Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 октября, печатный экземпляр отправим 19 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Малашко, А. Е. Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения / А. Е. Малашко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/436/17089/ (дата обращения: 01.10.2022).



Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного населения.

Ключевые слова: общественное мнение, общество, политический процесс, сознание, средства массовой информации.

Политический процесс в современной России очень противоречив и постоянно совершенствуется. Если изменения в системе власти, происходят очень медленно, то факторы, которые быстро реагируют на происходящие события, во многом и определяют направление развития политического процесса. Одной из таких «подвижных» составляющих являются средства массовой информации (СМИ) — важнейший инструмент и эффективный манипулятор формирования общественного мнения, имеющий огромное количество методов и способов влияния как на сознание человека, так и всё государство [7].

На современном этапе развития общества произошло стремительное развитие новых форм массовой информации, сформированных новой информационной средой — цифровое, кабельное и спутниковое телевидение, интернет-СМИ, интернет-версии печатных газет, блоги, электронная почта, чаты, социальные сети и др. Появилась возможность выходить на связь, вне зависимости от места и времени, расширились возможности и границы распространения и доступа к информации о важных происходящих событиях как мирового, так и регионального масштаба [9].

За прошедшие годы реформ в России масс-медиа не только приняли самое активное участие в переустройстве государства и общества, приобрели огромный политический и рыночный опыт, но и, по большей части, потеряли доверие общества к журналистике, играя при этом далеко не положительную роль. Информационные технологии, которые используются в настоящее время в пространстве СМИ, способствуют созданию особой коммуникативной среды, в рамках которой пытаются изменить традиционную российскую систему ценностей, идеологию, дезориентировать в культурном пространстве. Это подменяет начальную функцию информирования населения — выполнение задач по формированию здорового, созидательного общественного мнения [3].

Одной из важных характеристик социально-экономического развития отдельно взятого региона РФ является степень его вхождения в глобальное информационное пространство. И это имеет смысл только в том случае, если регион сможет сформировать собственную внутреннюю информационную среду, способную дать толчок к развитию системы образования, позволит поднять на качественно новый уровень культурное и медицинское обслуживание населения, ускорит становление эффективной системы экономического и политического взаимодействия между субъектами [5].

Новая направленность развития российского общества изменила медиасистему, по-новому расставляя приоритеты между видами СМИ, где лидерами по степени воздействия являются интернет и телевидение. Муниципальные образования не позволяют в своих границах объединить усилия разнообразных информационных потоков и СМИ, чтобы целенаправленно формировать общественное мнение, однако интернет как новая коммуникационная система может решить данную проблему, являясь самым востребованным и независимым источником информации для местного населения. Именно эти свойства и побуждают граждан к обсуждению, высказыванию мнений и даже к призыву действовать. Наименее политизированной и доверительной темой могли бы стать социальные проекты, одинаково значимые и важные для СМИ, населения, власти и бизнеса [1].

Но и печатная пресса, продолжая существовать в регионах, служит традиционным, вызывающим высокий уровень доверия населения, средством массовой информации [10].

Необходимо отметить, что местные информационные источники, особенно печатные, должны содействовать формированию культурных и идеологических ценностей региона, а также его экономическому развитию и процветанию [4].

Роль региональных СМИ в формировании общественного мнения, в условиях меняющихся политических реалий нашего государства, очень важна: любое по значимости и масштабу событие как в стране, так и в самых отдаленных уголках регионов пресса должна доносить до всех уровней граждан. Особый интерес приобретают отношения между ветвями власти в областях и краях с разными политическими и экономическими ресурсами [2].

Регион завоевывает позиции, меняя структуру местных СМИ. Появляются крупные информационные предприятия, местными журналистами изучаются новые методы сбора и обработки информации и осваивается роль универсального специалиста в данной области [8].

Но воздействие масс-медиа является ещё менее выраженными, в силу коммуникационной специфики региона — низкое качество предоставляемой информации. Это объясняется следующими причинами: удалённость населённых пунктов регионов; отсутствие высокоскоростной интернет-связи и местных печатных изданий, нарушение свободы слова; слабая профессиональная подготовка журналистов и других специалистов; слабое техническое обеспечение и изношенность аппаратуры, недофинансирование, несоблюдение закона о средствах массовой информации, частое нарушение прав журналистов и т. п. [5]

Меняются качественные показатели массового сознания. С одной стороны, у аудитории наблюдается высокий интерес к методам сбора, обработки, распространения, и, соответственно, к уровню качества информации. С другой стороны, что особенно проявляется в регионе, политика, проводимая в средствах массовой информации, содействует значительному снижению способности у массовой аудитории критически мыслить, показывая пассивность общественного мнения [10].

Общественное мнение формируется под воздействием очень многих факторов, в том числе и условий существования интернет-СМИ и прессы, их распространённости, популярности и использования в чьих-то интересах. Поскольку информационные источники стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с позиции общественного мнения, следовательно, общественное мнение способно определять направленность деятельности СМИ [6].

Время диктует новые требования. Объективно, деятельность прессы — это формирование из отдельных фрагментов картины действительности, преодоление границ индивидуальных убеждений, создание системного видения насущных общественных проблем.

Литература:

  1. Банных Г. А., Батуева Е. В. Оценка роли средств массовой информации в формировании общественного мнения в муниципальном образовании / Г. А. Банных, Е. В. Батуева // Технологии государственного и муниципального управления в региональном развитии: сб. ст. магистрантов и преподавателей каф. государственного и муниципального управления департамента ГМУ ИГУП УрФУ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — С. 25–38.
  2. Бексултанова А. И. Особенности влияния средств массовой информации на воспитательный процесс молодежи Северного Кавказа / А. И. Бексултанова, С. А. Аслаханова, Р. А. Ялмаев. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2015. — № 23 (103). — С. 845–847.
  3. Веснин А. В. Технологии формирования общественного мнения / А. В. Веснин // Власть. — 2016. — № 6. — С. 70–74.
  4. Влияние СМИ на формирование общественного мнения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spravochnick.ru/zhurnalistika/vliyanie_smi_na_formirovanie_obschestvennogo_mneniya/ (дата обращения: 21.03.2022).
  5. Гуржий Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения / Д. А. Гуржий. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2015. — № 12 (92). — С. 991–993.
  6. Павлютенкова М. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в создании политической медиареальности в России / М. Ю. Павлютенкова, Е. А. Маркова // Проблемы постсоветского пространства. — 2017. — Т. 4 — № 2. — С. 137–147.
  7. Панченко Н. Н. Новостной контент: достоверность и фикциональность новых медиа / Н. Н. Панченко // Коммуникативное пространство культуры: материалы Междунар. науч. конф. в Орлов. гос. ин-те культуры. — Орел, 2017. — С. 225–228.
  8. Пядышева Т. Г. Методы влияния на общественное мнение // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. — Тамбов, 2017. — Т. 3. — Вып. 4 (12). — С. 77–85.
  9. Региональная пресса как фактор формирования общественного мнения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cheloveknauka.com/regionalnaya-pressa-kak-faktor-formirovaniya-obschestvennogo-mneniya (дата обращения: 27.03.2022).
  10. Формы и методы воздействия на общественное мнение в региональной медиасистеме. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formy-i-metody-vozdeistviya-na-obshchestvennoe-mnenie-v-regionalnoi-mediasisteme (дата обращения: 24.03.2021).