Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вьюгина, Е. А. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа / Е. А. Вьюгина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/478/17778/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: обучение, студенты педагогического колледжа, компетентность, коммуницировали, личностные, предикторы.

Современное тенденции педагогического образования ставит весьма нетривиальные задачи перед студентами педагогических колледжей — они должны освоить не только досконально тот или иной предмет или группу дисциплин, но еще и овладеть рядом других навыков, которые являются ключевыми в будущей профессиональной деятельности педагога. И одним из таких является умение коммуницировать на профессиональном уровне, и зачастую, овладение навыком правильного, корректного и располагающего к себе общения, является чуть ли не самым главным. Ведь педагог должен сначала расположить к себе ученика, а только потом он сможет донести до него нужную информацию.

Поэтому, формируя программу обучения студентов-педагогов, требуется учитывать целый ряд факторов — личные предикторы, умение и настроенность к получению знаний, создание подходящей среды, которая будет сопутствовать всему процессу. И здесь, к сожалению, возникает целый ряд проблем, начиная от правильного построения структуры ФГОС и внедрения новых дисциплин, до умения организовать дополнительные курсы или кружки, которые будут развивать навыки речевого общения, диспутов и умения ведения споров у студентов педагогических специальностей. В результате, если студенту удается наложить личные качества коммуникативности и корректно построенную учебную программу, то по окончанию своего обучения он получает те навыки и формирует такие компетенции, которые дадут ему возможность полноценно реализоваться на карьерном поприще.

В рамках обоснования необходимости определения актуального уровня оценки самоконтроля в общении педагогов начальных классов, в рамках оценки человеческого капитала в образовании было проведено тестирование по методике «Оценка самоконтроля в общении» разработан американским психологом М. Снайдером.

Данный тест позволит оценить уровень коммуникативного контроля в общении педагогов начальных классов. Диагностическая процедура проводилась на базе ГБОУ школа № 2094 г. Москва, в тестировании участвовали респонденты в количестве 16 человек (учителей начальных классов). Данные респонденты имеют высшее образование (бакалавриант).

Входные данные:

Педагогический стаж

0–1 года

3 респондента

1–3 года

3 респондента

3–5 лет

2 респондента

5–7 лет

1 респондент

7 и более лет

6 респондентов

Баллы

Обозначение

Количество респондентов

0–3 балла

у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

3

4–6 баллов

у Вас средний коммуникативный контроль, Вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своём поведении с окружающими людьми

7

7–10 баллов

у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

6

Вывод: Данные тестирование в итоге имеют следующее значения:

– 18 % респондентов имеют низкий коммуникативный контроль,

– 43 % респондентов имеют средний коммуникативный контроль,

– 39 % респондентов имеют высокий коммуникативный контроль.

Медиана равна 5. Из чего можно сделать вывод, что полученное респондентами высшее образование в контексте личностных предикторов не сформировало у них коммуникативную компетентность.

В связи с чем можно говорить о предположении, что 18 % будущих педагогов имеют риски приступить к профессиональной деятельности, не использующих в своей педагогической деятельности навык коммуникативной компетентности, что естественно отразиться на всех аспектах.

В контексте полученных данных возникает вопрос оценки коммуникативного контроля студентов педагогических колледжей, и качества полученных ими навыком коммуникативной компетентности. Современная система СПО в Российской Федерации готовит педагогических работников, которые относятся к специалистам образовательной сферы, в компетенции которых входит преподавание выбранной дисциплины, а также в качестве дополнительных функций — организация внеклассной деятельности учащихся. Именно по этой причине, на стадии обучения педагога, как молодого специалиста, у него должны быть сформированы навыки осуществления общения и умения не только корректно донести свою мысль, но и повлиять на собеседника, подталкивая и склоняя его к освоению дисциплины.

А что касается взаимодействия с коллегами — то здесь навыки коммуницирования помогают сформулировать ключевую цель в поставленной задаче и осуществить поиск ее решения, как совместными усилиями в дискуссиях, так и самостоятельно с дальнейшим умением правильно преподнести полученные итоги слушателям. Естественно, что личные предикторы, по большей части сформированы у каждого студента системы обучения СПО на момент поступления. И они, частично, зависят от индивидуальных психологических особенностей личности. Хотя, при этом, в дальнейшем процессе учебы они обязаны оттачиваться и направляться в нужном русле.

А достигается такое оттачивание личных предикторов, а значит и умения правильно и профессионально коммуницировать, такими методами, как: Тренингами педагогического общения. Моделирование разных обучающих и коммуникативных ситуаций с установлением ролей «педагог — ученик», «педагог — коллега», «педагог — родитель». Организация клуба «юных исследователей». Отработка разного уровня педагогических практик. Все эти методики должны использоваться в системе СПО, которая готовит будущих педагогов.

Но, наряду с ними, в колледжах и техникумах должна быть создана подходящая атмосфера, которая позволяет будущим специалистам копировать обстановку в своей будущей деятельности. Свойство личности частично уже сформировано к моменту освоения будущей специальности, но при этом, именно профессиональные умения в коммуницировании будут нарабатываться именно на этой стадии. Поэтому, необходимо принимать во внимание личностные предикторы, условия обучения, а также индивидуальные умения овладевать всей совокупностью навыков и знаний. И уже на основе этих психологических особенностей и профессиональных техник, формировать высококвалифицированных специалистов.

Литература:

  1. 2. Возный Р. С., Миненко М. В. Предикторы эффективного общения // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». 2022. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prediktoryeffektivnogo-obscheniya (дата обращения: 07.11.2022).
  2. Захарченко Наталья Валентиновна Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniekommunikativnoy-kompetentsii-studentov-pedagogicheskogo-vuza-1 (дата обращения: 07.11.2022).
  3. Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12). — ISBN 978–5–9667–0393–6.
  4. Ковалев А. Г. Психология личности.3-е изд. М.: Просвещение, 2010. — 323 с.
  5. Сергеев, А. Г. Компетентность и компетенции в образовании: монография / А. Г. Сергеев. — Владимир: Изд-во Владимирского государственного университета, 2010. — 107 с. ISBN 978–5–9984–0049–0.
  6. Тесленко, В. И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография / В. И. Тесленко, С. В. Латынцев. — Красноярск: ГПУ 2007. — 255 с.: ил., табл. — ISBN 978–5–85981–226–4.
  7. Вьюгина Е. А. Личностные предикторы в формировании коммуникативной компетентности студентов СПО педагогической специальности Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6А Ч. II. С. 224–231. DOI 10.34670AR.2022.30.43.033

Ключевые слова

компетентность, обучение, личностные, предикторы, студенты педагогического колледжа, коммуницировали