Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Восприятие музыки младшими школьниками: принципы построения процесса

24. Педагогика
24.05.2025
96
Поделиться
Библиографическое описание
Мигурская, П. Е. Восприятие музыки младшими школьниками: принципы построения процесса / П. Е. Мигурская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 105-110. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/538/18982/.


В данной статье рассматриваются принципы построения процесса восприятия музыки. Подчеркивается их взаимосвязь с психологическими особенностями, характерными для младших школьников. Кроме этого, обращается внимание на специфику концепции музыкального воспитания учащихся общеобразовательных школ, созданную педагогом-музыкантом Д. Б. Кабалевским.

Ключевые слова: музыкальное восприятие, младшие школьники, принципы, Д. Б. Кабалевский.

Рассматривая вопрос об онтогенетической эволюции способности к музыкальному восприятию, музыковед Д. К. Кирнарская подчеркивает, что каждой стадии детского развития свойственны разные особенности и разная направленность восприятия.

Характеристики же «основных этапов детского развития совпадают у многих авторов и сводятся к постепенному становлению у ребёнка зрелого понятийного мышления. Именно этот процесс лежит в основе абсолютно всех изменений, совершающихся в детской психике, касается ли это свойств детской речи, детского восприятия или детского творчества в любой области» [5, с. 29].

Анализируя специфику восприятия музыки младшими школьниками, можно отметить, что конструктом наблюдаемого феноменаявляется «сложный психический процесс вычленения в произведениях искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетическое чувство» [7, с. 219], поэтому при его становлении следует отталкиваться от пробуждения эмоций, переживания, эмоциональной отзывчивости.

Так, Л. С. Выготский, рассуждая по этому поводу, писал следующее: «Если произведение искусства будет восприниматься человеком лишь по обязанности — в самом процессе его восприятия оно будет вызывать лишь скуку и огорчения по случаю потерянного времени, то его воздействие на человека будет нулевым» [8, с. 132].

Подобные идеи, в трудах педагога-музыканта А. А. Пиличяускаса, получили оформление в виде основополагающего принципа организации процесса музыкального восприятия: проживать музыку, но не проходить ее; учитывая при этом, что каждый подопечный слушает и слышит музыку по-своему, исходя из своих индивидуальных особенностей, интересов, предпочтений.

Другая особенность восприятия музыки младшими школьниками заключается в необходимости их предварительной подготовки к предстоящему действию, что предполагает вступительное слово педагога. Музыковед В. В. Медушевский подчеркивал самобытность слова в музыкальном дискурсе: оно должно вызывать яркое эмоциональное отношение слушателей.

Этот постулат указывает на следующие психологические характеристики воспитанников начальной школы: эмоциональная идентификация в момент восприятия музыки, его синтетичность; непосредственность переживаний, любознательность, интеллектуальнаяактивностьитак далее.

«Важнейшая роль принадлежит мотивационной, эмоционально-выразительной активности, требуется учитывать и определенные психологические сложности данного возраста» [2, с. 38], например, такие как: неустойчивость внимания, потребность в смене эмоциональных состояний, недостаточная вокально-слуховая координация и прочее.

Можно отметить и то большоезначение, которое придавал живому слову о музыке Д. Б. Кабалевский, убежденный, что оно способно настроить соответствующим образом даже самых юных слушателей: «Самая, казалось бы, сложная музыка становится доступной, если слушатели эмоционально подготовлены к ее восприятию» [4, с. 33].

Помимо прочего, теоретик музыкального образования М. С. Осеннева, учитывая специфические черты этой возрастной группы, указывает на важность тактичной поддержки эстетических впечатлений детей, что объясняется пониманием «музыкального восприятия как процесса личностно обусловленного, а эстетического переживания — как специфического проявления индивидуальной жизни человека» [7, с. 221]. При этом исследователь подчеркивает: «личностный характер познания в искусстве настолько глубок, что личностно-эмоциональный компонент входит составным элементом в «объект отражения»» [7, с. 221].

На означенную особенность обращает внимание и Л. С. Выготский: «…когда мы воспринимаем какое-либо произведение искусства, нам кажется, что мы выполняем исключительно индивидуальную реакцию, связанную только с нашей личностью» [3, с. 242].

Вместе с тем, следует помнить о значимости имеющегося опыта у обучающихся: как жизненного, так и музыкально-слушательского. Причем, на начальном этапе, «раскрытие его связей с окружающей жизнью может помочь ему понять и собственно музыкальные явления» [1, с. 122], поскольку при таком подходе актуализируется принцип — «от знакомого к незнакомому». По этому поводу еще академик Б. В. Асафьев высказал мысль о том, что узнавание знакомого в новом, ранее неизвестном произведении, доставляет слушателю особое удовольствие.

Помимо прочего, иной аспект выстраивания процесса восприятия музыки младшими школьниками постулируется как «немного обо всем» (в отличие от принципа «все о немногом», характерном для обучения старшеклассников). Так, Л. С. Выготский утверждает: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть» [3, с. 37].

Рассмотренные принципы конструирования процессамузыкального восприятия обучающимися в младших классах общеобразовательной школе отражены в таблице 1.

Таблица 1

Принципы построения процесса восприятия музыки младшими школьниками

Их функциональное значение

Немного обо всем (Л. С. Выготский)

Умение ориентироваться в музыке, отталкиваясь от более обобщенных представлений и выстраивая целостную картину воспринимаемой музыкальной реальности.

Вступительное слово педагога (Д. Б. Кабалевский)

Подготовка к восприятию музыкального произведения.

Проживать музыку, но не проходить ее (А. А. Пиличяускас).

Пробуждение эмоций; формирование эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства и вкуса.

Тактичная поддержка эстетических впечатлений обучающихся (М. С. Осеннева)

Учитывается личностный характер познания искусства.

От знакомого к незнакомому (Э. Б. Абдуллин, Е. Н. Николаева)

Способствует пониманию музыкальных явлений.

Следует подчеркнуть, что специфика организации процесса музыкального восприятия подразумевает концентрический способ построения материала — это позволяет, в том числе, и развить умение ориентироваться в музыке, и выстроить целостную картину воспринимаемой музыкальной реальности.

Данный аспект нашел свое отражение в концепции музыкального воспитания, разработаннойизвестным музыкантом, педагогом, композитором Д. Б. Кабалевским, которая «адресована, прежде всего, общеобразовательной структуре и направлена на включенность «всех детей как слушателей в музыкальную культуру вообще» [4, с. 3] и воздействие таким образом на «весь духовный мир учащихся» [6, с. 17].

При этом, сначала младшие школьники знакомятся с первичными жанрами: песня, танец, марш и их разновидностями; затем — с изобразительными и выразительными возможностями музыки. После освоения этих положений, обучающимся открывается мир оперы, балета, симфонии; особенности музыкальной речи, многообразие интонаций; способы развития и построения (формообразования) музыки.

Таким образом, процесс восприятия музыки младшими школьниками выстраивается на следующих принципах, объективно отражающих психофизиологические особенности данного возраста: проживать музыку, но не проходить ее; вступительное слово педагога; тактичная поддержка эстетических впечатлений обучающихся; немного обо всем; от знакомого к незнакомому.

Литература:

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МПГУ, 20013. — 432 с.
  2. Безбородова , Л. А. Теоретические и практические основы проектирования процесса музыкального образования младших школьников: моногр. / Л. А. Безбородова. — М.: МПГУ, 2018. — 170 с.
  3. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  4. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М.: Советский композитор, 1977. — 252 с.
  5. Кирнарская, Д. К. Музыкальное восприятие: Проблема адекватности: диссертация на соискание учёной степени доктора искусствоведения: 17.00.02 / Д. К. Кирнарская. — М., 1997. — 266 с.
  6. Мигурская, П. Е. Музыкально-слушательская культура: понятие, задачи, условия формирования / П. Е. Мигурская // Исследования молодых ученых: материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань: Молодой ученый, 2024. — С. 92–95. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/514/18442/ (дата обращения: 10.05.2025).
  7. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
  8. Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. С. Осеннева. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 272 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
музыкальное восприятие
младшие школьники
принципы
Д. Б. Кабалевский

Молодой учёный