Современные условия формирования пятого технологического уклада, переход к процессному управлению и цифровой экономике требует фундаментального пересмотра всех процессов, лежащих в основе работы больниц и поликлиник. Развитие бережливого производства предполагает проведение конструктивного анализа, объединяющего теоретические и практические направления медицины, включая информациологию с применением матричных вычислительных систем и модельных информационных систем с применением подгруппы искусственного интеллекта. В целях рационализации затрачиваемых ресурсов и их распределения в системе оказания медицинской помощи [4].
Ключевые слова: бережливое производство, эффективность бережливого производства, концепции бережливого производства, бережливое производство в здравоохранении.
Бережливое производство — это концепция, содействующая организации в повышении её конкурентоспособности и эффективности бизнеса, включающая комплекс методов и инструментов по всем направлениям деятельности, позволяющий производить товары и оказывать услуги в минимальные сроки и минимальными затратами с требуемым потребителем качеством [1].
Бережливое производство включает:
— Безопасность
— Качество
— Своевременность
— Стоимость
— Высокая корпоративная культура
Философия бережливого производства основана на представлении бизнеса как потока создания ценности для потребителя, гибкости, выявлении и сокращении потерь, постоянном улучшении всех видов деятельности на всех уровнях организации, вовлечении и развития персонала с целью повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон
Идеалом бережливого производства является постоянное совершенствование, формирующее поведение работников, нацелено на достижение высоких результатов, например, сведение к нулю потерь и дефектов, стремление к постоянному улучшению возможностей всех процессов организации.
Целью такого непрерывного совершенствования всех аспектов деятельности организации предлагается считать увеличение ценности для потребителя, улучшение потока создания ценности, сокращение потерь.
Бережливое производство предполагает высокий уровень самоорганизации, менеджмент, опирающийся на корпоративную культуру, что придает большое значение ценностям, которые организация определяет, поддерживает и развивает. Ценности бережливого производства представляются как организационная основа концепции, на которую опираются принципы бережливого производства. Различают ценность точки потребителя, выраженную через полезность, и ценности организационные, установленные и сформулированные для организации, ее собственников, менеджеров и работников [7].
Основными организационными ценностями бережливого производства являются: безопасность; ценность для потребителя; клиент — ориентированность; сокращение потерь; время; уважение к человеку.
Отправная точка бережливого производства — ценность для потребителя. С точки зрения конечного потребителя, услуга приобретает действительную ценность только в то время, когда происходит непосредственная обработка, изготовление тех элементов, которые потребителю нужны. Сердцем бережливого производства является процесс устранения потерь.
В соответствие с концепцией бережливого производства всю деятельность организации можно классифицировать так: операции и процессы, добавляющие ценность для клиента, и операции и процессы, не добавляющие ценности для клиентов.
Основная идея бережливого производства заключается в сокращении бесполезных операций и действий, не добавляющих, а порой и снижающих ценность продукции. Для организации Бережливого производства нужно понимать, в чем заказчик видит ценность каждого вида производимой продукции, и, как следствие, уменьшить количество бесполезных операций.
Следовательно, всё, что не добавляет ценности для потребителя, с точки зрения бережливого производства, классифицируется как потери, и должно быть устранено.
Бережливое здравоохранение — это концепция создания и развития такой системы охраны здоровья граждан, которая позволяет достичь наилучшего уровня качества, затрат и сроков оказания медицинской помощи, а соответственно, устойчивого развития данной системы.
Данная концепция основана на:
— Высоком качестве медицинской помощи
— Обоснованно минимальных затратах
— Оптимальных сроках оказания медицинской помощи
Бережливое здравоохранение в первую очередь ориентировано на пациента и предусматривает меньшие затраты на оказание медицинской помощи им.
Бережливое здравоохранение — это и бережное отношение к медицинским работникам. Необходимо перераспределить загрузку медперсонала, организовать рабочее место с учетом эргономики.
Помимо этого, необходимо создать позитивный имидж медработника, в основе которого должна быть корпоративная культура и высокие профессиональные качества.
Основным звеном, решающим большинство описанных проблем является врач — организатор, вовлеченный и обеспечивающий вовлеченность работников в процесс изменений.
Руководитель зачастую обладает несколькими специальностями, обеспечивающими универсальность принятых им решений позволяющим перейти от идеологии бережливого производства до идеологии пациентоориентированного здравоохранения, и обеспечить экономию одного из самых главных ресурсов — времени.
Одним из центральных положений бережливого производства является понятие ценности для пациента и медицинского работника при выполнении медицинской услуги. В свете этого медицинские специалисты разного профиля должны быть клиентоориентированными, что означает: слушать и слышать пациента, обладать способностью к антиципации, выполнять медицинские услуги с самыми высокими критериями оценки качества, обеспечивать их своевременность и при этом оставаться вежливыми, доброжелательными, терпеливыми не смотря на особенности поведения граждан.
Пациент оказанные медицинские услуги расценивает, как ценностную категорию, так как он находится в зависимости от медицинского работника в процессе поэтапного мигрирования в медицинских организациях от специалиста к специалисту. Поэтому он ожидает, что врач ему окажет такую помощь, которая поможет ему выздороветь, реабилитироваться и восстановить трудоспособность и прожить продолжительную жизнь с сохраненным интеллектом и хорошим уровнем работоспособности.
Существующая система организации медицинской помощи страдает глубоким временным дефицитом, который формируется за счет увеличения доли потерь в процессе оказания медицинской помощи. Из-за этого 60 %-80 % жителей России не удовлетворены качеством оказания медицинской помощи.
Составляющие любого процесса оказания услуги это — 85 % времени занимают потери; до 10 % составляет незначимая работа (работа, которая не добавляет ценности услуге, но при текущем состоянии процессов без нее не обойтись); и лишь 5 % времени составляет значимая работа(работа, непосредственно создающая ценность для пациента). Вместе с пациентом медицинские работники так же не рационально используют свое время.
Например, при анализе распределения времени оказания услуги «забор крови из вены», — явные временные потери (60 % всего времени) составляют ожидание пациентом в регистратуре, перед кабинетом, невозможность пройти процедуру четко по назначенному времени, из-за так называемой живой очереди; из-за пересечения потока пациентов в очереди и т. п.; до 35 % времени составляет работа медицинского работника необходимая, но не создающая ценности — дезинфекция, обработка рук, поверхностей, утилизация инструментов, опрос, заполнение медицинской документации, дублирующие сведения, собранные ранее и т. п.; и всего 5 % времени занимает собственно работа, добавляющая ценность — забор крови из вены. При этом забор крови из вены и пальца зачастую разведены в разные кабинеты поликлиники.
Стратегия качества медицинской организации представляет собой интегрированную концепцию, сформулированную в виде комплексного плана управления на длительный период времени, позволяющий достичь стабильного положения компании в окружающей среде, с учетом внешних и возможностей и угроз за счет интегрированного и оптимального использования ресурсов с целью удовлетворения потребности заинтересованных сторон в доступной медицинской помощи. С 26 июля 2017 года по 1 апреля 2023 года Минздрав РФ реализует приоритетный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» [5].
Несмотря на то, что практическое обеспечение принципов бережливого производства требует от предприятия достаточно серьезных усилий, сами они довольно просты. Всего их пять, и сформулировать их можно так:
- Определить, что формирует ценность продукта с позиции потребителя. На предприятии могут выполняться самые разные действия, и далеко не все из них имеют для потребителя значение. Лишь тогда, когда компания точно знает, что именно нужно конечному потребителю, она в состоянии установить, какие из процессов позволяют предоставить ему его ценности, а какие — нет.
- Определить, какие действия обязательно нужны производственной цепи, а затем устранить потери. Чтобы оптимизировать работу и выявить потери, требуется в деталях описать каждое действие с момента получения заказа до момента поставки продукта потребителю. Благодаря этому можно установить, с помощью чего можно улучшить производственные процессы.
- Перестроить действия в производственной цепи так, чтобы они превратились в целостный поток работ. Процесс производства должен быть выстроен так, чтобы исключались любые потери (простои, ожидания и т. д.) между операциями. Для этого могут потребоваться новые технологии или перепроектирование процессов. Важно помнить, что любой процесс должен включать в себя только те действия, которые добавляют ценность конечному продукту, но не повышают его стоимость.
- Действовать, исходя из интересов потребителя. Желательно, чтобы предприятие выпускало лишь тот продукт и в таком объеме, который необходим конечному потребителю. Это позволяет избежать лишних действий, ненужных потерь и затрат. Важно не ошибиться в выборе нужных именно для вашей организации методов и подходов.
- Стремиться совершенствоваться, постоянно сокращая ненужные действия. Применять и реализовывать систему бережливого производства необходимо не единожды. Максимальный эффект будет только в том случае, если поиск потерь и их устранение будут проводиться регулярно и систематически.
Для того чтобы изучить инструменты бережливого производства рассмотрим их классификацию.
Классификация бережливого производства:
1. Культура
а) 5S
б) Пять почему
в) Визуализация
г) SOP
д) Кайдзен
2. Качество
а) Статистические методы контроля качества
б) Новые методы управления качеством
в) Poka — yoke
г) Автономизация
3. Производительность
а) ТРМ (Всеобщее производительно обслуживание)
б) SMED (Быстрая переналадка)
4. Рациональное использование процессов и материалов.
а) Картирование
б) Компановка ячеек
в) Балансировка
г) Канбан — доска
Система 5S — управленческая методика, позволяющая эффективно организовать рабочее пространство. Под аббревиатурой скрываются следующие понятия:
— Систематизация — все предметы находятся в конкретном месте, куда есть легкий доступ.
— Соблюдение порядка и чистоты
— Сортировка — документация и предметы располагаются на рабочем месте, исходя из частоты их применения; сюда же входит ликвидация всего, в чем же нет потребности.
— Стандартизация — рабочие места организуются по одному и тому же принципу
— Совершенствование — установленные стандарты и принципы постоянно улучшаются.
На сегодняшний день бережливое производство отвечает главному запросу со стороны различных видов деятельности, включая также сферу здравоохранения — повышение эффективности при условии ограниченности всех видов ресурсов. Бережливое производство подразумевает не просто краткосрочные меры по сокращению персонала, площадей и прочих затрат, а в первую очередь оптимизацию процессов с целью исключения избыточных функций и процедур, создающих дополнительную работу, издержек, не создающих дополнительной ценности.
Бережливое производство помогает компаниям, не прибегая к серьезным инвестициям и используя преимущественно свои внутренние резервы, добиваться ощутимого роста производительности труда.
Но Lean-система — это особый подход к производству и всем его составляющим, предлагающий не просто повысить производительность труда и сделать производство более эффективным.
Создать благоприятные условия для формирования корпоративной культуры, где каждый сотрудник участвует в достижении успехов компании. Если размышлять шире, то система бережливого производства представляет собой производственную парадигму для реализации инновационных методов управления предприятием, повышения производственной эффективности, развития персонала и устранения любых видов потерь. И сегодня практически любая компания может развернуть на своей базе Lean-систему. В заключение следует отметить, что, внедряя бережливое производство, учреждения здравоохранения могут получить экономию по всем статьям расходов, улучшив при этом доступность и повысив качество медицинской помощи. Применение данного подхода позволяет оперативно корректировать возникающие проблемные ситуации, предупреждать их появление, в некоторой степени опережать требования внешних и внутренних потребителей, обеспечивая тем самым резерв стабильности, а также быстро реагировать на нововведения вышестоящих организаций [4].
Литература:
- Бережливое производство { Электронный ресурс} / Википедия. Свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бережливое_производство
- Вумек, Джеймс Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 472 c.
- ГОСТ Р 56407–2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты.
- Дудка, В. Д. Менеджмент качества в области высокотехнологичных производств / В. Д. Дудка. — М.: Финансы и кредит, 2018. — 238 c.
- Куликов О. В. заместитель главного врача ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ», главный внештатный педиатр Минздрава РТ,к.м.н. Бережливое производство (ЛИН -медицина) как базовый инструмент обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. Стр.1–45.
- Определение понятия «Здравоохранение» https://ru.wikipedia.org/wiki Здравоохранение
- Проект Бережливая поликлиника. Электронный ресурс. 2017. URL:http://www.rosminzdrav.ru/polezny/-resursy/proekt-berezhlivaya- poliklinika.
- Проект «Бережливая поликлиника»: как внедрить принципы бережливого производства в медучреждении? https://academy-prof.ru/event/berezhlivoe-proizvodstvo-v-zdravoohranenii
- Фатхутдинов, Р. А. Организация производства: Учебник / Р. А. Фатхутдинов. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 672 c
- Федеральные клинические рекомендации «Гигиена рук медицинского персонала». Европейский стандарт обработки рук, EN-1500.