Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Обзор научных исследований по влиянию гендерных стереотипов на подростковый коллектив

24. Педагогика
03.06.2021
283
Поделиться
Библиографическое описание
Подлесных, Л. В. Обзор научных исследований по влиянию гендерных стереотипов на подростковый коллектив / Л. В. Подлесных. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/396/16590/.


В статье рассматривается обзор научных исследований по влиянию гендерных стереотипов на подростковый коллектив на основе исследований отечественных и зарубежных авторов. Актуализируется проблема кибербуллинга и влияния качества дружбы в подростковом коллективе.

Ключевые слова: гендерные роли, гендерные стереотипы, социализация, межличностные отношения, кибербуллинг, качество дружбы.

Социальная действительность предъявляет повышенные требования к адаптационным возможностям личности, способности гармонично взаимодействовать в коллективе. При этом развитие личности, интеллектуальных способностей, творческого потенциала должно носить системный характер [1].

Подростковый возраст, переломный, связанный с преобразованием в сфере сознания, в общении со сверстниками происходит самовоспитание подростка через освоение социальных норм, ценностей, поведения. В связи с этим, становится актуальной проблема влияния гендерных стереотипов на межличностное общение подростков, раскрытие которой позволит понять, как детям, приспособиться к постоянно меняющимся жизненным условиям исходя из полоролевой принадлежности.

Разработкой данного вопроса занимались как отечественные авторы, так и зарубежные исследователи (И. С. Кон, С. Л. Рыков, Л. В. Градусова, М. Мид, С. Бем и другие.).

Рыков С. Л. определял понятие «гендер» — процесс овладения социально-половыми ролями и как статус индивида в структуре социального полоролевого взаимодействия» [6].

Кон И. С. рассматривал «гендер» как социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества [4].

Градусова Л. В. воспринимала «гендер» как специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин» [3].

В исследованиях Р. Столлер термин «гендер» («родовой признак») являлся грамматической категорией, который отражает не постоянную (онтологическую), а контекстуальную суть женских и мужских качеств [7].

В работах М. Мид еще в 30-х гг. XX века, при помощи понятия «гендер» было проведено отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке [5].

С. Бем рассматривала «гендер» в несколько ином направлении, как структурное образование, состоящее из представлений (назвав его «гендерной линзой»), являющейся важной составляющей культурного единства, а также социальной практики общения людей [2].

Тема гендерных стереотипов рассматривается в работах Enoch Leung, Mairéad Foody, Lian McGuire, Seffetullah Kuldas, James O’Higgins Norman, Roos Vonk и Richard D.Ashmore и многих других западных исследователей.

Enoch Leung говорил о том, что гендерные роли имеют социальное, культурное и личностное значение и они тесно связаны с гендерными стереотипами. Автор дал определение «стереотипу» — это «чрезмерно обобщенные представления о людях, основанные на их принадлежности к одной из многих социальных категорий» [8]. В своем исследовании «Gender Roles », ученый рассматривал гендерные роли, как убеждения и представления об эмоциях и поведении мужчин и женщин, находящиеся под влиянием индивидуального социального и культурного контекста, а также социальных норм. Enoch Leung предполагал, что гендерные роли могут ограничивать людей в их мыслях и амбициях в жизни из-за подавления, вызванного предрассудками и стереотипами гендерных ролей.

Гендерные стереотипы, существующие в обществе, оказывают немаловажное влияние на процесс социализации, межличностные отношения, во многом определяя направленность. С раннего детства детей начинают воспитывать согласно их половой принадлежности. Исходя из своих представлений о качествах, характерных для мужчин и женщин, родители и остальные взрослые, сами этого не осознавая, поощряют детей проявлять именно эти полоспецифические черты.

Это основано на восприятии ожиданий относительно того, что такое мужественность и женственность. То, что индивид воспринимает в своем контексте как типичные гендерные роли, формирует основу для развития гендерных стереотипов [8].

Подростковый возраст — это самый сложный временной период становления личности. В связи с этим, проблема влияния гендерных стереотипов на межличностное общение подростков, является актуальной и позволит понять, как детям, исходя из полоролевой принадлежности, приспособиться к постоянно меняющимся жизненным условиям.

Чтобы понять, какие гендерные аспекты могут помешать успешному межличностному взаимоотношению в коллективе сверстников, необходимо изучение гендерных стереотипов.

В XXI веке с расширением использования цифровых технологий остро встает проблема кибербуллинга в подростковой среде с учетом гендерного подхода.

Авторы Mairéad Foody, Lian McGuire, Seffetullah Kuldas and James O’Higgins Norman, Национального исследовательского и ресурсного центра по борьбе с издевательствами, Дублинского городского университета (Ирландия) в разработке «Friendship Quality and Gender Differences in Association With Cyberbullying Involvement and Psychological Well-Being»сосредоточили внимание на роли качества дружбы и пола в связи с вовлечением в киберзапугивание и психологическим благополучием [10].

Кибербуллинг определяется как «негативное или оскорбительное, повторяющееся поведение с помощью средств электронной коммуникации, которое предполагает дисбаланс сил, когда менее влиятельный человек или группа подвергаются несправедливому нападению» (Smith et al., 2008).

Социализация сверстников по гендерному признаку начинается с младенчества: с мальчиками, даже с помощью игрушек, ориентированных на решение проблем и выполнение механических задач, а девочек — на более просоциальную деятельность, их группы дружбы становятся более гендерно однородными и укрепляют социальные подходы по мере взросления. (Ханиш и Фабес, 2014). В соответствии с этим, исследования показали, что женщины склонны использовать стратегии выживания, направленные на изменение их эмоциональных реакций на стрессовую ситуацию, в то время как мужчины используют более проблемно-ориентированные методы работы со стрессорами (Kelly et al., 2008).

Контекстуальные факторы в отношении кибербуллинга, как и большинства стрессовых факторов, являются ключевыми, исследования показали, что разные формы кибербуллинга могут вызывать разные эмоциональные реакции. Ученые детально проанализировали роль качества дружбы с точки зрения повышения индивидуальной устойчивости и навыков выживания, которые могут снизить негативные последствия для психического здоровья молодых людей [9].

Изучением содержания и пространственной структуры с использованием набора гендерных типов, отражающих мышление западных обществ о мужчинах и женщинах, занималась, исследователи Roos Vonk и Richard D.Ashmore Университета Неймегена (Нидерланды) и Университета Рутгерса (США). Выборка участников данных исследований включала не только студентов колледжей, но и других взрослых с различными профессиями [9].

Результаты исследований свидетельствуют, что существует множество способов нарушить гендерные ролевые ожидания и будут рассматриваться как гендерно-несовместимые. Авторы доказывают: «мужчины могут нарушать свою традиционную роль, будучи ленивыми или, по крайней мере, не работая (что делает их менее мужественными, но не более женственными), заботясь о детях, семье и домашних делах (что делает их менее мужественными, но и более женственными). Женщины могут быть несовместимы с гендерными ролями, будучи сексуально активными (что делает их более мужественными), будучи феминистками, мужененавистницами (что делает их менее женственными) или будучи свободными, независимыми и умными» [9].

Исходя из анализа научных исследований, можно констатировать, что человек, а особенно подросток, желая быть социально приемлемым, презентует себя в социально одобряемой манере, стараясь соответствовать стереотипам.

На сегодняшний момент научные разработки по данной теме не нашли отражения в исследованиях отечественных ученых и остаются малоизученными. Имеются публикации о воспитании мальчиков и девочек, но практически отсутствуют исследования об особенностях характере взаимоотношений в подростковом коллективе в зависимости от гендерных стереотипов.

Таким образом, обзор представленных исследований может способствовать решению проблем гендерных стереотипов в жизни современного общества.

Литература:

  1. Ахметжанова Г. В. Многоуровневая педагогическая система формирования готовности личности к педагогической деятельности: Монография. — Саратов: Научная книга, 2002–212 с.
  2. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 336 с. ISBN 5–8243–0587–0.
  3. Градусова Л. В. Гендерная педагогика [Текст] / Л. В. Градусова. — М.: Флинта: Наука, 2011. — 176с.
  4. Кон И. С. Ребенок и общество. [Текст] / И. С. Кон — М.: Академия, 2003.
  5. Мид М. Пол и темперамент в трех примитивных сообществах [Текст] / М. Мид. — Москва: Наука, 1935. — 352 с.
  6. Рыков С. Л. Гендерная культура педагога: сущность и пути формирования // Ценности и смыслы. 2018. № 4 (56). С. 76–89.
  7. Столлер, Роберт; Пол и гендер: о развитии мужественности и женственности, Дом науки, Нью-Йорк (1968) 383 стр.
  8. Enoch Leung. Living reference work entry: First Online: 04 July 2018.DOI: https://doi.org/10.1007/978–3-319–28099–8_666–1 Departmentof Educationaland Counselling Psychology, McGillUniversity, Montreal,QC,Canada.
  9. Roos Vonk1* and Richard D. Ashmore2 University of Nijmegen, The Netherlands 2Rutgers University, USA. Thinking about gender types: cognitive organization of female and male types. British Journal of Social Psychology, 42, 257–280. Article in British Journal of Social Psychology · July 2003 DOI: 10.1348/014466603322127247 Source: PubMed.
  10. Mairéad Foody*, Lian McGuire, Seffetullah Kuldas and James O’Higgins Norman. National Anti-Bullying Research and Resource Centre, Dublin City University, Dublin, Ireland. Raúl Navarro, University of Castilla La Mancha, Spain David Álvarez-García, University of Oviedo, Spain. Copyright
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
гендерные роли
гендерные стереотипы
социализация
межличностные отношения
кибербуллинг
качество дружбы

Молодой учёный