Совершенствование форм и методов работы консультационного центра на основе анализа результатов социологического опроса мнения родителей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Совершенствование форм и методов работы консультационного центра на основе анализа результатов социологического опроса мнения родителей / М. М. Никифорова, Л. С. Хасанова, Н. Р. Якубова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 19-24. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/459/17406/ (дата обращения: 19.04.2024).



На основе первичного анализа мнения родителей по работе консультационного центра выявлена необходимость совершенствования форм и методов дистанционного обучения в консультационном центре. В статье рассматриваются инновационные формы работы с родителями в дистанционном формате в рамках работы консультационного центра по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.

Ключевые слова: консультационный центр, детский сад, социологический опрос, родитель, потребность родителей, дистанционный формат.

На базе нашего детского сада третий год работает консультационный центр для родителей детей, не посещающих детский сад. Для совершенствования работы консультационного центра было принято решение провести социологический опрос. Основной задачей данного предварительного исследования является первичный анализ отношения респондентов к работе консультационного центра для определения характеристик процесса, динамики, возможностей и угроз. Для выявления тенденций был составлен опрос и размещен в свободном доступе в Интернете. В данном контексте, социологический опрос является своеобразным видом обмена информацией между специалистами консультационного центра и жителями района.

Этапы

  1. Подготовительный — разработка социологического опроса. Создание опроса в Google формах.
  2. Основной — проведение эмпирического исследования. Размещение информации на сайте детского сада в разделе «Консультационный центр».
  3. Завершающий — (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Базу опроса составило следующее количество участвовавших (на 1.07.2022) (табл. 1.)

Таблица 1

Участники социологического опроса

Родители, посещающие консультационный центр

83 человека

Родители, не посещающие консультационный центр

79 человек

ИТОГО

162 человека

В результате опроса родителей, посещающих консультационный центр, выявлена удовлетворенность работой консультационного центра на 4,8 баллов из 5, что является хорошим показателем.

Так же мы сравнили потребности родителей посещающих и не посещающих консультационный центр (рис. 1).

Потребности родителей

Рис. 1. Потребности родителей

Родители, посещающие консультационный центр, в меньшей степени нуждаются в помощи специалистов, потому что посещают наши лектории, консультации и психологические тренинги. Они успешно решают свои вопросы связанные с воспитание и обучением детей дошкольного образа, на основании практических знаний, которые они получили на занятиях в консультационном центре.

Больший интерес представляет опрос родителей, не посещающих консультационный центр. Из основных проблем ими отмечена «Транспортная доступность» (рис. 2). Поскольку наш район достаточно большой, некоторым родителям сложно добираться до нашего детского сада.

Основные проблемы, отмеченные родителями, не посещающими консультационный центр

Рис. 2. Основные проблемы, отмеченные родителями, не посещающими консультационный центр

На основе опроса мы выявили потребность родителей, не посещающих консультационный центр в расширение форм дистанционного консультирования. Несмотря на то, что специалисты нашего консультационного центра активно проводят работу с родителями в дистанционном формате, было принято решение о дополнение этого формата новыми формами и методами работы, например, онлайн-марафонами.

Онлайн-марафон — это курс обучения, проводимый через сеть Интернет. В рамках курса участникам поэтапно предоставлялись теоретические и практические знания, выполнив которые участники делились успехами и сложностями. В ходе марафона участники имеют возможность задавать вопросы по теоретической части или в процессе выполнения практических заданий. Марафоны в постоянном доступе находятся на сайте детского сада. К их плюсам можно отнести то, что каждый проходит их в своём темпе в удобное для него время. В марафонах предоставлен практический материал консультантов для родителей. На основе этих материалов они могут проводить развивающие занятия дома. Так разработаны марафоны по развитию речи, нейропсихологический марафон, марафон по подготовке ребенка к детскому саду и школе, марафон по развитию музыкального слуха.

Марафон содержит:

  1. Интерактивные игры, разработанные педагогами и доступные в сети интернет («Большой и маленький», «Найди тень», «Формы», «Цвета», «Кто говорит»)
  2. Видео с практическими играми и задания («Развитие мелкой моторики в домашних условиях», «Развитие памяти и внимания», «Развитие слуха»)
  3. Видео с подвижными играми для физкультминутки.
  4. Нейропсихологический марафон содержит в себе видео с артикуляционной гимнастикой, дыхательной гимнастикой, пальчиковой гимнастикой.
  5. Марафон развития эмоционального интеллекта содержит видео упражнений на распознание эмоций.

Таким образом, анализ социологического опроса показал, что важна гибкость форматов работы с родителями. Кроме того, для выстраивания грамотных детско-родительских отношений родители нуждаются в помощи со стороны компетентных специалистов, педагогов и психологов. Главным отличием работы консультационного центра является отсутствие поучительного характера общения, в связи с чем, родители чаще обращаются к консультантам.

Литература:

  1. Бунькова, Т. В. Формы повышения психолого–педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации: специальность «»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Бунькова Татьяна Владимировна;. — Екатеринбург, 2017. — c. — Текст: непосредственный.
  2. Как узнать, что думают родители о школе или Методические рекомендации по изучению мнения родителей о работе школы / Т. Ф. Фомина, О. К. Самарцева, М. И. Горшкова, О. Н. Руссова. — Архангельск-Самара:, 2009. — c. — Текст: непосредственный.
  3. Пеша Анастасия Владимировна, Шавровская Марина Николаевна, Полушина Ирина Сергеевна Онлайн-марафон как педагогическая технология развития надпрофессиональных компетенций студентов вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. № 4 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-marafon-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-razvitiya-nadprofessionalnyh-kompetentsiy-studentov-vuza (дата обращения: 27.07.2022).
  4. Салахутдинова Ильсеяр Саитьяновна Социологический опрос как один из методов повышения качества организации медицинской помощи // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskiy-opros-kak-odin-iz-metodov-povysheniya-kachestva-organizatsii-meditsinskoy-pomoschi (дата обращения: 27.07.2022).