Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование гражданственности инструментами событийного подхода в дошкольном образовании

24. Педагогика
23.05.2025
10
Поделиться
Библиографическое описание
Михалёва, К. Э. Формирование гражданственности инструментами событийного подхода в дошкольном образовании / К. Э. Михалёва. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 110-117. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/538/18984/.


В статье раскрываются концептуальные положения о событийности как действенном инструменте гражданского воспитания, отвечающем потребностям дошкольного образования. Показаны отдельные технологии в событийном подходе.

Ключевые слова: воспитание, гражданственность, событие, образовательное событие, педагогическое событие, событийный подход, событийность воспитания, смысл.

Любовь к Родине — это основа всей нашей жизни, на которую опирается вся российская история».

В. В. Путин

Феномен гражданственности человека, социальной значимости его гражданских качеств были и остаются основополагающими в развитии и функционировании государства, Это основа развития и деятельности любого международного сообщества, так как народы разных стран объединяют, прежде всего, общечеловеческие и общегражданские ценности.

В «Толковом словаре великорусского языка» В. И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». А «гражданственность» раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Там же даются определения гражданских доблестей, которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда» [4].

В современной педагогической литературе гражданственность трактуется как интегративное качество и ценностная ориентация личности [5]. Характеризуется как сложный социально-нравственный уровневый феномен, состоящий из уровня развития политической сознательности и культуры; уровня усвоения правовых знаний и обязанностей; уровня личностного присвоения гражданских ценностей; уровня включения личности в систему ответственной зависимости и нравственного выбора в условиях общественной практики и общественных отношений.

Е. А. Сорокоумова понятие «гражданственность» [15] определяет как это стержень личности, вокруг которого формируются все остальные ее качества. Человеку для его становления, как гражданина, необходимо получить систему ценностей, идей, в которые он может верить, и ориентаций в политической среде, позволяющих ему адаптироваться в ней. Формирование гражданственности личности на уровне индивида представляет собой перевод требований системы в структуру личности, интериоризацию ее ключевых политико-культурных элементов.

В нашей стране огромное внимание уделяется развитию гражданского общества, гражданственности в целом.

Первые педагогические и этнические наставления по граждановедению появились в России еще во время правления Екатерины II [9]. Была издана книга «О должностях человека и гражданина». Именно в это время появились слова «человек» и «гражданин». В этот период больше внимания уделялось патриотизму, и человек, обладавший этим качеством, считался хорошим гражданином.

Указом Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» четко определены ценностные ориентиры, в том числе для системы образования на всех его уровнях: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу; высокие нравственные идеалы; крепкая семья; созидательный труд; приоритет духовного над материальным; гуманизм, милосердие, справедливость; коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение; историческая память и преемственность поколений; единство народов России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечает, что современным национальным воспитательным идеалом является гражданин, обладающий высокой нравственностью, компетентностью в области знаний о России, ответственно относящийся к настоящему и будущему своей страны, принимающий духовные и культурные традиции народов Российской Федерации [7, c. 8].

Становление и развитие суверенной системы образования, основано на лучших традициях и практиках отечественной педагогики в области гражданского воспитания. Проблема суверенности были и остаются актуальными и востребованными в контексте мировых вызовов.

Обращаясь к истории проблематики, огромный вклад в развитие теории дошкольного воспитания в России внес Константин Дмитриевич Ушинский. Он утверждал, что только созданная народом или основанная на народных началах педагогическая система воспитания имеет действенную силу и может воспитать истинного патриота. Принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа, является основополагающим.

Аделаида Семеновна Симонович активная участница общественно-педагогического движения 60-х гг. XIX в. обратилась к идее народного воспитания, предложенной К. Д. Ушинским. Высокие требования предъявляла к профессиональным и личностным качествам воспитателя или, как она назвала, «детской садовницы». По ее словам, «детская садовница» должна быть образована, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива. Она должна знать природу детей. По мнению А. С. Симонович, от степени умственного и нравственного развития «садовницы» зависит характер и направление детского сада. Считала необходимым привлекать детей к выполнению некоторых обязанностей (например, к дежурствам), приучать к взаимопомощи и товариществу, к ограничению своих желаний.

Елизавета Николаевна Водовозова так же была последовательницей К. Д. Ушинского в области дошкольной педагогики. В своей педагогической системе последовательно проводила принцип народности, сформулированный К. Д. Ушинским. Подбор игр и планирование занятий она осуществляла так, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной, строилась в духе русских традиций, пробуждала и удовлетворяла интерес к окружающему. Этой цели служили и рекомендованные ею программы прогулок, экскурсий и наблюдений, творческой деятельности, физических упражнений, подвижных народных игр, посильного труда детей и т. д.

Рекомендации по нравственному воспитанию были направлены на формирование у детей трудолюбия, умения управлять желаниями.

Антон Семёнович Макаренко в своих трудах писал не только о школьном образовании, но и о дошкольном, так как был убежден, что успех воспитания определяется в младшем возрасте до 5 лет. Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог обязан это делать. Большое внимание А. С. Макаренко уделял воспитанию чувства ответственности. А. С. Макаренко говорил, что метод подражания в воспитании имеет большое значение. Только своим примером, игрой, обсуждением игровых ситуаций, а не ценой мудрых назиданий, можно достичь нужных воспитательных результатов. Был убежден, воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определённой целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом.

Василий Александрович Сухомлинский понятие гражданственности определял как высший этап духовного развития, содержащий «корень убеждений, мыслей и чувств человека».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач является задача формирования первичных представлений о малой Родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках. Задачей дошкольного воспитания становится формирование и развитие нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста.

В работах А. С. Артамоновой, Н. В. Алешиной и других исследователей отмечается, что дошкольный возраст обладает большими потенциальными возможностями для формирования высших социальных чувств, к которым относится гражданственность. Вопросы гражданского и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении освещены в трудах Г. Х. Валеевой, Н. А. Ивашкиной, Т. М. Масловой и др.

Дошкольный уровень образования характеризуется значимостью взрослого для ребенка как носителя нового, культурных образцов. Т. е. познание мира, присвоение ценностей происходит в процессе сотрудничества, соработничества, со-бытия со взрослым. Со-бытие к данном контексте рассматривается как совместное бытие. По мнению Д. В. Григорьева «Воспитание в современных условиях предполагает активное социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-бытия). Результатом является духовное взаимопонимание, взаиморазвитие взрослого и ребенка Акцент в воспитательной деятельности переносится с преобразования личности ребенка на удержание и преобразование сферы «между» взрослым и ребенком в целях развития личности ребенка» [3].

Воспитание имеет направленную деятельность по развитию и формированию личности человека. Управление, структуризация направленной деятельностью конструируется в педагогические подходы и т технологии.

Событийный подход в образовании, его компоненты раскрыты в работах М. М. Бахтина, Н. В. Волковой, Д. В. Григорьева, Е. Ю. Илалтдиновой, Н. Б. Крыловой, И. В. Плаксиной, М. И. Рожкова, Н. Л. Селивановой, В. И. Слободчикова, И. Э. Смирновой, С. В. Фролова и др. В событийной технологии процесс образования и развития ребенка — это цепочка событий разного масштаба и значения.

Н. Л. Селиванова считает, «реализация событийного подхода в педагогике предполагает наличие в жизни детей ярких эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Эти события становятся своеобразными вехами в воспитательном процессе» [11].

Чтобы стать событием, явление должно зафиксироваться сознанием как таковое. Для этого необходимы эмоциональная окраска и положительное оценивание события. События в мире ребенка для него чаще всего носят спонтанный характер. Вместе с тем, Б. Д. Эльконин определяет событие как «особую переходную форму жизни, такой переход от наличного к иному, который есть вместе с тем и взаимопереход идеи и реалии. Одновременность двух указанных переходов составляет ядерную структуру — единицу событийности» [18].

Педагогическое событие, по мнению Е Куркина [6] определяется как эмоциональный всплеск, взрыв эмоций, вызванный произошедшим: открытием, шагом в познавании, оцененным окружающими продуктом деятельности, результатом качественного освоения способов учебной или иной деятельности, проявлением собственных способностей и т. д.

Н. В. Волковой были выделены типичные характеристики образовательного события: открытие (то, что человек открывает для себя); порождение (результат личного действия); участие в создании «нового» (новых связей, отношений и опыта).

В основе любого педагогически организованного события лежит детская инициатива. Н. В. Веракса и А. Н. Веракса в пособии «Проектная деятельность дошкольников» [1] обращают внимание педагогов на то, что свободное движение ребенка в пространстве возможностей и приобретение знаний не позволяют дошкольнику предъявить себя как личность в окружающем мире. В одном случае вся его активность, хотя и носит индивидуальный характер, не находит адекватных культурных форм выражения, в другом — хотя она и культурна, но деиндивидуализирована. Именно поэтому необходимо предоставить ребенку возможность значимым образом проявить свою индивидуальность в культурной форме. Для этого ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформлять результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты». Проектирование всегда включает в себя процессы коммуникации, сотрудничества, а значит является одной из технологий событийного подхода в педагогике.

Достаточно успешно на уровне дошкольного образования может быть использована технология погружения в реальность [1]. Эта технология — отличный тренажер в системе способов сотрудничества взрослого и ребенка в познании и взаимодействии с реальностью: Первый способ взаимодействия с реальностью — нормативно-стабилизирующий. Его применение направлено на освоение и использование существующих в культуре норм в широком смысле слова (включая и нормы познания и др.). В основе данного способа лежит преимущественно применение знаковых средств. Второй способ — смыслообразующий, направленный на поиск личностного смысла и выражение собственного отношения к ситуации, этот способ включает в себя, прежде всего, процессы «эмоционального» воображения (по А. В. Запорожцу) и базируется в основном на использовании символических средств. Третий способ — преобразующий (диалектический), направленный на преобразование реальности и разрешение противоречивой ситуации путем оперирования противоположностями. Этот способ включает в себя действия, как со знаковыми, так и с символическими средствами.

Тихомирова О. В. сформулировала алгоритм проектирования и реализации события [16]:

1 этап: определение тематики образовательных событий в соответствии с содержанием образовательной программы. (Например, создание уникальные событийных календарей группы);

2 этап: постановка целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки;

3 этап: подготовка к образовательному событию;

4 этап: проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия;

5 этап: аналитический, проводится рефлексия, выявляется эффект от участия в образовательном событии (например, детско-взрослые встречи «Что хранится в карманах детства»).

Событийный подход позволяет варьировать направления, формы гражданского воспитания, проектировать их в зависимости от интересов и социальных особенностей детско-взрослого сообщества, предметного содержания деятельности ОО. Главное — это включенность в детей и взрослых в сферу практических действий, где на основе событий педагог оказывает воспитательное воздействие на обучающегося, изменяет его систему ценностей.

Литература:

  1. Веракса А. Н., Веракса Н.Е Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва, 2010. С. 19
  2. Власенко С. В., Пустовалова Н. И. Проектирование образовательной деятельности дошкольников на основе вариативно-модельного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 5–7.
  3. Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие // Право и образование. 2007. № 1. С. 90–99
  4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. -650с.
  5. Еремина, Е. С. Сущность проявления феномена гражданственности в структуре личности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).— 2012.— № 9 (17).— Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
  6. Куркин Е.Б Событийное образование — технологии будущего// Образовательная политика.№ 1 (71) 2016. С.24–33
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009.
  8. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) / Научный архив // Вопросы психологии. 1986. № 4. С.101–108.
  9. Салихова, Р. М. Развитие гражданского воспитания в России. (Историко-педагогический аспект) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 9. — Ч.1
  10. Селиванова Л. Н. Педагогические взгляды С. Л. Рубинштейна: диссертация канд. пед. наук: 13.00.01. Смоленск,1998. 182 с.
  11. Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве и его роли в решении проблем воспитания // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н. Л. Селивановой. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 284 с.
  12. Смолонская А. Н. Преемственность детского сада и школы в контексте формирования жизненных компетенций у детей // European Social Science Journal. 2015. № 8. С. 236–241.
  13. Слободчиков В. И. Событийная образовательная общность — источник развития и субъект образования //Новые ценности образования. 2010. № 1. С.4–13.
  14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования / Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. М., Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013. С.258–266.
  15. Сорокоумова, Е. А. Формирование гражданской идентичности у детей дошкольного возраста / Е. А. Сорокоумова. — Текст: непосредственный // Педагогика и психология образования. — 2020. — № 3. — С. 159–172.
  16. Тихомирова О. В. Образовательное событие как способ реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в детском саду/ О. В. Тихомирова // Детский сад: теория и практика. № 1, 2013
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2015. 96 с. Комментарии к ФГОС дошкольного образования / Письмо Минобрнауки России от 28 февраля 2014 г. № 08–249.
  18. Эльконин Б. Д. Психология развития. М.: Академия, 2001.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
воспитание
гражданственность
событие
образовательное событие
педагогическое событие
событийный подход
событийность воспитания
смысл

Молодой учёный