Обзор создания контента эксперимента как метода исследования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Губаева, А. Р. Обзор создания контента эксперимента как метода исследования / А. Р. Губаева, Т. Н. Галич. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 42-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/436/17073/ (дата обращения: 18.04.2024).



В данной статье раскрывается контент создания эксперимента как метода получения достоверной информации об изучаемом явлении. Раскрыты особенности проведения эксперимента, его суть и задачи. Особо выделены требования, предъявляемые к эксперименту и его типы. Делается обзор метода изучения продуктов детской деятельности.

Ключевые слова: экспериментальный метод,констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.

Прежде чем приступить к данной теме, давайте разберем понятие «эксперимент». Что такое «эксперимент»? Для чего он нужен? Какова его суть?

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — это исследование, в процессе которого осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо действием для получения или подтверждения необходимых данных [5].

В общенаучном плане эксперимент направлена на проверку научных и прикладных гипотез, которая требует строгой логики доказательства, опираясь на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторые искусственные (экспериментальные) условия, в котором выделяются причины изучаемых явлений. Они строго контролируются и оцениваются, вследствие действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями. Что касается наблюдения, например, за поведением детей в естественной обстановке, иногда психологу или педагогу требуется выявить или уточнить особенности развития или проявления определенных психологических характеристик у ребенка. Исходя из этого, проводится педагогический эксперимент, который является наиболее надежным методом для получения достоверной информации об изучаемом явлении.

Суть экспериментального метода заключается в том, что исследователь намеренно создает и контролируемым образом изменяет условия, в которых действует испытуемый, то есть ребенок, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях. Главная задача заключается в том, что проводя эксперимент при одинаковых условиях с разными детьми, исследователь должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них [1].

Экспериментирование обладает рядом особенностей и должен отвечать определенным требованиям к проведению. Важными требованиями эксперимента является его объективность и повторяемость. Также необходимо четкое соблюдение исследователем всех инструкций его методики. Одним из основных требований является бережное отношение к ребенку, то есть мы не должны травмировать его психику при проведении исследования. При разработке эксперимента следует определить его цель и задачи, соблюдать последовательность этапов проведения, выстроить критерия для оценки и интерпретации результатов, а также подготовить необходимые оборудования заранее. Также необходимо выбрать тип эксперимента [3].

В психологии обычно применяют два основных типа эксперимента: естественный эксперимент и лабораторный. Если при естественном эксперименте, испытуемый не знает о том, что его исследуют, то при лабораторном эксперименте испытуемый сознательно понимает, что его исследуют так как эксперимент обычно проводится в специально оборудованных помещениях.

В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми наиболее приемлемым является естественный эксперимент, потому что при лабораторном исследовании ребенок будет находиться в непривычных для себя условиях, которые могут очень сильно повлиять на его поведение и затруднит выявление характерных реакций. А естественный эксперимент можно использовать в форме занятий, игры, бесед, экскурсий и т. д. Эти формы проведения эксперимента позволят нам получить более точные и объективные результаты при работе с детьми. Деятельность, которая предлагается в качестве основы эксперимента, также должна быть интересна детям.

Естественный эксперимент часто имеет стандартную схему проведения, в которой выделяют несколько этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Суть констатирующего эксперимента состоит в выявлениях у детей уровня развития определенного психического явления, сложившихся в традиционных условиях их воспитания. Формирующий эксперимент направлена на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей. Этот этап может включать в себя различные методы работы с детьми: индивидуальные и коллективные беседы, индивидуальные и групповые практические задания, игровые методы, наблюдения. И последнее: контрольный эксперимент — это диагностическое исследование, целью которого является подведения итогов работы, в результате которых отслеживаются и фиксируются изменения, измеряются и анализируются результаты.

Далее мы должны выбрать методику, с которой мы будем работать. Давайте рассмотрим основные методы и методики, которые используют педагоги в дошкольных образовательных учреждениях.

Самое популярное это метод изучения продуктов детской деятельности. Продуктами деятельности детей могут быть их рисунки, лепка, аппликации, конструкции, поделки, сочинённые ими сказки, стихи. Почему же она популярная? Во-первых, рисунки удобны в применении, потому что всё, что нам нужно это лист бумаги и карандаш и в данном случае ребенок как бы сам фиксирует при помощи карандаша свои действия, движение мысли, который дает возможность педагогу (или психологу) больше обращать внимание на изменения эмоционального состояния ребенка и отметить особенности процесса рисования. Во-вторых, процесс рисования уменьшает напряжение, оказывает исключительное, растормаживающее действие на ребенка, помогает педагогу установить эмоциональный контакт с ребенком. И, в-третьих, процесс рисования обладает психотерапевтическим действием, особенно при изображении значимых для ребенка ситуаций. Ребенок избавляется от личного напряжения, проигрывает возможные решения ситуации с помощью рисования.

Данная методика является высокоинформативным средством познания личности ребенка, так как, рисуя, ребенок отражает свое отношение к рисуемым объектам. Если мы возьмем методику У. Вольфа «Нарисуй свою семью» и проанализируем его, то поймем, что необходимо учитывать каждую деталь при проведении данной работы. Первое, что мы должны учитывать — это последовательность изображения членов семьи. Оно указывает на значимость их роли в семье. Второе, это пространственное расположение членов семьи, которая является показателем их эмоциональной близости. Также необходимо учитывать состав нарисованной семьи. Если в сравнении с реальностью в рисунке ребенка отсутствует хоть один член семьи, то часто оно выражает стремление избавиться от эмоционально неприемлемого члена семьи.

Р.Берне, С.Кауфман при создании своей методики попытались включить в рисунок дополнительный, кинетический фактор, вводя новую инструкцию: «Нарисуй рисунок, в котором каждый член семьи, и ты что-нибудь делают». Л. Корман предлагал испытуемому: «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь». Каждая из инструкций имеет свои преимущества и недостатки, которые проявляются при обследовании детей определенного возраста (например, изображение действия более доступно детям начиная с младшего школьного возраста) или, когда психолог хочет получить определенную информацию (о взаимодействиях членов семьи больше может сказать «кинетический» рисунок семьи, о желаниях ­ методика Л. Кормана и т. д.). В разработку методики рисунка свой вклад внесли множество учёных и каждый из них расширял диапазон интерпретируемых параметров методики. Например, для диагностики уровня развития воображения детей мы можем использовать Тест Е. П. Торренса, методику «Дорисовывания фигур» О. Д. Дьяченко, методику «Вербальная фантазия» В. Богомолова и т.д. [2].

Второй метод — это методы психологической диагностики, то есть тестовые методики для того, чтобы изучить индивидуальные особенности ребенка, его способности, уровень достижения в различных областях, уровень умственного развития, типов темперамента, качеств личности и т. д. К ним относятся такие методики как: Методика «Лесенка» В. Г. Щур (диагностика самооценки), Тест «Руки» Э. Вагнера (диагностика агрессивности), методика Ю. А. Самарина «Перенос кубиков» (диагностика темперамента), Тест «Страхи в домиках» А. И. Захаров и Панфилова (диагностика страхов), методика Т. С. Комаровой «Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей».

Ряд методик были апробированы. Исследовательская деятельность была организована на базе Детского сада «Солнышко» с. Сарманово. В эксперименте приняли участие 17 детей в дошкольном учреждении.

Основным методом проведения исследования стало наблюдение за дошкольниками, проводимое в соответствии с методикой «Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей», составленная на основе разработки Т. С. Комаровой [4].

Критерии, на основе которых определялся уровень эстетического воспитания ребенка, следующие:

— высокий уровень — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития);

— средний уровень — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе);

— низкий уровень — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры.

Наблюдение за дошкольниками проводилось в течение недели в каждой группе, учитывалась самостоятельная художественно-изобразительная деятельность детей. Смотрели также, владеет ли ребенок необходимыми навыками и умениями, следует ли в точности инструкциям взрослого или вносит творческий компонент в деятельность.

В результате, учитывая критерии, мы обнаружили, что 30 % детей экспериментальной группы обладают высоким уровнем развития эстетических чувств, 55 % детей обладают средним уровнем развития и у них детей достаточно хорошо развиты эстетическое восприятие произведений искусства, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус. Остальные 15 % детей обладают низким уровнем, они не очень хорошо знакомы с произведениями живописи, графики, архитектуры, видами и жанрами народного искусства, они сталкиваются с ними, чаще всего, только во время занятий в детском саду и не проявляют особого интереса.

Полученные результаты значительно выше того, который соответствует нижней границе нормы. Таким образом, можно заключить, эстетическое восприятие детей стало более продуктивным. В процессе различных развивающих игр решаются основные задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста, формирования у них любви и стремления к прекрасному, умения видеть и находить красоту в жизни и в природе, в искусстве, в собственной деятельности.

Следовательно, высокие показатели, полученные над конкретными испытуемыми, возможно могут свидетельствовать о повышении навыков эстетического воспитания. Но для достоверности результатов необходимо еще раз подчеркнуть о том, что для окончательного вывода недостаточно использование именно этой диагностической процедуры (как, впрочем, и любой другой). Полученные результаты могут рассматриваться как ориентировочные, предварительные, требующие подтверждения и уточнения.

В заключении хотелось бы отметить, что эксперимент позволяет целенаправленно вызывать интересующие явления в психике детей. Необходимо специально создавать и видоизменять условия, в которых будет находиться ребенок. Поведение ребенка в разных экспериментальных условиях, а именно его качественный и количественный анализ, позволяет сделать выводы о его психологических характеристиках. Важность использования этих методов в детской психологии заключается в том, что эксперимент должен проводиться с детьми в игровой форме и в форме занятий, не причиняя ему вред.

Литература:

1. Адизов, Б. З. Эксперименты как моделирование лабораторной работы в учебном процессе / Б. З. Адизов, А. А. Алимов, У. М. Хамдамов, С. Ч. Усмонов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 389–391. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4664/ (дата обращения: 01.03.2022).

2. Гребень Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов. — Мн.: Соврем. школа, 2007. — 496 с.

3. Журавлёв, Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования / Д. В. Журавлёв // Курс лекций / Д. В. Журавлёв. — М., 2003. — Гл. 4. — С. 38–61.

4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика-Синтез, 2014.

5. Эксперимент [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/эксперимент