОС становится ключевым ответом Евразии на глобальные экономические вызовы и санкционное давление. Их совместные проекты — от оптимизации логистики через коридоры типа «Север-Юг» и Евразийский железнодорожный альянс до развития независимых финансовых механизмов на национальных валютах — направлены на снижение транзакционных издержек и укрепление суверенитета. Правовая гармонизация, несмотря на значительные различия в системах регулирования стран-участниц, является императивом для роста взаимной торговли, чему способствуют диалоговые площадки, такие как предстоящая сессия на ПМЮФ-2025. Преодолевая институциональные барьеры и внешние ограничения, ЕАЭС и ШОС закладывают фундамент для «Большого евразийского партнерства» и ускоренной цифровизации. Эта синергия — не просто тактическое сближение, а стратегическое строительство жизнеспособной многополярной экономической архитектуры с центром в Евразии.
Литература:
- О Шанхайской организации сотрудничества // Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества. URL: https://rus.sectsco.org/20151208/16789.html (дата обращения: 29.05.2025).
- Евразийский экономический союз // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://eaeunion.org/#about (дата обращения: 29.05.2025).
- Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества (Душанбе, 17 сентября 2021 г.) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/402817774/ (дата обращения: 29.05.2025).
- ЕЭК и Секретариат Шанхайской организации сотрудничества подписали Меморандум о взаимопонимании // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://eec.eaeunion.org/news/eek-i-sekretariat-shanhajskoj-organizatsii-sotrudnichestva-podpisali-memorandum-o-vzaimoponimanii-v-ramkah-yubilejnogo-sammita-shos/ (дата обращения: 29.05.2025).
- Выступление на пленарном заседании саммита Шанхайской организации сотрудничества // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/66706 (дата обращения: 29.05.2025).
- Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Москва, 11 апреля 2017 г.) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/71652990/ (дата обращения: 29.05.2025).
- Итоги саммита ШОС в Самарканде // Центр изучения региональных угроз. URL: https://csegr.ru/sco-summit-2022/ (дата обращения: 29.05.2025).
- Самаркандская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5841 (дата обращения: 29.05.2025).
- Транзит контейнеров из Китая в Европу через Россию вырос в 2,5 раза // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2024/04/05/1030001-tranzit-konteinerov-iz-kitaya-v-evropu-cherez-rossiyu-viros (дата обращения: 29.05.2025).
- В Бишкеке обсудили вопросы наращивания доли национальных валют в расчетах стран ЕАЭС // Официальный сайт Минэкономразвития России. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/v_bishkeke_obsudili_voprosy_narashchivaniya_doli_nacionalnyh_valyut_v_raschetah_stran_eaes.html (дата обращения: 29.05.2025).
- Си Цзиньпин призвал к расчетам в нацвалютах в рамках ШОС // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/04/07/2023/64a3d0089a794737cabd2a1a (дата обращения: 29.05.2025).
- Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024) // «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/3149ec5625c667169c6242f4af82ac99f7c84941/ (дата обращения: 29.05.2025).
- 21 мая на полях ПМЮФ прошла сессия: «Развитие взаимодействия в сфере юриспруденции между странами ШОС// Ассоциация юристов России. URL: https://alrf.ru/news/21-maya-na-polyakh-pmyuf-proshla-sessiya-razvitie-vzaimodeystviya-v-sfere-yurisprudentsii-mezhdu-str/ (дата обращения: 29.05.2025).
- О российской инициативе Большого Евразийского партнерства // Официальный сайт МИД РФ. URL: https://www.mid.ru/ru/activity/coordinating_and_advisory_body/head_of_subjects_council/materialy-o-vypolnenii-rekomendacij-zasedanij-sgs/xxxvi-zasedanie-sgs/1767070/ (дата обращения: 29.05.2025).
- ЕЭК обсудила с бизнесом и экспертами перспективы развития цифровой торговли в Союзе // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/news/568/117434/ (дата обращения: 29.05.2025).