В статье автор исследует содержание тайны нотариального действия и необходимость наделения нотариуса свидетельским иммунитетом.
Ключевые слова: нотариальная тайна, сведения, конфиденциальность информации, свидетельский иммунитет.
Принцип соблюдения тайны нотариального действия является правилом, благодаря которому растет уровень доверия граждан к нотариусу, так как информация об обращении гражданина к нотариусу и содержание нотариального действия известно только заинтересованным лицам. Равиль Алеев, в своем труде «Афоризмы о нотариате», отмечает: «Как тайный советник юстиции нотариус посвящается в житейские и имущественные тайны, дает верные правовые советы. Как «светский священник» нотариус хранит тайну правовой исповеди» [1]. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2004 года № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее — Закон о нотариате) нотариальной тайной являются сведения по совершенному нотариальному действию, а также иные сведения, полученные при совершении нотариального действия или обращении к нотариусу либо иному лицу, указанному в пункте 2 статьи 1 Закона, заинтересованного лица [2]. Данные сведения составляют сведения о личных имущественных или неимущественных правах и обязанностях граждан. К такой информации также относится информация о частной жизни физического лица и персональные данные, информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую тайну, сведения, составляющие государственные секреты.
Необходимость соблюдение нотариальной тайны закрепляется в статьях 9 и 25 Закона о нотариате, Постановлении Министерства Юстиции Республики Беларусь от 10 июня 2024 года № 40 «Об утверждении Правил профессиональной этики нотариуса». Статья 25 Закона о нотариате содержит такую информацию в указаниях на обязанности нотариуса относительно нотариальной тайны: «… не разглашать сведения, составляющие нотариальную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, другую информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, в том числе без согласия физического лица, сведения о его частной жизни и персональные данные, если иное не установлено законодательными актами» [2]. Обязанность соблюдения тайны совершенного нотариального действия и сохранения конфиденциальности в отношении сведений, полученных от клиентов, устанавливается также правилами профессиональной этики [3]. Информация, которую нотариус получил от клиента, не может использоваться в личных целях.
На наш взгляд, данное определение понятия «нотариальная тайна» как полученные сведения схоже с понятием «конфиденциальность информации», содержащимся в части 1 статьи 16 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года № 58-З «О медиации»: «При проведении медиации сохраняется конфиденциальность всей информации, относящейся к медиации, если стороны не договорились об ином, за исключением информации о заключении соглашений о применении медиации, о прекращении медиации» [4]. Статья 1 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» содержит понятие информации ‒ это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [5]. Следовательно, в широком смысле к конфиденциальной информации относится вся информация, полученная при проведении медиации. Стоит отметить, что часть 2 статьи 16 Закона о медиации устанавливает следующее: «В случае, если медиатор получил от одной стороны информацию, относящуюся к медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей эту информацию» [4]. Возможно, данный порядок мог бы стать полезным и в некоторых случаях нотариальной деятельности.
Однако нельзя не отметить того факта, что законодатель использует в формулировке тайны нотариального действия термин «сведения», а не «информация». В толковом словаре русского языка дается такое определение понятию «сведения» ‒ известия, сообщения о чем-либо, факты, данные, характеризующие, кого-либо, что-либо, познания в какой-либо области, осведомленность в чем-либо. Но законодательством, регулирующим общественные отношения, которые имеют информационную составляющую, включая информацию о тайнах, чаще употребляется термин «информация». Стоит предположить, что нотариальная тайна распространяется не только на задокументированную информацию — иногда те сведения, которые были получены при встрече с клиентом, содержат больше информации, чем документы, которые остаются в делах нотариальной конторы, бюро. Нотариусам и работникам нотариальных контор могут стать известны сведения, имеющие конфиденциальный характер, которые касаются личных интересов граждан или деятельности юридических лиц. Следовательно, определение понятия «сведения» является более объемным понятием, базисом которого является информация.
Учитывая особенности нотариальной деятельности, представляется целесообразным введение условной формы свидетельского иммунитета, предоставляющей нотариусу право отказываться от дачи показаний в суде по вопросам, связанным с тайной нотариального действия, если клиент не дал согласия на раскрытие этой информации.
Статьи 81 ГПК Республики Беларусь, 60 УПК Республики Беларусь, 72 ХПК Республики Беларусь не включают нотариуса в перечень лиц, которые не могут быть свидетелями. Статьей 9 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» устанавливается возможность компетентных государственных органов получить сведения о совершении нотариальных действий. Анализируя вышеуказанные нормы, можно сделать вывод об отсутствии свидетельского иммунитета у нотариуса в Республике Беларусь.
Закон о нотариате, в отличии от ранее действовавшего пункта 5.4 Положения о нотариате и нотариальной деятельности более не квалифицирует нотариальную тайну как служебную. Таким образом, дача нотариусом свидетельских показаний в суде не может служить основанием для привлечения его к уголовной ответственности по статье 375 УК Республики Беларусь «Умышленное разглашение служебной тайны». Однако статьей 23.6 КоАП Республики Беларусь предусматривается возможность привлечения нотариуса к административной ответственности за разглашение коммерческой или иной тайны.
В связи с вышеизложенным, считаем целесообразным дополнить статью 23.6 КоАП Республики Беларусь следующим положением: «сообщение соответствующих сведений органам и должностным лицам, уполномоченным на получения таких сведений в соответствии с законодательными актами не признается разглашением тайны и не влечет административную ответственность».
Литература:
- Алеев, Р. Афоризмы о нотариате / Р. Алеев // Интернет‒музей нотариата Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://notarymuseum.spb.ru/aforizmy. ‒ Дата обращения: 02.05.2025.
- О нотариате и нотариальной деятельности: Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 года № 305-З: с изм. и доп. от 5 янв. 2024 г. № 343-З / ilex: информ. правовая система. — URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10400305. — Дата обращения: 30.04.2025.
- Об утверждении Правил профессиональной этики нотариуса: постановление Министерства Юстиции Республики Беларусь от 10 июня 2024 года № 40: в ред. от 16 сент. 2024 г. № 67 // ЭТАЛОН: информ.-поисковая система. — URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441757. — Дата обращения: 30.04.2025.
- О медиации: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 года № 58-З: в ред. от 17 июля 202 г. № 292-З // ЭТАЛОН: информ.-поисковая система. ‒ URL: https://etalonline.by/document/?regnum=h11300058. ‒ Дата обращения: 30.04.2025.
- Об информации, информатизации и защите информации: Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года № 455-З: в ред. от 10 окт. 2022 г. № 209-З // ЭТАЛОН: информ.-поисковая система. ‒ URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10800455. ‒ Дата обращения: 30.04.2025.