Значение физической подготовки в воспитании студентов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 25. Физическая культура и спорт

Опубликовано в

XLI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2022)

Дата публикации: 15.06.2022

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Блохина, М. С. Значение физической подготовки в воспитании студентов / М. С. Блохина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/451/17290/ (дата обращения: 23.04.2024).



В данной статье исследуется одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, — это укрепление здоровья и улучшение физической подготовки студентов, поскольку стремительное развитие науки, технический прогресс и появление огромного количества новой информации создают почву для более интенсивной и напряженной студенческой учебы. Низкий уровень физической подготовленности, отклонения в состоянии здоровья не способствуют высокой работоспособности, поэтому для сохранения и повышения работоспособности и стрессоустойчивости студентов на протяжении всего периода обучения возрастает значение занятий физической культурой как средства улучшения режима жизни и активного отдых. Проблема совершенствования физической подготовленности, здоровья студенческой молодежи остается важнейшей государственной проблемой.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое воспитание, студент, физические качества.

Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи — одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед учебными заведениями, которые должны стремиться к повышению уровня физического развития студентов, развивать их спортивные навыки и вести пропаганду здорового образа жизни.

Следует отметить, что роль физической подготовленности студентов достаточно многогранна, но в любом случае в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием студентов обеспечивает их полное и всестороннее развитие как личности. Причем стороны общего процесса воспитания получают свое яркое проявление, в том числе в процессе физического воспитания [4]. Но несмотря на значимость физического воспитания, его социально значимые результаты достигаются в настоящее время только в части, что свидетельствует все-таки о проблеме физической подготовленности студентов.

Физическая подготовка в учебно-тренировочном процессе играет ведущую роль, поскольку это, безусловно, основополагающий элемент физического воспитания человека. Физическая подготовка подразумевает овладение достаточно широким набором различных двигательных навыков и умений, которые в дальнейшем помогают личности успешно специализироваться в любой избранной им профессиональной деятельности.

Содержание физической подготовки составляют такие важные виды движения человека как ходьба, бег, прыжки, метания, плавание, передвижение на лыжах. Но в то же время процесс физической подготовки развивает у человека умение быстро овладевать новыми видами движений, в дальнейшем применять такие навыки на практике и в повседневной жизни [2].

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура». Учебный материал программы в рамках указанной дисциплины разделен на определенные учебно-тренировочные занятия, которые делятся на следующие учебные отделения:

— основное отделение (занимаются студенты, которые не имеют нарушений здоровья, являются физически развитыми и подготовленными. Назначение занятий заключается в применении разных целей и методов с целью оптимального развития физических качеств у студентов и формирования мотивации на то, чтобы регулярно заниматься физкультурой);

— спортивное отделение (занимаются студенты, которые показали отличную физическую подготовку. Назначение занятий заключается в углубленных занятиях физкультурой и совершенствовании навыков и умений в определенном виде спорта);

— специальное отделение (занимаются студенты, которые имеют определенные отклонения (нарушения) в состоянии своего здоровья. Назначение занятий заключается в поддержании и улучшении физической формы) [3].

Следует сказать, что процесс физического воспитания будет бессмысленным без осознанной, активной деятельности студентов, а также заинтересованности преподавательского состава в обучении своих подопечных определенным новым навыкам и умениям. Результативность рассматриваемого процесса зависит от заинтересованности обоих сторон: преподаватель должен прилагать усилия, чтобы научить, а студенты должны стремиться обучиться, овладеть новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствовать их.

Назовем главные задачи преподавателя по физической культуре:

— развитие интереса (мотивация) у студента к занятиям спортом, физкультурой;

— развитие у студентов потребности и желания заниматься спортом и на занятиях, и даже во внеурочное (свободное) время;

— воспитание у студентов стремления к тому, чтобы вести здоровый образ жизни [1].

Основная цель физического воспитания у студентов — это, безусловно, формирование физической культуры личности с целью сохранения и укрепления здоровья, также психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности, в частности, и жизни в целом. Следует объяснять студентам, какое влияние оказывает физическая подготовка на организм (здоровье), в чем смысл и предназначение учебно-тренировочных процессов. Одновременно следует учитывать, что у каждого студента свои индивидуальные психофизиологические особенности, в соответствии с чем выстраивать процесс по физ. подготовке, в частности, силу воздействия физических упражнений необходимо определять в зависимости от пола, уровня активности и заинтересованности студента, его уровня знаний, умений и физического развития. Преподавателю необходимо найти индивидуальный подход к каждому студенту, чтобы помочь преодолеть временные трудности, воспитать у студентов любовь к физической культуре и в дальнейшем способствовать развитию способностей и склонностей студенческой молодежи.

Таким образом, процесс физического образования отличается своей многогранностью, состоит из взаимосвязанных элементов, среди которых ведущее место занимает физическая подготовка. Физическая подготовка подразумевает овладение широким набором различных двигательных навыков и умений, которые в дальнейшем помогают студенту эффективно специализироваться в любой деятельности.

Литература:

  1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя. — М.: Академия, 2001.287 с.
  2. Пястолова Н. Б. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. № 5. С. 8.
  3. Смольянов А. В. Теория и методика физического воспитания //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 8. С. 44–45.
  4. Шабанов Т. В. Особенности физического воспитания студенческой молодежи // Научный журнал. 2017. № 1. С. 48 .