Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Закрепление преставлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством развивающих игр с бизи-чемоданчиком

24. Педагогика
26.05.2025
38
Поделиться
Библиографическое описание
Александрова, Н. Г. Закрепление преставлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством развивающих игр с бизи-чемоданчиком / Н. Г. Александрова, С. Е. Степанова, И. Ф. Петрова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/538/18986/.


Как известно, дети с ОВЗ в начальной школе испытывают трудности в произвольной саморегуляции, у них наблюдаются признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся отмечаются признаки легкой органической недостаточности ЦНС, выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Наряду с этим, у обучающихся наблюдаются в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики, но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ указывает на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Они задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят свое отражение в структуре и содержании образования. К ним относятся постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру, постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений, специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью пр. [1]

Отсюда следует, что педагогам необходимо использовать в работе с детьми с ОВЗ различные подходы, которые позволят достичь основной цели ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ. Одним из таких подходов является деятельностный подход. Он основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте реализации федеральной программы внедрение деятельностного подхода обеспечивает прочное усвоение обучающимися с ОВЗ знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения. Дает им возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях, создает условия для общекультурного и личностного развития. Следует отметить, что достижение основной цели программы предусматривает создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

В настоящее время существует большое разнообразие образовательных программ и технологий, которые позволяют решать задачи ФАОП НОО, но в каждом отдельном образовательном учреждении выбирается свои. Одним из таких технологий является технология развивающего обучения, где происходит подготовка обучающихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Обучающиеся овладевают внутри данной технологии мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. [2]

Ярким примером такого обучения можно считать развивающие игры «Бизи-чемоданчики». Игры представляют собой магнитное поле на подставке и отдельные предметные картинки на магнитах, которые соответствуют тематике чемоданчика. Используя данные картинки, ребенок самостоятельно или под руководством взрослого способен составлять различные сюжеты на заданную тему. В частности, на первом этапе знакомства педагог предлагает детям рассмотреть магниты, назвать их, уточнить, какой темой они объединены. Например, бизи-чемоданчик «Семья». В этом чемоданчике находится 12 обучающих и веселых игр с магнитами. Главные герои — это члены одной семьи: мама, папа, дочка и сын. К ним прилагаются магниты дополнительных персонажей и разные атрибуты, которыми ребенок может заполнять сюжетное пространство. Благодаря этим играм, родители могут познакомить ребенка с правилами поведения на пляже, рассказать ему о традициях празднования Нового года и дня рождения, поговорить о разных членах семьи, их роли, занятиях и увлечениях. Дети сравнивают предметы по различным признакам, а еще описывают внешность разных людей, их привычки. Благодаря этому, развивается мышление, познавательный интерес, повышается речевая активность.

Большие возможности для обучения представляет собой бизи-чемоданчик «Морские обитатели». В игре закрепляются представления детей о морских обитателях. Игра позволяет погрузиться в секреты водного мира, уточнить знания о внешнем виде, классифицировать животных, которые могут жить только в воде, от животных, которые способны жить и в воде, и на суше, сравнивать морских обитателей по разным признакам: например, кто из них быстрее всех плавает или, кто больше? А еще обитателей можно ловить на магнитные удочки, тренируя ловкость и координацию движений. Дети под руководством взрослого придумывают разнообразные интересные сюжеты на морскую тему.

На втором этапе дети объединяются в пары, тройки и занимаются с бизи-чемоданчиками самостоятельно, выполняя задания взрослого. Например, большой интерес вызывает у детей задание «Дорисовывать предметы фломастером на магнитно-маркерной доске», которые соответствует тематике бизи-чемоданчика. Здесь они обговаривают задание, распределяют, кто что будет делать, и представляют группе сверстников конечный результат. В результате этого формируются коммуникативные навыки, появляется желание общаться и выполнять задание вместе. Наряду с этим развивается воображение и творческие способности.

Следует отметить, что большой популярностью у детей пользуются бизи-чемоданчики «Животные», «Рыбалка», «Друзья», «Семья», «Доска знаний» и пр. Такое разнообразие материалов позволяет повысить интерес к обучению и закреплению пройденного материала.

Таким образом, посредством развивающих игр с бизи-чемоданчиком у детей ОВЗ закрепляются преставления об окружающем мире.

Литература:

  1. Развивающее обучение.- Текст: электронный // Студопедия: [сайт]. — URL: https://studopedia.ru/11_140538_razvivayushchee-obuchenie.html (дата обращения:09.06.2024).
  2. ФАОП НОО. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. -URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_442699/6445daa02e218906a4f5a46b06a47031ca04eadc/ (дата обращения: 09.06.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный