Политика прямых иностранных инвестиций в КНР на современном этапе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волкова, И. Н. Политика прямых иностранных инвестиций в КНР на современном этапе / И. Н. Волкова, В. И. Сушко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 22-27. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/436/17070/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье предлагается общий обзор на политику ПИИ в КНР. Особое внимание уделяется порядку проверки и утверждения бизнес-плана для создания инвестиционных проектов в Китае. Вместе с тем рассматривается каталог поощряемых отраслей для привлечения ПИИ. Приводится краткая характеристика преимуществ и недостатков для притока международных инвестиций.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, новый закон, преимущества и недостатки, инвесторы.

За последние годы система иностранных инвестиций в КНР претерпела значительные изменения, многие законы и реформы были обусловлены вступлением страны во Всемирную торговую организацию в 2001 году. Каждый инвестиционный проект требует специального разрешения правительства, ограничения и правила варьируются в зависимости от отрасли и региона и могут регулярно меняться.

Правительство Китая более ограничительно относится к иностранным инвестициям, чем другие крупные страны. Государственные компании и «национальные флагманы» находятся под защитой (дискриминационная практика, независимая судебная власть, избирательное применение нормативных актов).

Китайское правительство поощряет инвестиции в следующие отрасли или сектора: высокие технологии, производство оборудования или новых материалов, сфера услуг, переработка отходов, использование возобновляемых источников энергии и защита окружающей среды. Кроме того, страна не поощряет иностранные инвестиции в ключевые отрасли, в которых Китай стремится превратить отечественные фирмы в глобально конкурентоспособные транснациональные корпорации, а также в отрасли, в которых исторически сложились государственные монополии. Вместе с тем правительство планирует ограничить иностранные инвестиции в ресурсоемкие и сильно загрязняющие окружающую среду отрасли. [3]

Поскольку Китай продолжает играть ведущую роль в восстановлении мировой экономики после негативных экономических последствий пандемии COVID-19, а условия ведения бизнеса для иностранных компаний в Китае продолжают улучшаться, иностранные транснациональные корпорации удваивают свои инвестиции в Китае, создавая тысячи новых фирм и расширяя существующие.

Глобальные потоки прямых иностранных инвестиций в первой половине 2021 года достигли 852 млрд долларов США, продемонстрировав более сильный, чем ожидалось, импульс к восстановлению, увеличившись на 78 % по сравнению с 2020 годом, согласно данным контроля инвестиционных тенденций ЮНКТАД, опубликованным в октябре 2021 года. [3]

Объем ПИИ в 2020 году достиг 1 918 млрд долларов США, что является экспоненциальным ростом по сравнению с 2010 годом, когда объем ПИИ составлял 587 млрд долларов США. Инвестиции в основном ориентированы на производство, недвижимость, лизинговый бизнес, компьютерные услуги, оптовую и розничную торговлю, финансовые посреднические услуги, научные исследования, транспорт, энергетику и строительство.

Этот широкий показатель притока прямых иностранных инвестиций включает новые нефинансовые инвестиции, реинвестированную прибыль существующих нефинансовых зарубежных филиалов, а также иностранные инвестиции и реинвестиции в финансовые учреждения в Китае. Последние виды притока прямых иностранных инвестиций быстро растут, поскольку Китай либерализовал финансовое законодательство, разрешив мажоритарное или единоличное иностранное владение ценными бумагами, управление активами, страхование и другие виды финансовых компаний. Несмотря на экономическую и финансовую напряженность, множество ограничений на передачу технологий, Китай продолжает привлекать рекордные объемы как прямых иностранных инвестиций, так и приток портфельных инвестиций.

Существует ряд ключевых министерских ведомств, с которыми сталкиваются иностранные компании при планировании инвестиций в Китай. Это Государственный комитет по делам развития и реформ, Министерство коммерции, Государственное управление промышленности и торговли, Государственное валютное управление, Главное таможенное управление. Кроме того, к специальным отраслевым органам относятся Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая, Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая, Администрация туризма Китая и Министерство связи, которые также отвечают за выдачу предварительного разрешения на отраслевые предложения по иностранным инвестициям.

Китайское агентство по продвижению международных инвестиций содействует распространению информации о необходимых разрешениях для создания бизнеса в стране. Все предлагаемые иностранные инвестиционные проекты в Китае должны быть представлены на проверку и утверждение в Государственный комитет по делам развития и реформ или в провинциальные, местные комиссии по развитию и реформам.

Бизнес-план должен быть представлен на утверждение в компетентные органы до начала предпринимательской деятельности. Если иностранный инвестор намеревается создать предприятие с иностранным финансированием путем слияния с отечественным предприятием, он должен получить одобрение Министерства коммерции и пройти процедуру регистрации учреждения в Государственном управлении промышленности и торговли.

С 1 января 2021 года в КНР в силу ступил Новый Закон об иностранных инвестициях. Новый закон как единый свод законов заменил три предыдущих закона, регулирующих иностранные инвестиции и предприятия с иностранными инвестициями в Китае, и предусматривает более широкое поощрение и защиту иностранных инвестиций, а также повышение прозрачности регулирования. Пересмотренный Негативный список обеспечил дальнейшую либерализацию некоторых секторов китайского рынка и сокращение ограничений, а каталог поощряемых отраслей определяет больше ключевых отраслей, таких как производство, технологии и сельское хозяйство, в которых Китай дополнительно поощряет иностранные инвестиции с помощью преференциальной политики.

Новый закон свидетельствует о том, что Китай сохраняет свою приверженность дальнейшему открытию своего рынка и стимулированию притока иностранных инвестиций.

Ряд преимуществ для прямых иностранных инвестиций в КНР:

– самый большой внутренний рынок в мире, насчитывающий 1,45 миллиарда потенциальных клиентов;

– хорошо развит производственный сектор (обрабатывающая промышленность и тяжёлая промышленность);

– выгодное географическое положение (близость к развивающимся азиатским рынкам, морская граница);

– лучшая экономика по паритету покупательной способности;

– стоимость рабочей силы остается сравнительно низкой, хотя в некоторых областях ситуация меняется;

– новые возможности с развитием западных провинций;

– развитие новой экспортной сети: Шелковый путь.

К числу недостатков прямых иностранных инвестиций в КНР относятся:

– постоянно меняющаяся правовая среда;

– бюрократические и административные сложности;

– слабая защита прав интеллектуальной собственности;

– стареющее население;

– высокий уровень корпоративной задолженности;

– сильно ухудшившаяся экологическая ситуация в нескольких крупных городах;

– культурные различия в деловой практике, которые может быть трудно освоить и применить в новых деловых ситуациях.

Важно отметить, что правила также могут отличаться в зависимости от того, работает ли предприятие в специальных экономических зонах или зонах свободной торговли. Реализация ChAFTA[1] также может повлиять на инвестиционные правила, применяемые к операциям, финансируемым иностранными компаниями. Поэтому потенциальным инвесторам настоятельно рекомендуется обращаться за профессиональной консультацией с учетом их ситуации при рассмотрении вопроса об инвестировании в Китае.

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что иностранные инвесторы должны понять основные изменения и преимущества, предусмотренные новым законом, рассмотреть, где требуются дополнительные меры по обеспечению, соблюдению и конкретные шаги, и найти способы воспользоваться новыми инвестиционными возможностями в Китае.

Литература:

  1. China's Policies on FDI: Review and Evaluation [Электронный ресурс]: https://www.cgdev.org/sites/default/files/9780881323818-Ch12.pdf — Дата доступа: 28.03.2022
  2. Investment policy and regulatory review — China 2019 [Электронный ресурс]: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/33600/China-2019-Investment-Policy-and-Regulatory-Review.pdf?sequence=1&isAllowed=y — Дата доступа: 28.03.2022
  3. China: foreign investment [Электронный ресурс]: https://santandertrade.com/en/portal/establish-overseas/china/foreign-investment#:~:text=According %20to %20the %202021 %20World,containment %20measures %20and %20rapid %20recovery — Дата доступа 28.03.2022
  4. China Business Challenge in the 21st Century. Edited by H. M. Yau. The Chinese University Press, Hong Kong, 2000, p.446.
  5. Я. М. Бергер. Экономическая стратегия Китая. М.: ИДВ РАН, 2009, с.345
  6. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. К 60-летию КНР. М.: ИДВ РАН, 200 Владимиров, С. А. О научном обосновании экономической эффективности стратегической сбалансированной программы государственных инвестиций / С. А. Владимиров // Финансы и кредит. — 2012.
  7. Веселкова, Е. Е. Соотношение международного права и национального законодательства в правовом регулировании иностранных инвестиций / Е. Е. Веселкова // Адвокат. — 2013

[1] ChaFTA – Китайско-австралийское соглашение о свободной торговле является двусторонним соглашением о свободной торговле между правительствами Австралии и Китая.