Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 февраля, печатный экземпляр отправим 15 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козлова, Ю. В. Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития / Ю. В. Козлова, М. А. Ануфриева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/445/17212/ (дата обращения: 02.02.2023).



В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье представлены результаты экспериментального изучения социальной коммуникации младших школьников с задержкой психического развития. Полученные в исследовании данные позволяют определить направление и содержание коррекционно-развивающей работы по оптимизации коммуникативного развития младших школьников с задержкой психического развития, с применением информационных компьютерных технологий.

Ключевые слова: социальная коммуникация, младший школьный возраст, информационные компьютерные технологии, задержка психического развития.

Практически во всех аспектах человеческой жизни мы можем наблюдать использование информационных компьютерных технологий (ИКТ).

В. И. Загвязинский даёт такое определение: «Информационно-коммуникационная технология обучения — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией» [4].

Электронные технологии с их инструментальными средствами, благодаря модернизации общества, могут автоматизировать тонкую работу специального психолога. Одно из слагаемых компьютерных технологий — это интерактивность. По данным исследований психологов люди запоминают только 20 % того, что видят; 30 % того, что слышат; 50 % того, что видят и слышат; и 80 % того что они видят, слышат и делают одновременно. На основе этих данных можно сказать, что использование средств компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс и значительно повысить эффективность любой деятельности [4].

Задержка психического развития (ЗПР) может мешать дальнейшему полноценному развитию детей, стать помехой не только в учебе, но и общению со сверстниками, а потому очень важно, внимательно наблюдая за своим ребенком, вовремя выявить его и преодолеть. Неоценимым помощником в преодолении этих проблем может стать компьютер.

Целью нашего исследования является выявление особенностей развития социальной коммуникации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и разработка коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение выявленных нарушений детей данной категории.

В диагностическую программу вошли следующие методики: Методика М. И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников», Методика исследования коммуникативных умений КОС-1 (адаптация для детей младшего школьного возраста) (Синявский В. В., Федорошин В. А.), Методика «Рукавички» Г. А. Цукерман, Методика Р. Овчаровой «Ковер», Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г. А.) [2].

В исследовании приняли участие младшие школьники в возрасте 7–10 лет с диагнозом задержка психического развития.

Так при проведении методик дети, принимая и передавая информацию, нуждались в помощи со стороны учителя в виде дополнительных вопросов для конкретизации сообщения. Школьники трудно входили в рабочий режим. Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают; другие- повышено возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны психолога.

Опыт работы педагога-психолога показывает, что учащимся с ЗПР особенно нравиться работать за компьютером, поэтому почти на каждом уроке ребята выполняют практические работы, которые должны обязательно содержать образец задания. Физминутки (видеофизкультминутки) желательно проводить каждое занятие, но не более3–5 минут, так как дети с ЗПР устают быстро и теряют интерес к заданию, к уроку в целом.

Мы считаем, что коррекционная работа проводимая с использованием компьютерных технологий имеет ряд преимуществ:

— повышает уровень мотивационного компонента познавательной деятельности детей во время занятий;

— позволяет продвигать детей в общем развитии;

— развивает произвольную регуляцию деятельности;

Мы выяснили, что применение информационных компьютерных технологий с детьми с задержкой психического развития становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает их коммуникативные возможности, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования.

Необходимо также отметить, что ИКТ дают возможность оформить и структурировать наглядный материал, демонстрировать его в необходимом последовательном алгоритме удобном для специалиста.

Итак, применение информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении имеет ряд бесспорных преимуществ, Теоретический анализ данных психолого-педагогической литературы показал, что у детей с задержкой психического развития имеются определенные особенности развития социальной коммуникации.

Исходя из этого, можно предположить, что включение в систему коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития эффективных средств развития вербальных и невербальных коммуникативных функций позволит более успешно проводить коррекционную работу с данным контингентом. Мы предполагаем, что информационные компьютерные технологии наиболее полно отвечают требованиям современного коррекционного образования.

Литература

  1. Афанасьева, Н. Н. Особенности взаимоотношений детей с задержкой психического развития / Н. Н. Афанасьева, А. А. Галястова // Всесоюзные педагогические чтения, IV-e, тезисы докладов: в 2 т., М., 24–26 марта 2006 г. / Академия педагогических наук СССР. Научно-исследовательский институт дефектологии. М., 1976. Т.2. С.44–48.
  2. Белопольская, Н. JI. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. JI. Белопольская. М.: Изд-во УРАО, 2009. С. 148
  3. Винникова, Е. А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР / Е. А. Винникова, Е. С. Слепович // Дефектология. 2009. No 1. С.18–24.
  4. Саржанова А. Н., Пустовалова В. Г. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах // Начальная школа Казахстан. — 2011. — № 1. — С.6–8.