Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Международная интеграция Таджикистана: вызовы открытой экономики

15. Экономика
12.05.2025
19
Поделиться
Библиографическое описание
Курбонали, Адолат. Международная интеграция Таджикистана: вызовы открытой экономики / Адолат Курбонали. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 26-32. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/537/18957/.


В статье проводится анализ ограничений и вызовов, с которыми сталкивается Таджикистан в процессе формирования открытой экономики. Несмотря на достигнутые успехи в экономической интеграции и высокие темпы роста ВВП, таджикская экономика остаётся уязвимой к внешним шокам из-за транспортной изоляции, зависимости от миграционных переводов, импорта продовольствия и энергоресурсов. Выделены стратегические направления, намеченные в Национальной стратегии развития до 2030 года, включая индустриализацию, развитие гидроэнергетики, логистических коридоров и переход к инновационно ориентированной модели роста.

Ключевые слова: Таджикистан, открытая экономика, международная интеграция, уязвимость, внешняя торговля, миграция, инфраструктура, транзитный потенциал, инвестиции, ВТО, BRI, ШОС, бедность, энергодефицит, конкурентоспособность, человеческий капитал, институциональные реформы, устойчивый рост.

Формирование открытой экономики Таджикистана, несмотря на определённые успехи интеграции и экономического роста сталкивается с рядом серьёзных проблем и ограничений [1, с. 279]. Таджикистан — горная, не имеющая выхода к морю страна, что объективно повышает издержки торговли и ограничивает транспортные возможности. Исторически слабое развитие транспортной инфраструктуры (дорог, железных дорог) и энергодефицит служили «узким местом» для интеграции. Хотя с помощью инвестиций Китая многие дороги были реконструированы, и страна подключилась к новым маршрутам (например, автотрасса Душанбе—Ош, тоннели на трассе к китайской границе, планируемый ЛЭП CASA-1000 для экспорта электроэнергии), всё же стоимость перевозок остается высокой, а пропускная способность границ ограниченной. Отсутствие прямого выхода к морю означает полную зависимость от транзитных коридоров через соседние государства (Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Китай, Афганистан) для доставки грузов на мировые рынки. Любые сбои или конфликты ведут к перебоям в торговле. Инфраструктура внутри страны — дороги, логистические центры, связь — требует дальнейших инвестиций. Таким образом, физическая связанность с внешними рынками остаётся вызовом, который не решить лишь интеграционными соглашениями без крупных капитальных вложений.

Институциональные проблемы также тормозят полноценное раскрытие преимуществ открытой экономики. Кроме того, экономика страны зависит от внешних источников дохода, прежде всего от трудовых мигрантов. Такая зависимость означает, что любые внешние потрясения напрямую сказываются на макро- и социоэкономической стабильности.

Пандемия 2020 г. продемонстрировала эту уязвимость: закрытие границ оставило многих граждан без заработка, потребовалась поддержка возвращающихся мигрантов. Кроме того, высокая зависимость от импорта продовольствия и топлива делает страну уязвимой к колебаниям цен на мировых рынках и логистическим сбоям. Инфляция в Таджикистане во многом импортируемая; так, рост цен на зерно и энергоносители немедленно бьёт по бюджету домохозяйств. Ещё один аспект — зависимость от внешнего долга и помощи: при ограниченных внутренних ресурсах правительство опирается на займы МВФ, Всемирного банка, ЕАБР и особенно Китая для финансирования проектов.

Несмотря на позитивные стороны интеграции, чрезмерная вовлечённость во внешние процессы без внутренней устойчивости ведёт к уязвимости. Задача — превратить внешние доходы (например, переводы) в инвестиции внутри страны, иначе экономика всегда будет зависеть от конъюнктуры за рубежом.

Открытая экономика требует конкурентоспособности, которая базируется на качестве человеческого капитала и инновациях. Массовая трудовая миграция, помимо поступлений в страну денежных переводов, приносит и негативный эффект — утечку трудоспособного населения, «утечку мозгов». Многие квалифицированные специалисты (врачи, инженеры, IT-кадры) эмигрируют в поисках лучшей оплаты, что обедняет кадровый потенциал страны. Система образования и профессиональной подготовки отстаёт от потребностей современного рынка; бизнес отмечает дефицит специалистов в технических отраслях. Без улучшения этих сфер Таджикистан рискует оставаться на периферии мировой экономики, выполняя роли, не требующие высокой квалификации (поставщик сырья, источник дешёвой рабочей силы). Ключевыми вызовами на пути формирования открытой экономики Таджикистана являются: географические и инфраструктурные ограничения, критическая зависимость от внешних факторов, а также недостаточное развитие человеческого капитала. Все они требуют адресного решения, чтобы интеграция в мировую экономику принесла долгосрочные положительные результаты.

Несмотря на перечисленные трудности, у Таджикистана имеется значительный потенциал роста и интеграционного развития. Правительство и международные организации намечают ряд направлений, реализация которых определит будущее открытой экономики страны.

Согласно Национальной стратегии развития (НСР-2030), поставлена цель кардинально увеличить внутренние доходы населения к 2030 году — более чем в 2–3 раза по сравнению с 2015 г. [2]. Для этого планируется перейти к новой модели роста, основанной на динамичном частном секторе, экспорте и индустриализации. Приоритетными отраслями объявлены: гидроэнергетика (реализация гигантского проекта Рогунской ГЭС, которая после завершения позволит экспортировать электроэнергию в соседние страны), горно-металлургический комплекс (глубокая переработка добываемых руд и выпуск металлопроката вместо вывоза сырья), сельское хозяйство и пищевая промышленность (повышение продуктивности, экспорт фруктов, сухофруктов, текстиля из собственного хлопка), а также развитие туризма и услуг. Введение Рогунской ГЭС и других инфраструктурных объектов снизит издержки бизнеса и привлечёт инвесторов. Достижение этих целей потребует ускорения структурных реформ: повышения эффективности и прозрачности госсектора, улучшения конкуренции и инвестиционного климата, развития торговых связей и финансового доступа.

В сфере торговли особое внимание уделяется реализации транзитного потенциала — Таджикистан стремится стать мостом между Южной Азией (Афганистаном и Пакистаном) и ЕАЭС/Китаем. Проектируемые автодороги и железнодорожные линии (например, потенциальная железнодорожная ветка Китай–Киргизия–Таджикистан–Афганистан–Иран) могут превратить страну из тупиковой в транзитную, что принесёт выгоду от транспортных услуг и откроет новые рынки [3, с.187].

Последние четыре года рост ВВП превышал 8 % ежегодно и ожидает сохранения высокой динамики в ближайшие годы. Если структурные реформы будут продолжаться и инвестиционный климат улучшится, Таджикистан может удерживать такие темпы роста. Главные риски — санкции ЕС России или снижение цен на экспортируемые металлы. Также имеется геополитическая неопределённость в регионе (Афганистан), которая может повлиять на торговлю и проекты. Тем не менее, при базовом сценарии перспективы оцениваются позитивно: ожидается сохранение макроэкономической стабильности, рост доходов населения и дальнейшее сокращение бедности (по прогнозам, национальный уровень бедности снизится с 26 % в 2022 до ~21 % в 2025 г.) [1].

С точки зрения международной интеграции, у Таджикистана есть несколько потенциальных сценариев.

Продолжение многовекторной политики без формального вступления в блоки. В этом сценарии республика и дальше пользуется преимуществами сотрудничества с разными партнёрами: сохраняет доступ на рынки ЕАЭС через двусторонние соглашения, привлекает инвестиции и кредиты Китая по двусторонней линии, участвует в проектах ШОС и ОЭС, а также использует механизмы ВТО для защиты своих интересов. Такой путь минимизирует политические риски (не требует уступать суверенитет над национальной политикой), но и выгоды от интеграции остаются ограниченными (например, таджикские товары всё еще сталкиваются с таможенными барьерами на рынках ЕАЭС, а мигранты — с административными сложностями). Тем не менее, судя по практике 2015–2025 гг., именно этот осторожный подход является предпочтительным.

Углубление сотрудничества с Китаем и Югом Азии. В последние годы вырисовывается сценарий более тесной интеграции в экономическое пространство, формируемое Китаем и, возможно, участие в проектах с Южной Азией. Например, успешная реализация энергетического коридора CASA-1000 (поставки электроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в Пакистан и Афганистан) сделает страну важным игроком на региональном энергорынке. Строительство железной дороги в обход труднопроходимых гор к пакистанским портам (через Афганистан) открыло бы таджикским товарам прямой выход к морю. Вступление в проекты вроде Китайско-Центральноазиатского экономического партнёрства может принести инвестиции в промышленность. Здесь перспективы во многом зависят от стабилизации обстановки в Афганистане и готовности инвесторов вкладывать инвестиции и дальше в экономику Таджикистана. Кроме того, Таджикистан уже получает выгоды от BRI, но мог бы еще больше интегрироваться в азиатские цепочки поставок [3, с. 186].

Опора на многосторонние правила. 2 марта 2013 года Таджикистан официально стал членом Всемирной торговой организации. Этот шаг был значительным достижением в его внешнеэкономической политике, символизируя интеграцию страны в глобальную торговую систему. С середины 2000-х годов Китай начал играть все более значительную роль в экономике Таджикистана. Инвестиции из Китая стали ключевыми для развития инфраструктурных проектов, включая строительство дорог, мостов, гидроэлектростанций и других объектов. Таджикистан стал частью инициативы “Один пояс, один путь”», что открыло новые возможности для экономического сотрудничества.

Как член ВТО, Таджикистан может воспользоваться правом отстаивать свои интересы через эту организацию, расширять экспорт, используя режим наибольшего благоприятствования на рынках всех членов ВТО. Переговоры о вступлении в ВТО соседнего Узбекистана создадут более единообразные условия торговли в регионе. Также страна может стремиться получить льготные торговые режимы от развитых стран — к примеру, статус бенефициара генеральной системы преференций (GSP+) ЕС, что снизило бы пошлины на таджикские товары в Европе [4, с. 126]. Усиление институционального потенциала позволило бы активнее защищать интересы экспортеров и привлекать инвестиции, пользуясь механизмами Всемирного банка (например, агентство MIGA для страхования рисков).

Важным фактором останется региональная обстановка. Если отношения с Узбекистаном и Кыргызстаном будут стабильными и сотрудничество продолжит расти, Таджикистан сможет значительно расширить свою открытую экономику через региональные проекты — будь то совместные ГЭС, торговые хабы на границах или кооперация в промышленности. Регион Центральной Азии сейчас переживает период активизации экономических связей, и Таджикистан, несмотря на свои ограничения, не останется в стороне [5, с. 154].

Таджикистан, имея молодое население, богатые природные ресурсы (особенно гидроэнергетику) и стратегическое расположение, может превратить свою экономическую открытость в устойчивый рост и развитие. Реализация цели — удвоения ВВП на душу населения, снижения бедности, выход на новые рынки — потребует последовательной интеграции страны в мирохозяйственные связи, сопровождаемой глубокими внутренними преобразованиями. Опыт последнего десятилетия показывает, что движение в этом направлении возможно и приносит результаты, однако темпы и полнота этого движения зависят от политической воли и готовности к реформам.

Для Таджикистана открытость экономики это средство обеспечить достойное будущее своим гражданам в условиях глобальной взаимозависимости. Международная экономическая интеграция дала необходимые стимулы и возможности, но реализовать их страна сможет только параллельно усиливая внутренние основы экономики.

Литература:

  1. Каримова, М. Т. Внешнеторговая деятельность Республики Таджикистан: проблемы, перспективы / М. Т. Каримова, А. А. Носирзода // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. — 2024. — Т. 15, № 4(66). — С. 275–284. — EDN JSSSBG.
  2. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан до 2030 года. // URL [Электронный ресурс]: https://mewr.tj/wp-content/uploads/files/ National %20 Development % 20Strategy-2030_ru.pdf
  3. Каримова, М. Т. Глобальная экономическая обстановка и общие условия экономического развития Таджикистана в рамках ШОС / М. Т. Каримова // Экономика Таджикистана. — 2022. — № 4–2. — С. 184–189. — EDN JPBGQE.
  4. Каримова, М. Т. Торговая политика Таджикистана в условиях ВТО / М. Т. Каримова // Выход постсоветского пространства из системной кризисной цикличности: императивы международного сотрудничества на базе ЕАЭС в условиях нового витка глобальной нестабильности: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 25–26 июня 2015 года. Том 2. — Москва: Центральный экономико-математический институт РАН, 2015. — С. 124–128. — EDN UWDEYB.
  5. Каримова, М. Т. Экономическая интеграция стран Центральноазиатского региона / М. Т. Каримова, К. Адолати // Таджикистан и современный мир. — 2022. — № 2(78). — С. 150–158. — EDN RGNUHF.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Таджикистан
открытая экономика
международная интеграция
уязвимость
внешняя торговля
миграция
инфраструктура
транзитный потенциал
инвестиции
ВТО
BRI
ШОС
бедность
энергодефицит
конкурентоспособность
человеческий капитал
институциональные реформы
устойчивый рост

Молодой учёный