Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Кризис трех лет у дошкольника

23. Психология
28.05.2025
10
Поделиться
Библиографическое описание
Найн, М. И. Кризис трех лет у дошкольника / М. И. Найн, О. В. Финогина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/538/18995/.


Кризис трех лет является своеобразной границей между ранним и дошкольным детством и считается одним из самых непростых этапов в жизни ребенка. Результатом кризиса трех лет, как и любого возрастного кризиса, становится изменение личности ребенка.

В отечественной психологии теория возрастных кризисов достаточно хорошо разработана: возрастной кризис понимается как условное название переходных этапов возрастного развития, разделяющих стабильные (литические) периоды.

В рамках культурно-исторического подхода, например, в трудах Л. С. Выготского отмечается нормативность возрастного кризиса. Причинами его возникновения ученый называет внешние и внутренние механизмы: появление психических новообразований, запускающих смену социальной ситуации развития [1]. Возрастной кризис ведет к значительным изменениям в поведении ребенка. Кризис трех лет в концепции Л. С. Выготского связан с переходом от «зависимого» поведения к первым проявлениям самостоятельности и инициативы: в этот момент происходит осознание ребенком собственного «Я» и отделение себя от внешнего мира и других людей.

А. Н. Леонтьев утверждал, что причины кризиса — преимущественно внешние: их можно смягчить или предотвратить грамотным педагогическим воздействием и созданием оптимальной развивающей среды [2].

Д. Б. Эльконин объединяет оба рассмотренных подхода: кризис трех лет — нормативный этап периодизации психического развития, но выраженность его проявлений во многом зависит от отношения взрослых и условий воспитания [4].

Ключевым психическим новообразованием кризиса трех лет является осознание «Я» как самостоятельного субъекта. Ребенок начинает употреблять в речи местоимение «Я», произносит «Я сам» и стремится выполнять действия независимо от взрослого. В этот же период формируются волевые акты: появляются первые умышленные действия, когда ребенок планирует свои поступки и упорно идет к цели, несмотря на препятствия. Инструментом освоения социальной роли и структуры окружающей действительности выступает сюжетно-ролевая игра.

Рассмотрим проявление кризиса трех лет по основным сферам развития: эмоционально-волевой, познавательной, речевой, а также в сфере социального взаимодействия.

В эмоционально-волевой сфере кризис трех лет оказывается выражен прежде всего в резком усилении самостоятельности ребенка, что может приводить к капризам, протестам, истерикам: ребенок еще не владеет средствами саморегуляции и не может выразить внутреннее напряжение словами, в результате чего возникают крик и слезы. При этом волевые акты приобретают двоякую природу: с одной стороны, они позволяют ребенку отстаивать свое «Я» (категоричный отказ от чужой помощи), а с другой — делают его более уязвимым к фрустрации, если цель не достигнута (если что-то не получается сделать самостоятельно).

Когнитивная сфера характеризуется усилением любознательности ребенка. Он стремится исследовать окружающий мир всеми доступными способами. Характерно возникновение вопросов «почему?» и «зачем?», эксперименты с предметами, стремление понять причинно-следственные связи.

Речевая сфера характеризуется усложнением речевых высказываний: появляются двусоставные и даже трехсоставные предложения. Происходит быстрый количественный рост словаря (в основном за счет имен существительных и глаголов). Возникает желание получить от взрослого подробные объяснения.

Сфера социального взаимодействия характеризуется возникновением потребности в признании «Я» взрослыми и сверстниками, попытки совместных игр и, одновременно, частые конфликты из-за стремления к автономии.

К основными причинам и факторам, провоцирующим кризис трех лет, можно отнести:

1. Внутренние (психические) механизмы

Появление «психических новообразований» (осознание «Я», волевые акты, символическая игра) меняет социальную ситуацию развития и запускает противоречие между стремлением к автономии и прежними зависимыми формами поведения.

2. Социальные воздействия

Переход в детский сад, смена привычного режима, новые требования воспитателей и сверстников создают дополнительное напряжение.

3. Стиль воспитания

Авторитарный подход (строгий контроль, минимум свободы выбора) усиливает протестные реакции. В то же время чрезмерная демократичность (отсутствие границ и правил) тоже дезориентирует ребенка и провоцирует тревожность.

4. Семейный контекст и стрессовые события

Переезд, рождение младшего брата/сестры, смена воспитателя или разлад в семье могут усугубить проявления кризиса.

Анализ научной и методической литературы позволил выделить психолого-педагогические условия и приёмы поддержки ребенка в период кризиса трех лет:

  1. Важно обеспечить оптимальный режим дня. Стабильность распорядка (сон, приёмы пищи, игры, прогулки) создает ощущение безопасности и снижает уровень тревоги.
  2. Необходимо создать развивающую среду. Свободный доступ к материалам для творчества и экспериментирования (конструкторы, пластилин, краски) позволяет ребенку самостоятельно организовывать занятия.
  3. Важно создавать «умные границы»

Предложение выбора из двух-трех вариантов (например, «Хочешь надеть красную или синюю футболку?») удовлетворяет потребность в автономии ребенка, но удерживает ее в безопасных рамках.

  1. Необходимо обеспечить эмоциональное сопровождение

Помогают приемы активного слушания: «Я слышу, ты очень злишься, потому что не можешь сам…», а также называние эмоций и принятие чувств ребенка.

Таким образом, кризис трех лет представляет собой закономерный этап психического развития, обусловленный появлением ключевых психических новообразований и сменой социальной ситуации. Понимание его сущности и обеспечение адекватной поддержки ребёнка (через режим, эмоциональное сопровождение и «умные» границы) позволяют минимизировать стресс и конфликты, сформировать основы самостоятельности и волевого поведения, что является прочным фундаментом для дальнейшего развития личности.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 2004. — 224с.
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2005. — 352с.
  3. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 184 с.
  4. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный