Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Здоровьесберегающая технология как условие формирования культуры здорового образа жизни обучающихся

Научный руководитель
24. Педагогика
24.04.2024
14
Поделиться
Библиографическое описание
Плахтий, Ю. А. Здоровьесберегающая технология как условие формирования культуры здорового образа жизни обучающихся / Ю. А. Плахтий. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18478/.


Данная статья направлена на изучение здоровьесберегающей технологии как условия формирования навыков здорового образа жизни младших школьников. Современная практика показывает отрицательную динамику повышения уровня заболеваемости среди обучающихся начальных классов, в связи с чем на формировании культуры здорового образа жизни обучающихся сегодня обращено внимание многих исследователей и педагогов.

Ключевые слова : проект, интеллект, младшие школьники.

Педагогические технологии в свете образовательного стандарта приобрели очень важную роль в методологических исследованиях. Это произошло за счет внедрения инновационных методов и средств обучения в образовательный процесс. В широком понятии, педагогические технологии — это целостность методов, приемов и средств, последовательное применение которых направленная на достижение поставленной педагогической цели и задачи. В образовательной системе существует большое количество педагогических технологий, но мы остановимся на здоровьесберегающей технологии.

На сегодняшний день здоровьесберегающие технологии представляют собой компонент и цель образовательной системы в целом. Исходя из этого, необходимо понимать, что к технологиям сбережения здоровья относятся все структурные составляющие образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии, представляющие собой компонентную составляющую всего образования, подразумевают реализацию целого спектра воздействий на обучающихся психолого-педагогической и медицинской направленности.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья детей, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В педагогической науке можно встретить довольно много трактовок понятия «здоровьесберегающая технология» [5]. Существует распространенное мнение, что здоровьесберегающие технологии представляет собой своеобразную альтернативу педагогическим технологиям, хотя это не совсем так. В целом, понятие «здоровьесберегающая» — это компонентное составляющее фактически любой педагогической составляющей, представляющая собой гарантию сохранения здоровья обучающегося, как физического, так и психологического.

Исходя из этого, в научной литературе существует много определений данного термина. Исследователи рассматривают здоровьесберегающаю технологию как совокупность следующих компонентов:

— условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

— рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

— соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

— необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим [6].

При этом здоровьесберегающая технология рассматривается как система, деятельность которой направлена на формирование условий для создания наиболее эффективного процесса сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (школьников, педагогов и др.) [2]. Как правило, сюда входят:

  1. Проведение регулярного контроля медицинским и педагогическим составами состояния здоровья обучающихся.
  2. Реализация индивидуализированного подхода, основанного на учете возрастных и психологических особенностей обучающихся.
  3. Формирование благоприятной психологической обстановки в образовательном процессе.
  4. Применение широкого спектра методологического инструментария здоровьесберегающих технологий [7].

На сегодняшний день здоровьесберегающие технологии представляют собой компонент и цель образовательной системы в целом. Исходя из этого, необходимо понимать, что к технологиям сбережения здоровья относятся все структурные составляющие образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии, представляющие собой компонентную составляющую всего образования, подразумевают реализацию целого спектра воздействий психолого-педагогической и медицинской направленности на обучающихся. Исходя из этого, специалистами принято выделять следующие типы технологий [8]:

  1. Здоровьесберегающие: регулярный контроль профилактических прививок согласно календарному плану личной медицинской карты обучающихся, соблюдение основных принципов поддержания общего уровня здоровья — обеспечение своевременного проведения терапии витаминами, контроль двигательной активности.
  2. Оздоровительные: контроль физического развития, проведение ряда мероприятий оздоровительного характера в рамках возможностей школы — физиотерапия, аромотерапия, фитотерапия, арттерапия.
  3. Технологии обучения здоровью: введение в предметные циклы тем, направленных на освещение области формирования когнитивного уровня о здоровье.
  4. Воспитание культуры здоровья: факультативные занятия по развитию личности школьников, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.

Таким образом, мы можем сказать, что здоровьесберегающая технология представляет собой структурный компонент любой педагогической культуры, формирующий условия для сохранения здоровья обучающихся. При этом многообразие направлений и факторов действия такого рода технологий подразумевает совокупную деятельность каждого из субъектов образовательного процесса: медицинского персонала, педагогического состава, родителей. Применение в работе здоровьесберегающих технологий позволяет повысить эффективность образовательного процесса, сформировать у педагогов, детей и родителей ценностные ориентиры, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Литература:

  1. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. — М.: Юрайт, 2017 . 36 c.
  2. Ваторопина, С. В. Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 52–56. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53142/ (дата обращения: 02.02.2022).
  3. Васильева, Н. В. Организация учебного процесса в школе без ущерба для здоровья //Забота образовательных учреждений о здоровье детей: Материалы Международного научного симпозиума. — СПб; 2006. — С. 9–11.
  4. Виниченко, М. А. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе // Модернизация российского образования: тренды и перспективы: моногр. Ч.1 / М. А. Виниченко, В. А. Волгунов, Л. Н. Глебова и др.; отв. ред. А. А. Киселев. — Краснодар, 2011. — С. 95 -118.
  5. Воробьева, Г. Е. Организация учебного процесса и физической активности школьников с применением здорвьесберегающих технологий // Проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях модернизации российского образования: материалы всерос. науч.-практ. конф., Белгород, 19–20 окт. 2011 г. / НИУ БелГУ; отв. ред. Л. Н. Волошина, Л. В. Годовникова, В. В. Гребнева. — Белгород, 2011. — С. 347–349.
  6. Цабыбин, С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. — М.: Учитель , 2019 . 75 c.
  7. Шклярова, О. А. Здоровьесберегающее направление в современной школе. — М.: Перспектива, 2019. — 280 c.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
проект
интеллект
младшие школьники

Молодой учёный