В статье раскрываются компоненты профессиональной компетентности педагогов ДОО и анализируются организационно-педагогические условия проектирования программы развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в сфере формирования мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
Ключевые слова: педагогическое проектирование, профессиональная компетентность, организационно-педагогические условия, компоненты профессиональной компетентности.
Современная модель российской школы предусматривает включение в систему образования нового уровня дошкольного образования детей 6-7 лет, тем самым появляется необходимость соблюдения преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования. Проблема готовности или неготовности детей к школьному обучению актуальна не только для учителей начальных классов и родителей первоклашек, но и педагогических работников, которые непосредственно занимаются подготовкой детей к школе в детских садах.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению — это многокомпонентное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер. Наиболее значимой из этих сфер, по мнению ряда ученых (Б. Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович и др.) является сформированность мотивационной готовности, которая включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию.
В то же время актуальность исследования обусловлена потребностью в содержательно-методическом обеспечении процесса формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста. Педагогические работники должны быть профессионально подготовлены и компетентны в данной области.
Поэтому развитие профессиональной компетентности педагогов ДОО становится одним из важнейших условий формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. В этой связи возникает необходимость в проектировании программы развития профессиональной компетентности педагогов ДОО, которая бы способствовала развитию его профессиональной компетентности в сфере формирования мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время понятие «проектирование» уже прочно вошло в практику и теорию образования.
Существующие трактовки понятия «педагогическое проектирование» не противоречат, а дополняют друг друга. Основываясь на положениях системно-деятельностного подхода, большинство исследователей рассматривают проектирование именно как деятельность, представленную совокупностью всех структурных элементов (субъектом, целью, объектом (предметом), средствами, методами и результатом) [7].
Специфика проектирования как профессиональной деятельности заключается в том, что оно имеет инновационный (Л. И. Гурье) и автодидактический характер (О. С. Газман), выступает в качестве методологического средства (В. В. Краевский, А. М. Новиков, А. Н. Печников), лежит в основе технологизации образования (Н. А. Алексеев, В. Я. Синенко). Обобщая характерные черты и особенности педагогического проектирования, в рамках данного исследования мы трактуем его как один из видов профессиональной педагогической деятельности, заключающейся в прогнозировании желаемых изменений в образовательном процессе и осуществлении конкретных практико-ориентированных шагов по преобразованию педагогической действительности в соответствии с определенной логикой проектных действий [3].
В сложившихся условиях необходимости проектирования, как важной составляющей педагогической деятельности, педагог должен быть профессионально компетентным.
Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности педагога весьма различны.
В соответствии с определением словаря методических терминов «компетентность» — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Другими словами, профессиональная компетентность складывается из набора общих компетенций и согласно ФГОС ДО п. 3.4.2. «Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей…» [6].
Профессиональная компетентность педагога обнаруживает индивидуальные качества преподавателя, учителя, воспитателя, которые позволяют ему самостоятельно и результативно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательной организации. Под педагогической компетентностью педагога понимаем целостность его теоретической и практической готовности к реализации своей профессиональной деятельности [4].
Исходя из трактовок ученых (Л. М. Митина, А. К. Маркова, А. А. Майер и др.), профессиональная компетентность является сложным и многогранным понятием, которое включает в себя различные компоненты и аспекты. Обобщая существующие в науке представления о сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов ДОО», можно рассматривать ее как качественную, комплексную характеристику личности педагога дошкольного образования, которая включает в себя мотивационный-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты.
За основу был взят подход В. А. Сластенина, который определяет профессиональную компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности и наличию положительной мотивации (направленности на педагогическую деятельность) [5].
На основе данного подхода нами была сформулирована характеристика компонентов профессиональной компетентности педагогов ДОО в сфере формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей (представлена в таблице 1)
Таблица 1
Мотивационно-ценностный компонент |
Когнитивный компонент |
Деятельностный компонент |
— осознание важности работы для достижения высоких результатов образовательного процесса, — наличие мотивации к деятельности, направленной на диагностику и формирование мотивационной готовности к обучению в школе; — стремление к совершенствованию профессиональных навыков в области диагностики и формирования мотивационной готовности к обучению в школе — способность педагога к преодолению барьеров педагогической деятельности. |
— знание структурных компонентов мотивационной готовности: внутренняя позиция школьника, иерархия мотивов, эмоциональное отношение ребенка к школе; — знание диагностических методик, определяющих мотивационную готовность детей к обучению в школе — знания о содержании формирования мотивационной готовности к обучению в школе; — знания о формах, методах и средствах формирования мотивационной готовности к обучению в школе |
— владение методиками диагностирования мотивационной готовности к обучению в школе; — умение организовать диагностику мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста; — умение проектировать, планировать и осуществлять процесс формирования мотивационной готовности к обучению в школе; — умение проектировать и проявлять индивидуально-дифференцированный подход к детям с различным уровнем мотивационной готовности к обучению в школе |
Развитие и совершенствование данных компонентов профессиональной компетентности педагогов в области диагностики и формирования мотивационной готовности к обучению в школе в условиях конкретной ДОО предполагают целенаправленное методическое сопровождение педагогов. То есть возникает необходимость обеспечения организационно-педагогических условий, способствующих формированию у детей мотивационного компонента готовности к обучению.
Проектирование программы развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в сфере формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- Выявление профессиональных дефицитов у педагогов ДОО в сфере формирования мотивационной готовности к обучению в школе;
- Разработка конструкта программы в виде модели, отражающей систему работы педагога по формированию мотивационной готовности с ориентацией на овладение педагогами способами диагностики компонентов мотивационной готовности и методическим инструментарием формирования мотивационной готовности к обучению в школе
- Разработка содержательного контента обучающих и поддерживающих методических материалов для педагогов с использованием смешанных форматов образовательного взаимодействия.
Данная программа направлена на развитие педагогической компетентности педагогов ДОО в сфере диагностики и формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в целом и развитие компонентов педагогической компетентности в частности.
Литература:
- Божович Л. И. Изучение мотивации детей и подростков. — М.: Просвещение, 1988. — 345 с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. Уч.пособие. -2-е изд.-М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». — 2003–480 с.
- Прикот О. Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы // Методист, 2002. № 2.
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014), зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 576
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 2. — С. 4–18.
- Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика, 2002. № 6. С. 8–14.