Единство сознания в работе «О природе человеческого сознания» С. Н. Тубецкого | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Доронина, В. С. Единство сознания в работе «О природе человеческого сознания» С. Н. Тубецкого / В. С. Доронина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/454/17361/ (дата обращения: 25.04.2024).



В работе рассмотрено понятие сознания с точки зрения философии князя С. Н. Трубецкого. Осмысляются такие понятия как личное сознание, соборное сознание. Затрагиваются аспекты природы коллективизма и соборности. В соотношении понятий личное сознание и соборное сознание находятся ключи к пониманию единства.

Ключевые слова: сознание, безусловное сознание, соборное сознание, личное сознание, единство.

Сергей Николаевич Трубецкой как человек верующий в своей жизни приходит к необходимости осмысления своего личного религиозного опыта, что порождает вопросы философии сознания. На его мысль в русле русской религиозной философии оказали влияние работы А. С. Хомякова, дружба с В. С. Соловьёвым и, конечно же, общение с его братом Е. Н. Трубецким, занимавшимся вопросами Соборности, Богочеловечества и софийности мира [4, с. 72].

Рассмотрение вопроса сознания хотелось бы начать словами князя Трубецкого: «В философии, как и в политике, существуют вопросы, которые можно назвать закрытыми. Над ними долго и упорно бились, иногда в течение целых веков, и разошлись, не примирившись и не достигнув соглашения. Но чтобы не возобновлять бесплодной и утомительной борьбы, противники как бы вступают в безмолвное соглашение — молчать ο главном, об общей вине своей. Подразделяя вопрос на множество частных пунктов, они сражаются на этих пунктах, обходя первоначальную причину спора. От времени до времени бывает, однако, полезно припомнить ее, сдунуть пепел с тлеющего угля. Ибо лучше, чтобы он догорел до конца, вместо того чтобы тлеть и чадить под обманчивым пыльным слоем» [3]. Несомненно, вопросы межконфессиональных и межнациональных отношений, гражданской идентичности восходят к одному вопросу касающемуся единства человеческой природы, которое созидает наше общество в мире и неповторимой связи. Здесь же Сергей Николаевич обращается: «Неужели же мы решимся вычеркивать из истории целые эпохи мысли или, сводить их значение к какому-нибудь пустому заблуждению или праздному спору? К сожалению, мы часто делаем и то и другое и потому бываем осуждены впадать в прежние ошибки или доходить с трудом до положений, давно добытых и развитых совокупными усилиями целых поколений» ...

Таким образом, он доносит мысль о необходимости усвоения мудрости, передаваемой нам потомками. Сообщает нам об ошибке разделения единого вопроса. Это разделение он разрешит в другой своей работе «Учение о Логосе в его истории». В ней он выразит преодоление категоричности эмпиризма, рационализма и мистицизма через единство их подходов к изучению бытия, отведя каждому своё место: «Чувственное восприятие открывает нам мир явлений, наш разум постигает идеи — законы, которым подчинен этот мир. Но истинная реальность — сущность явления — есть мир живых субъектов» [2].

На основе обозначенных концептов мы переходим к рассмотрению идеи сознания Трубецкого, которая несомненно является важной для более глубокого понимания связующих единиц: человек, государство, общество.

Также хотелось бы акцентировать внимание на один очень важный аспект сознания — соборность, и разобрать понятие соборного сознания. По проблеме соборности Сергей Николаевич заимствует гносеологию А. С. Хомякова, но при этом тщательно её прорабатывает, создав стройную систему.

В начале работы «О природе человеческого сознания» Сергей Трубецкой ставит вопрос о личном сознании человека и разделяет его на две проблематики: «Доступна ли истина личному познанию человека, и если да, то лично ли самое познание его вообще?» [3]. В ходе поиска ответа на вопрос С. Н. Трубецкой приходит к выводу, что сознание не может быть объяснено как личное эмпирическое отправление и как продукт универсального родового бессознательного начала [3]. Сознание становится немыслимым и необъяснимым без сознания вне его. То есть, личное сознание предполагает сознание общее, которое становится первичным по отношению к личному сознанию и формально всегда присутствует в нём. Указанный вывод является ответом в полемике с номинализмом и реализмом, как двумя точками зрения настаивавшими на существовании либо одного (личной эмпирики), либо другого (родовое бессознательное). Важно, что именно от общего сознания зависит объективность получаемого знания как свидетельства всех в совокупности.

Развивая далее тему, С. Н. Трубецкой формулирует понятия: соборность и соборное сознание, исходя из которых, мы можем осмыслить как люди понимают друг друга, как обретают единство в познании Истины.

Понятие соборности берётся С. Н. Трубецким как духовное единение (безусловный авторитет), которое синомично безусловному сознанию — понятию раскрытому его братом Е. Н. Трубецким. Безусловное сознание — это наличие Истины, открытой в познаваемом и повествующем свойствах. То есть, безусловное сознание определено в трёх своих проявлениях: наличие Истины, которая в свою очередь приобщаема и является частью каждого, но открывается опытным путём и сообщаема, доступна во всей своей полноте. Таким образом, единство людей начинается в истине критерием которой становится авторитет множества, авторитет соборного сознания.

Соборное сознание осмысляется им как функция органического единства человеческого рода. Соборность доступна по природе человеческой и раскрывается в свете Истины. Указанный аспект определяет, что безусловное сознание (духовное единение) первично по отношению к соборному сознанию и состоит с ним в межродовом взаимодействии. Человек, исключённый из данного общения, сознания уже не имеет [3]. Соответственно, здесь важным становится не потерять то духовное единство, ту истину которая объединяет людей. В рамках темы конференции, мы можем говорить о единых духовно-нравственных ориентирах, подтверждённых всей полнотой соборного авторитета, которые являются высшей ценностью и служат основанием безопасности для межличностного взаимодействия.

Мысль становится потенцией к соборности, а слово проявлением реальной соборности. Соборность — это неотъемлемая часть сознания скрытая или проявленная. В достижении взаимопонимания следует опираться на Истину, которая позволит проявить начало органического единства всех людей.

Понимая соборность, важно не путать её с коллективностью, и тем более, замещать одно другим. Коллективность — это механическое единство людей обусловленное единой внешней целью, преимущественно материального характера, основанное на стремлении быть счастливым здесь и сейчас. Коллективность — это группа по интересам объединенная лишь внешним пониманием друг друга, тогда как соборность основана на внутреннем понимании. Концептуально, Сергей Николаевич предопределяет ошибочность советской государственной коллективности с её номинальным единством.

Такой подход С. Н. Трубецкого даёт нам основания полагать, что:

— Сергей Николаевич является ведущим мыслителем своего времени и актуальным началом мысли для современности, так как выступает против подмены понятий, против разделения единого вопроса на неразумные его части. Он указывает нам на простые основы важные для нашего правильного понимания которое «выводят нас за пределы нашей индивидуальности» [2].

— единство определяется нашим знанием Истины и выявляется при помощи критерия соборность;

— идентичность человека исходит из личного сознания, но при этом всегда важно понимать, что у неё нет той полноты, которая исходит от соборного сознания, соответственно важно обращаться к друг другу, делится опытом и мыслями;

— свободный и безопасный диалог строится на духовно-нравственных ценностях являющихся приобщаемым и сообщаемым началом.

Указанные положения элементарны в своём исполнении вплоть до условного рефлекса, который уже не осознается. Но именно простота, порой становится камнем преткновения, а значит необходимо не упустить из виду истины уже открытые нам. С. Н. Трубецкой раскрыл, осмыслил и актуализировал основы природы человека необходимые современному миру и открытому диалогу.

На наш взгляд, соборность и соборное сознание, исходя из идей С. Н. Трубецкого, являются необходимой прививкой для российского общегражданского единства, так как они дают правильное понимание того как должно функционировать общество, задают тон его способности к осознанию органического единства индивида и социума. Важно понять, что ты не один, но нас много, и мы все, хоть и неслитны, но нераздельны между собой.

Литература:

  1. Лосский Н. О. История русской философии, М., «Советский писатель», 1991. [Текст] URL: https://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-russkoj-filosofii/10
  2. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. Т. 1 От истоков до XIX века // [Текст] URL:https://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ocherki-po-istorii-russkoj-filosofii/2_3
  3. Трубецкой С. Н. Сочинения М.: Мысль, 1994.— 816 с.
  4. Философская переписка братьев Трубецких. Из архива княгини Ольги Николаевны Трубецкой — М.: Синаксис, 2021–480 с.

Ключевые слова

единство, сознание, безусловное сознание, соборное сознание, личное сознание