Характеристика современного этапа книгопечатания и тенденции развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 26. Культурология

Опубликовано в

XLIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2022)

Дата публикации: 05.07.2022

Статья просмотрена: 377 раз

Библиографическое описание:

Доценко, А. А. Характеристика современного этапа книгопечатания и тенденции развития / А. А. Доценко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/457/17373/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автором рассматривается тенденция развития электронных (цифровых книг), выявление роли печатных книг в современных реалиях, исследуются возможность вытеснения печатных книг цифровыми, причины сохранения актуальности печатных книг.

Ключевые слова: цифровизация, цифровой контент, книгоиздание.

Существуют различные информационные потребности, связанные с книгами. Книга является одним из старейших средств массовой информации, которое все еще используется, и на протяжении всей своей истории книга оставалась центральным средством в культуре.

Текущие преобразования книги, включая цифровизацию и растущую «маркетингозацию» книги, похоже, выдвинули старую среду выше в повестке дня как в исследовательских сообществах, так и в более широкой общественной сфере.

Сторонники печатной книги объявили о «смерти книги», в то время как сторонники нового порядка говорят об «освобождении читателя», который теперь может получить доступ к беспрецедентному количеству книг в глобальном масштабе простым нажатием кнопки.

Такие драматические утверждения обычно оказываются неправильными или, в лучшем случае, упрощенными и сильно завышенными, и их лучше понимать, как смесь широко распространенных культурных страхов и надежд, связанных с технологическим развитием, и дискурсов корыстных интересов, продвигаемых заинтересованными сторонами в старых и новых отраслях.

Цифровизация книги включает в себя все этапы в цепочке, от производства до потребления, включая то, как издатели обрабатывают производство и распространение, расширение эстетических возможностей, доступных авторам, и то, как потребители покупают и читают книги.

Цифровизация не является совершенно новым явлением, но постепенно внедрялась с 1980-х годов — например, при написании книг на персональных компьютерах и в других частях управления издательской деятельностью и распространения.

С ростом технологической, институциональной и эстетической конвергенции между книгой и другими средствами массовой информации книга в настоящее время становится все более интегрированной в глобальную и цифровую медиакультуру.

В какой степени и каким образом это продвинет книгу дальше на рынок за счет литературной и образовательной ценности — сложный вопрос, на который не может быть дан однозначный ответ.

Однако нет никаких сомнений в том, что некоторые из глобальных новичков в книжном бизнесе, не в последнюю очередь Ozon, придерживаются явно коммерческого взгляда на книги. С точки зрения существующих заинтересованных сторон книги, изменения в значительной степени вызваны внешними событиями.

Глобальные медиаплееры, такие как Google, Amazon и Apple, представили новые формы библиотек, книжных магазинов и бизнес-моделей, а публичные библиотеки претерпевают значительные изменения, превращаясь из книжных архивов в поставщиков информационных услуг [2, с. 151].

Цифровые медиа открывают новые эстетические возможности мультимодальных книг и позволяют читателям взаимодействовать с текстом. Интернет и социальные сети позволяют читателям публиковать и делиться своими собственными работами, позволяют читателям книг просматривать и критиковать литературу и тем самым обходить традиционных культурных привратников, таких как литературные рецензенты.

При этом спрос связан с потребителями, в то время как в библиотеках наблюдается рост к предоставлению цифровых материалов для чтения пользователям.

Важным вопросом, который необходимо учитывать, является фактическая приемлемость этих материалов для пользователей. Являются ли цифровые материалы предпочтительными по сравнению с печатными материалами, или печатные книги используются чаще? Заменят ли цифровые ресурсы печатные в будущем? Будут ли люди продолжать читать книги в XXI веке?

Мы живем в эпоху быстрых технологических изменений. Таким образом, что, если чтение электронных книг требует такого нового опыта чтения или даже нового вида грамотности, готовы ли учащиеся этого поколения, которые были обучены печатным книгам, полностью принять такую новую технологию? Другими словами, достаточно ли они грамотны в цифровом виде, чтобы «освоить» чтение электронных книг? Каковы их привычки использования таких материалов? И что еще более важно, что они на самом деле предпочитают?

В настоящее время требуется гораздо больше чтения, чем в прошлом, и чтение является самым важным инструментом обучения рядом с учителями, где книга обычно является основным образовательным агентством, способствующим успеху учащегося. Большинство людей сегодня читают совсем по-другому, чем несколько лет назад. Хотя печать не может быть мертвой, люди во всем мире регулярно читают цифровые экраны. Хотя это исследование посвящено электронным и печатным книгам, мы оказались вынуждены говорить об Интернете. Интернет является самой серьезной проблемой для печатных СМИ.

Изучая влияние электронных книг на печатные книги, необходимо разобраться с двумя фундаментальными вопросами: будущее печатных книг и финансовый аспект печатной и цифровой книги. Что касается будущего печатных книг, стоит изучить, насколько расширится издание электронных книг, чтобы крупные книжные иждивенцы (например, образование) и хранители (например, библиотеки) могли планировать и готовиться соответствующим образом.

Что касается финансового аспекта, то в таких странах, как Соединенные Штаты, наблюдается медленная миграция от печатных книг к цифровым. Издатели, возможно, не перейдут от печатных книг к цифровым форматам полностью, но им нужно идти в ногу с ростом электронных книг, а также потребностями в печатных книгах. Однако, если издатели увеличивают размер своих печатных книг и переоценивают спрос, они сталкиваются с дорогостоящим результатом, когда им приходится возвращать непроданные печатные книги. Кроме того, если издатели недооценивают потребности и требования клиентов, клиенты могут обратиться к конкурентам.

Характеризуя современный этап книгопечатания, можно заметить, что, например, российский рынок значительно вырос. Особенно эксперты книжной отрасли отмечают повышение качества, прежде всего это связано со спросом в данной отрасли. Так, например в 2019 году Россия оказалась в лидерах среди самых читающих стран мира.

В 2021 году онлайн-продажи бумажных книг в России достигли 29,5 млрд рублей против 26,4 млрд и 23 млрд рублей годом и двумя годами ранее соответственно. Об этом в конце декабря 2021 года сообщили в издательской группе «Эксмо-АСТ» [3].

Доля потребителей, купивших печатные книги в 2020 году, в несколько раз превышает долю купивших электронные книги, следует из данных исследования Statista Advertising & Media Outlook [1]. Статистические данные свидетельствуют, что хотя люди применяют электронные устройства для чтения, бумажные книги пользуются большим спросом, чем электронные.

Одной из причин роста спроса на печатные книги стали блогеры. На рынке представлено огромное множество книг от знаменитых блогеров, на которых подписаны тысячи, а порой и миллионы человек.

Также молодое поколение активно развивается и создает тренд на чтение. В интернете можно найти многочисленные книжные клубы.

В период цифровизации популярность книгопечатных рукописей стала возрастать все больше. Тотальная цифровизация является драйвером развития книг в печатном варианте. Издания обрели более высокую ценность, что в свою очередь повлияло на развитие лимитированных изданий. И это один из трендов книгопечатания.

Таким образом несмотря на спрос электронной литературы, печатные издания сохраняют свою актуальность, а новые тренды формируются на основе предпочтений пользователей интернета. Специальные издания, книги от блогеров, книжные клубы — это драйверы развития книгопечатной отрасли.

Литература:

  1. Биль О. Н. Книжное дело в России в середине ХХ — начале ХХI вв. // Актуальные вопросы и векторы развития современной науки и технологий. — 2022. — С. 313–328.
  2. Биль О. Н. Современная книговедческая печать в России // Современные технологии: проблемы и тенденции развития. — 2022. — С. 156–171.
  3. Онлайн-продажи бумажных книг в России по итогам года вырастут до ₽29,5 млрд. [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2021/12/27/902718-rekordnih-prodazhah-bumazhnih-knig-onlain?ysclid=l4simkmh59281488630 (дата обращения 03.07.2022)