В статье авторами рассмотрен вопрос внедрения игровых технологий в образовательный процесс, рассмотрен опыт внедрения квест-занятий в образовательный процесс в организации дополнительного образования. Также в данной статье представлена методическая разработка по внедрению квест-занятий в образовательный процесс.
Ключевые слова: обновление содержания обучения, игровое обучение, дополнительное образование.
Все большее значение в образовательном процессе приобретает способность педагогических работников ориентироваться в информационных потоках. Сегодня, для того чтобы способствовать воспитанию гармонично развитой и успешной личности недостаточно в рамках образовательного процесса недостаточна просто передача знаний. Обучающимся важно владеть навыками быстрого поиска полезной информации, анализа и не менее важно уметь применять эти навыки и знания в своей деятельности, повышая эффективность работы. Как отмечают многие методологи современной системы образования вопрос конкурентоспособности в условиях развивающегося рынка образовательных услуг остается актуальным, сегодня коммерческие предложения сферы образования пестрят предложениями «геймификации образования», когда массовое российское образование далеко от геймификации вовсе.
С этим и связана актуализация в разрезе применения интерактивных методов в образовании для повышения эффективности усвоения материала обучающимися. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивность — это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. В сравнении с традиционным занятием, интерактивное способствует созданию условий для инициативы обучающихся. Обучающийся становится полноправным участником образовательного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.
Внедрение новых технологий в образовательный процесс можно рассматривать, как сопровождение творческих начинаний обучающихся. С данной позиции современная педагогика предлагает ряд интерактивных подходов, среди которых можно выделить: творческие задания; работу в группах; обучающие игры; интерактивные методы; внеучебные мероприятия; проблемное обучение; тренинги.
В рамках данной работы мы хотим выделить квесты, которые можно представить в виде проблемных заданий с элементами игры. Это образовательное приключение, направленное на развитие таких качеств, как умения общаться, сотрудничать, работать в команде, конструктивно отстаивать свою точку зрения, ставить и достигать цели, творчески подходить к решению задач.
В качестве обязательных опорных точек для педагога, который планирует внедрить квест-занятия в свою образовательную практику можно выделить: постановку цели; разработку сюжета, раскрывающего цель; проработку роли обучающихся (игроков); подготовку загадок и головоломок с целью кооперации действия участников.
На что стоит обратить внимание перед подготовкой квест-занятия:
– педагогам важно помнить, что задачи в рамках квест-занятия должны быть условием для того, чтобы обучающиеся двигались дальше, например, только решив задачу, они получат ключ и смогут найти следующее задание;
– правила и умение их презентовать обучающимся — ключ к успеху проведения квест-занятия;
– у обучающихся всегда должен быть выбор, они сами должны решать, как поступить — это будет способствовать повышению эмоциональной вовлеченности;
– перед проведением квест-занятия важно несколько раз пройтись по маршруту, чтобы рассчитать тайминг и разложить задания с материалами в укромные места.
Организация квест-занятия может показаться сложным процессом, если ранее педагог не сталкивался с интерактивными методами проведения занятий, но в каждой образовательной организации есть педагоги-организаторы готовые прийти на помощь в проработке идеи и подготовке интерактивного занятия. Деятельность педагогов-организаторов многогранна, ведь каждое мероприятие, каждый организационный момент требуют от них креативности, оперативного решения вопросов.
Совместная работа педагога дополнительного образования с педагогом-организатором в данном направлении будет способствовать и реализации воспитательных задач: содействию раскрытия способностей обучающихся; созданию условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала обучающихся; воспитанию культуры общения и поведения.
Взаимодействие педагогических работников в рамках обновления содержания обучения будет направлено на развитие личности обучающихся. Для достижения цели квест-занятий педагогам следует соблюдать ряд простых правил, которые будут способствовать их эффективной реализации на практике: важно разграничить позиции ведущего и участников; необходимо дать свободу самовыражения участников занятия; чтобы обучающиеся были включены в процесс важно учитывать возрастные особенности.
Квест-занятия можно рассматривать как инструмент, который может позволить совместно с педагогом обучающимся достигнуть краткосрочные цели, в контрасте с долгосрочной. Так, в направлении решения данного вопроса одним из шагов стала разработка квест-занятий, которые реализуется в нашем центре, что позволило не просто разнообразить занятия, но и привнести в них новое и интересное для детей, а главное, полезное с точки зрения воспитательного потенциала.
Общими усилиями педагогами в нашем центре были внедрены квест-занятия в образовательный процесс, благодаря готовому комплексу сценариев, который может быть использован педагогическими работниками в воспитательных целях в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также во внеучебной деятельности учреждений образования, с которыми можно познакомиться по адресу https://edu.tatar.ru/sovetcki/page523688.htm/page5274375.htm.
Данная методическая разработка была создана педагогом-организатором нашего Центра совместно с методическим отделом, представлена на методических конкурсах и мероприятиях, апробирована педагогами. Комплекс готовых сценариев квест-занятий упрощает работу педагогов, позволяя внести новое в образовательных процесс, удержать внимание обучающихся, сконцентрировать их внимание на отдельных аспектах.
В педагогике самореализация личности является самой актуальной проблемой. Не вызовет сомнений утверждение о том, что игровые занятия в рамках системы дополнительного образования детей являются эффективными в вопросах формирования творческой личности обучающихся. Осознанное желание ребенка с малых лет удовлетворить свои интересы в творческом процессе пробуждает потребность заняться конкретным видом деятельности в будущем.
Таким образом, развитие обучающегося происходит тогда, когда он сам, проявляет активность, а внедрение квест-занятий в образовательный процесс ускоряет данный процесс. Современная жизнь предъявляет высокие требования к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. И организация творческой деятельности обучающихся средствами игровых технологий для педагога остается нелегкой задачей.
Педагогам важно помнить о том, что быстроменяющееся современное общество и сама жизнь ставят перед организациями дополнительного образования новые задачи и система образования должна уметь их вовремя решить соответствующими способами в деле творческого развития обучающихся, в том числе и средствами обновления содержания обучения.
Литература:
- Винокурова, Н. К. Развиваем способности детей. — М.: Изд-во Росмэн, 2002. — 80 с.
- Войцеховская, В. С. Творческая компетентность педагога-организатора как фактор, влияющий на эффективность воспитательной работы // Проблемы современного образования. — 2021. — № 4. — С. 147–156.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.
- Леонтьев, А. Н. О формировании способностей //Вопросы психологии. — 1969. — № 1. — С. 7–17.
- Попова Е. М. О пользе дополнительного образования // Образовательная политика. — 2011. — № 6. — С. 101–105.
- Сафонова, Е. В. Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приёмы // Народное образование. — 2018. — № 1–2. — С. 83–87.
- Стромбская, А. А. Квест в ДОУ. Познания в игре / А. А. Стромбская // Молодой ученый. — 2021. — № 9. — С. 215–216.