Правомерность истребования документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 16.12.2021

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Кувтырева, Т. А. Правомерность истребования документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок / Т. А. Кувтырева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/410/16851/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье предпринята попытка раскрыть определение обоснованной необходимости при истребовании документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок.

Ключевые слова: налоговый контроль, истребование документов вне рамок налоговых проверок, права налогоплательщика.

В последнее время налогоплательщики все чаще получают от налоговых инспекций требования о предоставлении документов (информации) вне рамок налоговых проверок.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговые органы имеют право истребовать документы и информацию у налогоплательщиков. Порядок истребования закреплен в статьях 93 и 93.1 НК РФ. Отдельные положения регламентируются статьями 23, 24 и 89 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 93. 1 НК РФ установлено право должностного лица налогового органа истребовать документы (информацию) вне рамок налоговой проверки только в том случае, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки.

Налоговым кодексом не раскрыто определение обоснованной необходимости, что приводит к тому, что у налогоплательщика часто возникают сомнения в том, насколько законно такое требование, не нарушает ли оно его права и законные интересы.

Чтобы ответить на вопрос, что можно считать обоснованной необходимостью в данной ситуации, обратимся к правоприменительной практике. Так в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 5 октября 2020 г. по делу № А40–211149/18–115–4949 ООО «Артек» суд четко обозначил обязательные составляющие запроса налогового органа: «согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ полномочия налоговых органов об истребовании у налогоплательщика документов (информации) вне рамок налоговой проверки не абсолютны. Требование о представлении документов (информации), направленное вне рамок налоговой проверки, должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, по какой конкретно сделке и в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) у налогоплательщика» [1].

К аналогичным выводам пришел суд и при рассмотрении иска по делу N А19–12651/2019 (ООО «Орион»): если в требовании указано лишь то, что документы запрашиваются «в связи с проведением мероприятий налогового контроля вне рамок проверки по конкретной сделке», данное указание не может быть истолковано как обозначение мероприятия налогового контроля или обоснование требования в рамках истребования информации относительно конкретной сделки [2].

В некоторых случаях в требованиях, выставленных на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ, у налогоплательщика запрашиваются не документы по конкретной сделке, а все документы, касающиеся его финансово-хозяйственных отношений с контрагентами за несколько налоговых периодов, а также внутренние документы организации. Это, по мнению судов, нарушает права налогоплательщиков, так как под видом запроса документов по конкретной сделке налоговые органы запрашивают документы о деятельности самой организации, то есть, осуществляют мероприятия налогового контроля, которые проводятся в рамках налоговых проверок [1, 2].

Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57 указал на незаконность истребования у налогоплательщиков документов об их деятельности вне рамок налоговых проверок: «из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля» [3].

Для соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью налогоплательщика его исполнить, содержание требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность налогоплательщика представить документы (информацию) возложена на него законно и у инспекции действительно есть необходимость их получить [4].

Таким образом, в требовании о предоставлении документов вне рамок проведения налоговой проверки должны быть указаны реквизиты конкретной сделки (договора), наименование контрагента, в отношении которого проводится проверка и мероприятие налогового контроля, в ходе которого потребовалось истребовать указанные документы [5]. Отсутствие этих данные в требовании может являться основанием для отказа в его исполнении, и дальнейшем его обжаловании в досудебном и судебном порядке. Также, если в требовании, выставленном вне рамок налоговой проверки, запрашиваются документы о деятельности самого налогоплательщика, не имеющие отношения к конкретной сделке, оно не соответствует пункту 2 статьи 93.1 НК РФ и, значит, может быть признано незаконным [6].

Литература:

  1. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2020 г. по делу № А40–211149/2018. — Режим доступа: https://sudrf.cntd.ru/rospravo/document/ 566286471 (дата обращения: 15.12.2021).
  2. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23.07.2019 г. по делу № А19–12651/2019. — Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/ nyIOatBVsrLp/ (дата обращения: 14.12.2021).
  3. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»// СПС «Консультант плюс».
  4. Цыганков, В. В. Истребование налоговым органом документов вне рамок проведения налоговых проверок. Пределы допустимого / В. В. Цыганков // Налоговед. — 2021. — № 10. — С. 23–39.
  5. Предпроверочный анализ: суд установил пределы полномочий налоговых органов, М. Минская. — Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2020/11/19/predproverochnyj_analiz_fns_aktualnyj_vzglyad_arbitrazhnogo_suda (дата обращения: 14.12.2021).
  6. Литвинова, К. Ю. Истребование документов вне налоговой проверки / К. Ю. Литвинова, И. Б. Штукмастер // Налоговед. — 2021. — № 1. — С. 21–29.