Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проектирование программы развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в сфере формирования мотивационной готовности к обучению в школе

24. Педагогика
12.05.2025
40
Поделиться
Библиографическое описание
Федосова, И. В. Проектирование программы развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в сфере формирования мотивационной готовности к обучению в школе / И. В. Федосова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 98-103. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/537/18959/.


В статье раскрываются компоненты профессиональной компетентности педагогов ДОО и анализируются организационно-педагогические условия проектирования программы развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в сфере формирования мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: педагогическое проектирование, профессиональная компетентность, организационно-педагогические условия, компоненты профессиональной компетентности.

Современная модель российской школы предусматривает включение в систему образования нового уровня дошкольного образования детей 6-7 лет, тем самым появляется необходимость соблюдения преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования. Проблема готовности или неготовности детей к школьному обучению актуальна не только для учителей начальных классов и родителей первоклашек, но и педагогических работников, которые непосредственно занимаются подготовкой детей к школе в детских садах.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению — это многокомпонентное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер. Наиболее значимой из этих сфер, по мнению ряда ученых (Б. Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович и др.) является сформированность мотивационной готовности, которая включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию.

В то же время актуальность исследования обусловлена потребностью в содержательно-методическом обеспечении процесса формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста. Педагогические работники должны быть профессионально подготовлены и компетентны в данной области.

Поэтому развитие профессиональной компетентности педагогов ДОО становится одним из важнейших условий формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. В этой связи возникает необходимость в проектировании программы развития профессиональной компетентности педагогов ДОО, которая бы способствовала развитию его профессиональной компетентности в сфере формирования мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время понятие «проектирование» уже прочно вошло в практику и теорию образования.

Существующие трактовки понятия «педагогическое проектирование» не противоречат, а дополняют друг друга. Основываясь на положениях системно-деятельностного подхода, большинство исследователей рассматривают проектирование именно как деятельность, представленную совокупностью всех структурных элементов (субъектом, целью, объектом (предметом), средствами, методами и результатом) [7].

Специфика проектирования как профессиональной деятельности заключается в том, что оно имеет инновационный (Л. И. Гурье) и автодидактический характер (О. С. Газман), выступает в качестве методологического средства (В. В. Краевский, А. М. Новиков, А. Н. Печников), лежит в основе технологизации образования (Н. А. Алексеев, В. Я. Синенко). Обобщая характерные черты и особенности педагогического проектирования, в рамках данного исследования мы трактуем его как один из видов профессиональной педагогической деятельности, заключающейся в прогнозировании желаемых изменений в образовательном процессе и осуществлении конкретных практико-ориентированных шагов по преобразованию педагогической действительности в соответствии с определенной логикой проектных действий [3].

В сложившихся условиях необходимости проектирования, как важной составляющей педагогической деятельности, педагог должен быть профессионально компетентным.

Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности педагога весьма различны.

В соответствии с определением словаря методических терминов «компетентность» — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Другими словами, профессиональная компетентность складывается из набора общих компетенций и согласно ФГОС ДО п. 3.4.2. «Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей…» [6].

Профессиональная компетентность педагога обнаруживает индивидуальные качества преподавателя, учителя, воспитателя, которые позволяют ему самостоятельно и результативно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательной организации. Под педагогической компетентностью педагога понимаем целостность его теоретической и практической готовности к реализации своей профессиональной деятельности [4].

Исходя из трактовок ученых (Л. М. Митина, А. К. Маркова, А. А. Майер и др.), профессиональная компетентность является сложным и многогранным понятием, которое включает в себя различные компоненты и аспекты. Обобщая существующие в науке представления о сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов ДОО», можно рассматривать ее как качественную, комплексную характеристику личности педагога дошкольного образования, которая включает в себя мотивационный-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты.

За основу был взят подход В. А. Сластенина, который определяет профессиональную компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности и наличию положительной мотивации (направленности на педагогическую деятельность) [5].

На основе данного подхода нами была сформулирована характеристика компонентов профессиональной компетентности педагогов ДОО в сфере формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей (представлена в таблице 1)

Таблица 1

Мотивационно-ценностный компонент

Когнитивный компонент

Деятельностный компонент

— осознание важности работы для достижения высоких результатов образовательного процесса,

— наличие мотивации к деятельности, направленной на диагностику и формирование мотивационной готовности к обучению в школе;

— стремление к совершенствованию профессиональных навыков в области диагностики и формирования мотивационной готовности к обучению в школе

— способность педагога к преодолению барьеров педагогической деятельности.

— знание структурных компонентов мотивационной готовности: внутренняя позиция школьника, иерархия мотивов, эмоциональное отношение ребенка к школе;

— знание диагностических методик, определяющих мотивационную готовность детей к обучению в школе

— знания о содержании формирования мотивационной готовности к обучению в школе;

— знания о формах, методах и средствах формирования мотивационной готовности к обучению в школе

— владение методиками диагностирования мотивационной готовности к обучению в школе;

— умение организовать диагностику мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста;

— умение проектировать, планировать и осуществлять процесс формирования мотивационной готовности к обучению в школе;

— умение проектировать и проявлять индивидуально-дифференцированный подход к детям с различным уровнем мотивационной готовности к обучению в школе

Развитие и совершенствование данных компонентов профессиональной компетентности педагогов в области диагностики и формирования мотивационной готовности к обучению в школе в условиях конкретной ДОО предполагают целенаправленное методическое сопровождение педагогов. То есть возникает необходимость обеспечения организационно-педагогических условий, способствующих формированию у детей мотивационного компонента готовности к обучению.

Проектирование программы развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в сфере формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

  1. Выявление профессиональных дефицитов у педагогов ДОО в сфере формирования мотивационной готовности к обучению в школе;
  2. Разработка конструкта программы в виде модели, отражающей систему работы педагога по формированию мотивационной готовности с ориентацией на овладение педагогами способами диагностики компонентов мотивационной готовности и методическим инструментарием формирования мотивационной готовности к обучению в школе
  3. Разработка содержательного контента обучающих и поддерживающих методических материалов для педагогов с использованием смешанных форматов образовательного взаимодействия.

Данная программа направлена на развитие педагогической компетентности педагогов ДОО в сфере диагностики и формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в целом и развитие компонентов педагогической компетентности в частности.

Литература:

  1. Божович Л. И. Изучение мотивации детей и подростков. — М.: Просвещение, 1988. — 345 с.
  2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. Уч.пособие. -2-е изд.-М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». — 2003–480 с.
  3. Прикот О. Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы // Методист, 2002. № 2.
  4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014), зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550.
  5. Сластенин В. А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 576
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 2. — С. 4–18.
  7. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика, 2002. № 6. С. 8–14.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
педагогическое проектирование
профессиональная компетентность
организационно-педагогические условия
компоненты профессиональной компетентности

Молодой учёный