Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Традиционные семейные ценности русского мира: древнерусская литература и современность

29. Философия
Поделиться
Аннотация
В данной статье рассматривается трансформация традиционных патриархальных представлений о семейном укладе в современном российском обществе. Отмечается преемственность традиций, обусловленная запросами современной социальной сферы, популяризация героев, образы которых запечатлены в памятниках древнерусской литературы. В современном российском обществе наблюдается повышение интереса к модели традиционной семьи, осуществляемое через формирование положительной оценки известных литературных образов, среди которых наиболее популярные Петр и Феврония Муромских, ставшие важным элементом русской культуры.
Библиографическое описание
Хромушина, Е. А. Традиционные семейные ценности русского мира: древнерусская литература и современность / Е. А. Хромушина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/513/18418.


В данной статье рассматривается трансформация традиционных патриархальных представлений о семейном укладе в современном российском обществе. Отмечается преемственность традиций, обусловленная запросами современной социальной сферы, популяризация героев, образы которых запечатлены в памятниках древнерусской литературы. В современном российском обществе наблюдается повышение интереса к модели традиционной семьи, осуществляемое через формирование положительной оценки известных литературных образов, среди которых наиболее популярные Петр и Феврония Муромских, ставшие важным элементом русской культуры.

Ключевые слова : семья, брак, мужчина, женщина, древнерусская литература.

Современное общество все чаще обращается к проблеме семьи, пытаясь выстроить наиболее эффективную модель коммуникации между супругами. Государство старается поддерживать молодые семьи, предоставляя льготы на приобретение жилья, выплачивая пособия на рождение детей. Однако официальная статистика по-прежнему неутешительна.

Согласно данным Росстата [1], с 2012 по 2022 гг. на территории РФ наблюдается снижение количества браков (см. рис.1). В 2012–2013 гг. количество браков на тысячу человек населения составляло 8,5 %, в 2020 г. был зарегистрирован самый низкий показатель — чуть больше 5 %. В 2022 г. процент браков составил чуть больше 7 %. Таким образом, отмечается устойчивое снижение количества браков за десятилетний период.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Максимальное число разводов на тысячу человек населения составило 4,7 % в 2013–2014 гг. и 2022 г., минимальное — 3,9 % в 2020 г. (см. рис.2). Можно отметить прямо пропорциональную зависимость количества разводов от числа браков. В целом, процент разводов составляет примерно половину от количества заключенных браков (см. рис. 3). Такая ситуация сложилась в стране за последние 11 лет. Количество заключаемых браков неуклонно снижается, а количество разводов остается примерно на одном уровне. Каких-то значительных изменений не наблюдается.

В настоящее время государство обращает внимание на институт семьи, будучи заинтересованным в улучшении демографической ситуации в стране. Однозначно негативно оцениваются западные тенденции, связанные с разрушением традиционной патриархальной модели семьи. В нашей стране на законодательном уровне запрещены однополые браки, а с июля 2023 г. принят закон о запрете смены пола. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Государственной думы РФ, подобное решение было принято с оглядкой на США, где «операций по смене пола <…> за последние 10 лет стало больше в 50 раз — трансгендеров (по данным 2022 г.) 1 млн 640 тыс., среди которых 1 млн 300 тыс. взрослых (0,5 % взрослого населения) и 340 тыс. подростков (1,4 % всех детей США в возрасте 13–17 лет [2]. Подобная тенденция оценивается как «чудовищная», ведущая к «вырождению нации» [3]. Следовательно, масштаб проблемы достаточно велик, и государство предпринимает определенные действия, стараясь сохранить привычную славянской культуре модель семьи.

В пояснительной записке к опубликованному законопроекту отмечено, что задача современной России — это защита населения от «деструктивного информационно-психологического воздействия, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [3]. Приводятся неблагоприятные статистические данные, согласно которым на территории РФ «в период с 2016 по 2022 гг. за заменой паспортов гражданина Российской Федерации по основанию «изменение пола» обратилось 2 990 человек, из них: в 2016 г. — 142, 2017 г. — 131, 2018 г. — 370, 2019 г. — 429, 2020 г. — 428, 2021 г. — 554, 2022 г. — 996» [3].

Закон запрещает проведение хирургических операций и гормональной терапии, направленных на формирование у человека признаков противоположного пола, также запрещено изменять пол в документах, запрещено усыновлять детей лицам, уже совершившим действия по изменению половых признаков. Вероятно, данный закон является реакцией на культивируемую западными СМИ систему ложных нравственных ценностей.

Отмечается, что Россия должна следовать иному пути, заключающемуся в сохранении системы традиционных ценностей, которые формировались на протяжении многих веков и прочно укоренились в сознании человека. Однако под влиянием «моды» на самоопределение, выражающейся, порой, в абсурдных умозаключениях, например, «ребенок должен сам выбирать свой пол», традиционный семейный уклад часто воспринимается как нечто устаревшее, ненужное, что, в свою очередь, порождает новые социальные проблемы.

Семья — основа общества в представлении носителя славянской культуры. Такой взгляд формировался в течение длительного времени и нашел отражение в различных памятниках древнерусской литературы. Многие книжники затрагивают эту тему, создавая образы княжеских семей, давая наставления супругам. Обратимся к анализу наиболее известных памятников древнерусской литературы, чтобы проследить, насколько изменились представления о роли семьи с течением времени.

Пожалуй, самой известной современному человеку стала семейная чета Петра и Февронии Муромских — главных героев «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Данный текст после канонизации святых в 1547 г. был признан житием, однако традиционных житийных черт в «Повести» немного, в результате она подверглась нескольким переработкам, главной задачей которых было приближение текста к канону. Однако характеры, изображенные в «Повести», нарушают традицию агиографического жанра, который предполагал изображение идеальных стандартизированных героев.

В основе сюжета, как отмечает Р. П. Дмитриева, лежат фольклорные мотивы: предание о женитьбе князя на крестьянке, сказочный мотив змееборчества, сказочный образ мудрой девы [4]. Композиция текста напоминает несколько самостоятельных новелл, связующим звеном между которыми выступают главные герои. «Повесть» включила в себя множество элементов различных жанров, придавших ей неповторимый колорит: «В нее по сравнению со сказкой включен дополнительный материал, который органично слился с сюжетной линией основного источника, в результате чего возникло литературное произведение, подчиненное своим собственным законам сюжетосложения» [4, с. 21].

Вероятно, такая специфическая жанровая характеристика была обусловлена потребностью автора в популяризации текста. Сказочные и житийные мотивы были хорошо знакомы древнерусскому человеку, как грамотному, так и нет. «Повесть», совместившая в себе элементы народных легенд, сама становилась частью народного предания, привлекая внимание прежде всего главной сюжетной линией: историей о любви героев.

Образ Петра проистекает из традиционного образа Богатыря. Петр крепок телом и силен духом, именно ему предсказана победа над змеем. Герой добывает волшебное оружие, получает божественное благословение на подвиг. Сражение со змеем — испытание не столько физической силы героя, сколько его духовной стойкости, так как враг принял образ Павла — брата Петра, только после удара мечом змей принимает свой реальный облик. Победа над змеем — первый этап пути к обретению счастья. Герою приходится пройти еще несколько испытаний: исцелиться от болезни, найти и сохранить любовь.

Встреча с Февронией — это и испытание, и награда для героя. Героиня воплощает в себе черты мудрой девы — традиционного сказочного образа. Однако полного сходства все же не наблюдается: «мотив болезни князя меняет в деталях построение сказочного сюжета. Князь Петр женится на Февронии не потому, что она привлекла его своим умом, а потому, что вылечила его. Условия ставит не испытатель (князь) героине, она сама получает согласие князя жениться на ней, если вылечит его. Сообразительность Февронии проявляется в том, что она предугадывает нарушение слова со стороны князя» [4, с. 17]. Образ героини весьма любопытен. Как отмечает Ф. И. Буслаев, главным атрибутом идеального женского образа в древнерусской литературе становилась святость. Большинство почитаемых женщин принадлежали к княжескому роду. Феврония стала исключением: будучи низкого происхождения, она заняла место на престоле. Героиня — мудрая дева, хитроумно ответившая на загадки князя, целительница, единственная, сумевшая вылечить Петра от тяжелого недуга. Однако мудрость героини проявляется не столько в ее ответах-загадках, сколько в ее действиях, «которые совершаются согласно христианской морали и далеки от каких-либо фольклорных мотивов» [5]. За свою помощь она требует награды: брака с князем, от которого Петр пытается уклониться и уезжает, нарушив свое обещание. Однако мудрая Феврония, предвидя такой исход, не исцеляет князя полностью, ожидая его возвращения. Она прощает Петру ложь и становится его супругой. Благочестивая жизнь — достойное основание для причисления Февронии к лику святых. «Идеал супруги рисуется в поэтических чертах Февронии, характер которой стоит на переходе от мифической Вещей Девы к историческому лицу» [6].

Февронии так же, как и Петру, приходится пройти через испытания. В фольклорной традиции обычно героиня оказывается в подобной ситуации, чтобы спасти любимого, здесь же сюжет противоположен сказочному: Феврония уже замужем, но именно в этот момент начинаются трудности. Даже статус княгини не защищает Февронию от недоброжелателей, с которыми она постоянно сталкивается. Проверке подвергается добродетель героини. Бояре невзлюбили княгиню за низкое происхождение, однако сказитель отмечает, что так произошло, потому что «Богу же прославляющую добраго ради жития ея» [4, с. 217]. По сути, Феврония противостоит не боярам, а их женам, которые из зависти и злости ненавидят княгиню, стоящую выше по статусу, чем они. Контраст делает наиболее выразительными честность и кротость героини, противопоставленной дурным женщинам.

В славянской культуре значительное внимание уделялось женщине как хозяйке и матери. Считалось, что добрая жена — основа семейного благополучия, она выступает связующим звеном между семьей и обществом, отвечает за сохранение традиций. Ермолай-Еразм на примере боярских жен показывает, что дурная женщина способна не только погубить мужа, но и все государство. Не сумев усмирить грех зависти, боярские жены становятся причиной кровавых столкновений в Муроме, тем самым губят своих мужей.

Именно злоба боярская приводит к изгнанию Февронии из Мурома. Впрочем, мудрая женщина и из этой ситуации находит выход: она покорно покидает город, но своего мужа забирает с собой. Без князя в городе начинается борьба за власть, приведшая к гибели многих вельмож. Только повинившись, бояре возвращают законного князя и княгиню. Милосердная Феврония не помнит зла, она прощает обидчиков.

Также испытывается верность героини. Во время изгнания князя и княгини один человек, плывший с ними на одном корабле, посмотрел на святую с вожделением, однако она мгновенно разоблачила его помыслы, повелев зачерпнуть воды с обеих сторон судна и заставив выпить ее. Вода оказалась одинакова на вкус, так же, как и «едино естество женско есть» [4, с. 219]. «Внутреннему благородству Февронии противостоит жестокая сила, которая продолжает ей противодействовать и после замужества, и даже после смерти… Февронии надобно не только один раз победить, но — и это самое главное — сохранить свое высокое положение в условиях постоянного противодействия [4, с. 33].

Из всех испытаний Феврония выходит с честью. Своей благочестивой жизнью она побеждает обидчиков, совершая чудеса: превращает хлебные крошки в фимиам, колья — в большие деревья. Главными нравственными чертами героини становятся мудрость, добросердечие, милосердие, кротость, верность мужу. Именно эти качества, по мнению, средневекового сказителя, являются неотъемлемой чертой добродетельной женщины.

Только одна роль остается неизвестна Февронии: роль матери. Однако отсутствие детей у благочестивой супружеской пары может быть обусловлено влиянием жанра жития. Супружеская жизнь основывается на чистой, непорочной любви. Петр и Феврония мудро правят городом, заботясь о людях подобно родителям, следовательно отсутствие собственных детей не порицается. Их благочестивая жизнь награждается одновременной смертью и совместным погребением.

Главным семантическим акцентом «Повести» становится супружеская любовь. Эта нехарактерная для классического жития черта значительно поспособствовала популяризации данного текста. История этой пары привлекает читателей и в современной России. Их образы используют в качестве примера идеальной семьи. С 2008 г. 8 июля в нашей стране отмечается День семьи, любви и верности, приуроченный ко дню памяти святых Петра и Февронии Муромских. У этого праздника появились даже собственные символы: ромашка и «февронька» — аналог западной «валентинки». Да и сам праздник оценивают как наш ответ европейскому празднику в честь святого Валентина.

Так, образы Петра и Февронии выходят за рамки литературного канона и становятся элементами массовой культуры. Например, в 2017 году режиссеры Ю. Рязанов и Ю. Кулаков сняли полнометражный мультипликационный фильм «Сказ о Петре и Февронии». Главной темой становятся любовь и верность, что отражено в слогане мультфильма «Любовь и верность на века». Сюжет, конечно, не является точной копией жития, не подчеркивается религиозность героев, на первое место выходят такие ценности, как любовь, взаимопонимание, поддержка, верность.

Несмотря на древность исходного текста Ермолая-Еразма, история о Петре и Февронии Муромских становится все популярнее. В этой повести современные читатели по-прежнему находят много полезного, утверждая ее как образец правильной семьи.

Еще одной святочтимой женщиной Древней Руси является княгиня Евпраксия — «жена св. благоверного Князя Феодора Юрьевича» [6]. Историю этой женщины мы узнаем из «Повести о разорении Рязани Батыем», которая датируется концом XVI в. и повествует о взятии в 1237 г. Рязани ханом Батыем.

Данный текст дает представление о супружеской чести. Великий князь Рязанский Юрий Ингоревич, узнав о приходе «безбожного» царя Батыя [7], надеется откупиться от него и посылает с дарами сына Федора Юрьевича. Тот принес дары и «молил царя, чтобы не воевал он Рязанской земли» [7]. Однако хан оказался жадным и лживым, он принял дары, но стал просить себе в наложницы дочь или сестру рязанских князей, желая унизить просителя. Кто-то из вельмож, прибывших с Федором Юрьевичем, рассказал, что его жена знатна и хороша собой. Батый приказал князю прислать жену, однако получил отказ. «Благоверный князь Федор Юрьевич Рязанский засмеялся и сказал царю: «Не годится нам, христианам, приводить тебе, нечестивому царю, своих женщин на блуд, — когда нас одолеешь, тогда и будешь властен над нашими женщинами» [7].

Этот эпизод прекрасно демонстрирует то, что муж и жена воспринимались как одно целое. Честь жены — забота мужа, которому легче принять смерть, чем осквернить свою душу и душу жены нечестивым поступком. Усиливает драматизм и то, что хан — иноверец, с которым любовный союз недопустим для славянской женщины, пусть даже низкого происхождения, а его притязания на княжескую жену — чудовищное оскорбление не только для ее мужа, но и для всего русского народа. Отказ князя приводит к кровавым сражениям, разорению города, гибели множества людей, однако воспринимается исключительно как героический поступок, ведь он отстаивает честь своей семьи.

Княгиня Евпраксия — образец верной и любящей жены. Узнав о смерти супруга, она выбрасывается из окна высокого терема вместе со своим сыном Иваном. Княгиня прекрасно понимает, что, не получив желаемого, хан придет в город, чтобы захватить ее. Евпраксия идет по стопам мужа, своей смертью утверждая верность ему. Князь и княгиня воспринимались как отец и мать для народа, чему мы и видим подтверждение в «Повести»: Федор Юрьевич погибает, защищая свою жену и город, его супруга следует за ним, оберегая его честь и честь семьи, а жители Рязани предпочитают умереть, нежели сдаться врагу, так они проявляют свою любовь и уважение к князю и княгине. И. А. Лобакова отмечает, что «В Повести монголо-татары стали победителями не потому, что победили рязанцев, а потому, что их противников не осталось в живых. Федор Юрьевич, посланный к Батыю с дарами, был убит, отказав царю в праве победителя. Гибель Евпраксии с сыном — не только рассказ о супружеской любви, но и подтверждение этого отказа» [7].

Здесь мы видим непривычный для древнерусской религиозной литературы сюжет: супружеская любовь испытывается смертью. Чтобы доказать свою верность супругу, необходимо умереть. Данный сюжет часто встречается в европейской литературе, например, в скандинавской языческой культуре, когда жены погибших конунгов разделяли вместе с ними погребальный костер. Средневековая европейская легенда о Тристане и Изольде также обращается к этому сюжету. Однако в славянской христианской культуре подобное было невозможно: единственно достойный поступок овдовевшей княгини — уход в монастырь, что и подтверждают жития благочестивых жен. При этом поступок княгини Евпраксии оценивается как героический. Добровольная смерть и гибель маленького сына не стали препятствием для канонизации княгини.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» — свидетельство традиционного христианского взгляда на семью, в которой муж является добытчиком и защитником, а жена хранителем семейных ценностей. Муж, жена и дети — одно целое, следовательно, поступок каждого из них отражается на остальных. Чтобы сохранить семью, иногда приходится принимать трудные решения, однако каждый член семейного союза должен их поддержать. Так, княгиня Евпраксия, принимая добровольную смерть, становится олицетворением женской верности, что и послужило основанием для ее канонизации.

«Повесть о Петре и Февронии» и «Повесть о разорении Рязани Батыем» представляют собой две точки зрения, раскрывающие разные стороны семейных отношений. Любовь Петра и Февронии — союз, благословленный Богом. Они проходят через множество испытаний, чтобы обрести друг друга. Их союз благочестив, приносит пользу окружающим. Семья строится на мужской силе и женской мудрости. Наградой за праведную жизнь становится одновременная смерть и совместное погребение. Данный текст утверждает идеал гармоничных отношений между супругами, что подтверждается неувядающим интересом читателей к этому произведению. Семейные отношения Петра и Февронии рассматриваются традиционной русской культурой как образец, на который следует равняться. Религиозная основа «Повести» для современного читателя не является главной, на первый план выходят супружеские отношения, что и превратило Петра и Февронию в символ идеальной семьи.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» предлагает иной взгляд на семейные отношения и напоминает, что супруги — одно целое, и честь у них одна на двоих. Мужчина должен беречь и защищать свою жену, а она, в свою очередь, поддерживать решения мужа. Честь семьи превыше всего, даже жизни. Не зазорно умереть ради праведного дела, если ситуация требует этого.

Современная социальная ситуация показывает, что вновь возникает потребность в создании нравственных ориентиров для семейной жизни, которые следует искать среди традиционных культурных ценностей. Российское общество не готово принять концепцию свободных отношений и искаженную семейную модель, продуцируемую западными СМИ. Поэтому сейчас поиск ориентиров происходит, прежде всего, в известных и привычных большинству людей книжных источниках, наиважнейшими из которых являются памятники древнерусской литературы. Традиционные образы получают новую интерпретацию, но при этом органично вписываются в современную культуру, продолжая выступать в качестве элемента, формирующего морально-нравственную основу российского общества.

Литература:

  1. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 29.01.2023).
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2023 N 386-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452830/ (дата обращения: 29.01.2023).
  3. Система обеспечения законодательной деятельности: официальный сайт. URL: http://duma.gov.ru/news/57524/ (дата обращения: 29.01.2023).
  4. Дмитриева Р. П. Повесть о Петре и Февронии. Ленинград: Наука. 1979. 340 с.
  5. Сулица Е. И. Женские персонажи древнерусской словесности: поэтическая образность и принцип синкретичности // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2014. № 4 (45) С.76–90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskie-personazhi-drevnerusskoy-slovesnosti-poeticheskaya-obraznost-i-printsip-sinkretichnosti (дата обращения: 29.01.2024).
  6. Буслаев Ф. И. Идеальные женские характеры древней Руси. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/sochinenija-po-arheologii-i-istorii-iskusstva-tom-2/8 (дата обращения: 29.01.2024).
  7. Повесть о разорении Рязани Батыем. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/biblioteka-literatury-drevnej-rusi-tom-5/8 (дата обращения: 29.01.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный