Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Содержание профориентации политехнического направления в татарских пословицах и поговорках

Научный руководитель
24. Педагогика
02.04.2025
44
Поделиться
Библиографическое описание
Галеев, Р. Р. Содержание профориентации политехнического направления в татарских пословицах и поговорках / Р. Р. Галеев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы C Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/534/18904/.


В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения молодежи, анализируются культурные и исторические аспекты формирования профессиональных предпочтений. Особое внимание уделяется роли традиционных устных высказываний татарского народа в формировании интереса к техническим профессиям и развитию трудовых навыков. Статья будет полезна педагогам, психологам и специалистам в области профориентации, а также всем интересующимся вопросами культурного наследия и его влияния на профессиональное становление личности.

Ключевые слова: профориентация, политехническое образование, татарские пословиц и, поговорки, профессиональное самоопределение, трудовые навыки, культурное наследие, технические профессии, профессиональное становление.

Изучение профориентационных ценностей политехнического направления в малых жанрах татарской этнопедагогики имеет большое значение для обучающихся. Для этого необходимо анализировать влияние малых жанров татарской этнопедагогики на формирование профориентационных установок в сфере политехнического образования. Малые жанры фольклора в культуре татарского народа и их потенциал для передачи ценностей, связанных с выбором профессии и образованием будут весьма полезны. Содержание малых жанров, их влияние на становление профессиональных интересов и мотивацию обучения в политехнической сфере, результаты исследования могут пролить свет на новые подходы к профориентации политехнического направления с учетом культурных особенностей татарского народа.

Малые жанры татарской этнопедагогики отражают уникальные культурные ценности и традиции народа, что способствует сохранению и передаче большой информации по профессиональной ориентации политехнического направления. Малые жанры, такие как пословицы и поговорки, загадки и др. содержат уроки мудрости и образцы поведения, которые могут вдохновить и мотивировать в выборе профессии в политехнической сфере. Элементы малых жанров могут использоваться в образовательном процессе для формирования позитивного отношения к техническому образованию, развитию творческого мышления и стимулирования интереса к научно-техническим дисциплинам.

Изучение малых жанров татарской этнопедагогики способствует укреплению межкультурного диалога, пониманию и уважению культуры других народов, что важно для формирования толерантности и глобального мышления у будущих специалистов в области политехнического направления. Таким образом, изучение малых жанров татарской этнопедагогики играет важную роль в формировании профориентационных ценностей в политехническом направлении.

Среди малых жанров этнопедагогики выделяются пословицы и поговорки, которые отражают профориентацию политехнического направления.

Рассмотрим пословицы и поговорки о технологиях и технике строительства дома . Татарские деревни отличались красотой и изяществом построенных домов. Ислам требует построить дом красиво, о чем сообщается «от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не наступит Судный день, пока люди не будут строить дома, разукрашивая их так, как разукрашивают одежду» (имам аль-Бухари)» (Построить дом по Исламу: электронный ресурс) [3]. Высказывание имеет символическое значение. Оно подчеркивает внимание людей к своему внешнему виду и материальным аспектам жизни, а их дома остаются на второй план.

Пословица «Сруб будет хорошим, если снизу ставить дуб, а сверху — сосну» («Аска — имән, өскә нарат өеп бурасаң, яхшы була») дает указания по использованию природных материалов в строительстве деревянного дома. Ученые подсчитали, сколько лет будут служить разные породы деревьев, использованные под строительство дома. Дуб рассчитан на 120 лет, ильм (вяз) — 100 лет, лиственница — 90 лет, сосна — 80 лет и т. д. Свойства древесины дуба зависят от места произрастания. Тем не менее у дуба имеются неизменные характеристики, в частности, большая плотность, не поддается деформации и короблению, самая твердая по радиальности и тангенциальности, а также большая сопротивляемость при резе.

Что касается сосны, то она простая, крепкая, легко поддается обработке. В разрезе можно сосчитать возраст дерева, поздние слои темнее, заметны смоляные ходы. Следует отметить, что в Татарстане дуб и сосна самые распространенные деревья в лесном массиве. Таким образом, дуб на первом месте, а сосна — на четвертом. Это было известно татарским строителям с древнейших времен.

Вышесказанная инструкция по правильному использованию дуба и сосны необходима по причине, что вся тяжесть потом спускается на нижние бревна, о чем свидетельствует пословица «Тяжесть спускается на самое нижнее бревно сруба» («Бураның аскы бүрәнәсенә иң авырлык (көч) төшә»). Соответственно, если нижние бревна не в состоянии выдержать тяжесть верхних, то и дома не получается.

Строительство дома имеет определенный порядок. Как говорится в пословицах, «Прежде чем начать строить дом, следует укрепить фундамент» («Өйне сала башлаганчы, нигезен ныгытырга кирәк»); «Начинай строить дом с фундамента, демонтаж — с крыши» («Өйне салганда нигездән башла, сүткәндә — түбәдән»). Эти пословицы подчеркивают важность тщательной подготовки и начальной работы перед преступлением к выполнению любого проекта или задачи. Аналогично тому, как укрепление фундамента перед строительством дома обеспечивает прочность и надежность всей конструкции, так и в любом деле необходимо уделить достаточное внимание подготовке, планированию и обеспечению необходимых ресурсов до начала основной работы, что поможет избежать проблем и ошибок на более поздних этапах и обеспечивает успешное завершение проекта. В итоге, пословица указывает на важность основательности, тщательности и системности в подходе к любой задаче или начинанию.

К технологиям строительства дома следует отнести и пословицу «Без балки дом не строят» («Өрлексез өй салмыйлар»). Такие полезные советы, содержащиеся в малых жанрах татарской этнопедагогики, дают целую инструкцию по строительству дома.

Пословица «В сторону крыльца карниз не делают» («Болдыр ягына кәрниз ясамыйлар») расказывает о технике строительства дома и служит непосредственным руководством. Пословица «Не строй дом с (чужим) человеком» («Кешенеке белән йорт салма») также дает хороший совет, т. к. объединенный дом не даст ничего хорошого, спустя годы приведет к дележу и ссорам, а впоследствии к нервотрепке.

Среди пословиц и поговорок имеются предупреждающие о технике безопасности. Например, пословица «Не стой под потолком без опоры» («Баганасыз түшәм астында торма»). На практике встречаются множество примеров, когда несоблюдение техники безопасности приводит к трагическим случаям.

Ряд пословиц и поговорок учит, как следует безопасно пользоваться тем или иным инструментом при строительстве. Так, постоянно используемая при строительстве дома лестница может нанести травмы, поэтому следует знать некоторые правила пользования ею. Пословицы «У летницы два конца» («Баскычның ике башы бар»), «На лестницу поднимаются пошагово» («Баскычка берәр адымлап менәләр»), «По лестнице подниматься трудно, спускаться легко» («Баскычка менгәндә кыен, төшкәндә ансат») учат правилам пользования лестницей. Следует отметить, что данные пословицы имеют и переносное значение в смысле подъема по карьерной лестнице, по которой поднимаются постепенно и с трудом, а спукаются легко; она имеет два конца и т. д., которые также предупреждают об опасности карьерной лестницы.

Таким образом, средства татарской этнопедагогики содержат богатый материал для использования в профориентационной работе политехнического направления.

Литература:

  1. Галеев Р. Р., Маликов Р. Ш. Профориентационная мысль политехнического направления в малых жанрах татарской этнопедагогики (на материале пословиц и поговорок) // Педагогический научный журнал. — М., 2025. — Т. 8. № 2. — С. 108–113.
  2. Галеев Р. Р., Маликов Р. Ш. Профориентационное содержание татарских былин и сказок политехнического направления (результаты и перспективы исследования) // Искусство и образование. — 2025. — № 2 (154). — С. 188–195.
  3. URL: https://islam.ru/content/veroeshenie/43272
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
профориентация
политехническое образование
татарские пословиц и
поговорки
профессиональное самоопределение
трудовые навыки
культурное наследие
технические профессии
профессиональное становление

Молодой учёный