В данной работе анализируются ключевые аспекты построения системы внеурочных занятий по иностранному языку в рамках школьного образования. Кроме того, в статье освещаются разнообразные типы и форматы проведения внеклассных мероприятий.
Ключевые слова: социокультурный кругозор, мотивация и организация современного учебно-воспитательного процесса, включающего в себя комплексный подход.
Внеаудиторные занятия иностранным языком играют важную роль в общем образовании и всестороннем развитии личности. Данный вид деятельности не только расширяет и углубляет познания в области иностранного языка, но и стимулирует развитие креативности, что, в свою очередь, укрепляет интерес к изучению языка.
При разработке и проведении внеклассных мероприятий педагогу следует внимательно изучать и учитывать предпочтения учеников, их возрастные и психологические характеристики. Результативность внеурочной работы обусловлена не только активностью учащихся, но и эффективностью педагогического подхода, способностью учителя направлять интересы учеников в социально полезное русло.
Методологические принципы, определяющие содержание внеурочной деятельности, отражают её специфику. К числу этих принципов относятся следующие:
- Естественная взаимосвязь между учебной и внеклассной работой. Внеклассные мероприятия по иностранному языку базируются на компетенциях, приобретённых на уроках. Внеклассная работа, в свою очередь, способна оказать положительное воздействие на успеваемость ученика. Внеаудиторное использование языка приближено к реальным условиям его применения и является необходимым элементом языковой практики и совершенствования.
- Обеспечение заинтересованности учащихся, насыщенность содержания и разнообразие форм внеурочной деятельности. Материалы, используемые при подготовке мероприятий, должны быть увлекательными, познавательными и способствующими развитию. Важно учитывать индивидуальные особенности, интересы и уровень подготовки каждого ученика.
- Систематичность и чёткая направленность внеурочных занятий, соответствующая особенностям различных видов внеурочной работы: с различной периодичностью — еженедельно, ежедневно, ежемесячно, раз в полугодие или год.
- Активное вовлечение большого количества учащихся в разнообразные формы внеурочной деятельности — один из действенных способов.
Ключевые цели проведения внеурочных событий включают:
- Расширение кругозора и совершенствование умений;
- Стимулирование аналитического склада ума;
- Обнаружение талантливых школьников, оказание поддержки в их продвижении;
- Мотивирование интереса к изучению английского языка;
- Привлечение учеников к интересной активности.
Внеклассная работа отличается гибкостью в организации, не имея строго установленных рамок. Она включает в себя разнообразные события, такие как творческие концерты, фестивали, состязания, маскарады и тематические праздники. Частота проведения этих мероприятий не является постоянной. По своему характеру внеклассные занятия можно подразделить на несколько категорий:
- Состязательные формы: сюда входят различные конкурсы, игры, интеллектуальные соревнования, олимпиады и прочее.
- Информационные средства: это могут быть настенные газеты, объявления, экспозиции, викторины и другие подобные формы.
- Культурно-развлекательные мероприятия: это праздничные вечера, посвященные национальным обычаям и традициям, вечера-биографии, рассказывающие о жизни и творчестве знаменитых писателей, музыкантов, актеров, поэтов и т. д., встречи с интересными личностями, вечера-хроники, связанные с важными историческими событиями.
- Политико-массовые: фестиваль; пресс-конференция; телемост и т. д.
Изучение иностранного языка приносит больше плодов, когда внеурочная деятельность гармонично сочетается с учебными материалами и оборудованием. Успех преподавателя и прогресс ученика во многом обусловлены наличием хорошо оснащенного кабинета. Надлежаще оборудованный класс способствует повышению уровня владения иностранным языком, оказывает позитивное влияние на образовательный процесс и расширяет горизонты учащихся. Такой кабинет предоставляет учителю возможность работать продуктивно и с чувством удовлетворения от достигнутых результатов.
Целесообразно уделить особое внимание такой разновидности внеурочной работы, как лингвистическая неделя в учебном заведении. Данная форма отличается широким охватом, вовлекая значительное число школьников, и характеризуется комплексной организацией, охватывая разнообразные по содержанию и формату события, реализуемые в течение определенного периода и ориентированные на достижение целей всестороннего развития обучающихся. Лингвистическая неделя в школе, как интегрированная форма, призвана содействовать целенаправленной организации и упорядочению всех внеучебных мероприятий, активизации работы кружков, выступая своеобразным творческим отчетом, становлению творческих связей между учениками, преподавателями и родителями, совместно участвующими в подготовке и проведении тематической недели.
Для успешной подготовки к крупным событиям, внеурочные занятия должны опираться на увлекательные, познавательные и стимулирующие материалы. Важно принимать во внимание индивидуальность, интересы и уровень владения языком каждого ученика. Разнообразные методики и формы работы, адаптированные к контексту занятия (место проведения, время и т. п.), возрасту ученика и специфике внеклассной деятельности, играют ключевую роль в активизации интереса учащихся.
Литература:
- Н. И. Астахова, Л. Н. Гиенко, Л. Г. Куликова [и др.] Технологии внеурочной деятельности обучающихся [Электронный ресурс]: учебное пособие / Алтайский государственный педагогический университет. — Барнаул: АлтГПУ, 2019
- Шуман, С. Место воспитания в целостном процессе развития личности/С.Шуман// Образование в современной школе. — 2002. –№ 4. — С.27–33.
- Дзюина, Е. В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке/ Е. В. Дзюина. –М.: Вако, 2006. — 173 с.
- Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).