Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 августа, печатный экземпляр отправим 24 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

XX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 30.04.2021

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Шевелева, К. М. Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием / К. М. Шевелева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16529/ (дата обращения: 08.08.2022).



В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровень сформированности) мотивации. Учебная мотивация выполняет важную функцию в жизни каждого ученика, побуждает его к деятельности, влияет на ее успешность. Если учебная мотивация не сформирована, у школьника появляются проблемы и затруднения в обучении, нарушается процесс формирования потребностей и интересов. Это обусловливает актуальность проблемы исследования, которой посвящена статья.

Ключевые слова: мотив, учебная мотивация, содержание, направленность мотивации, состояние мотивации, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, личностный смысл, младший школьник, задержка психического развития.

Продуктивно и эффективно включиться в учебную деятельность школьникам помогает сформированная учебная мотивация. Для активизации деятельности требуется, чтобы каждым учеником были поняты и приняты учебные задачи, чтобы они приобрели для них личностный смысл.

Многие психологи рассматривает учебную мотивацию через категорию учебного мотива. Л. И. Божович определяет его как побуждение, характеризующее личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей жизни семьей и школой [2]. Также учебный мотив можно рассматривать как направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, которая связана с его внутренним отношением к ней (А. К. Маркова) [6].

Мотивацию младших школьников изучали многие отечественные психологи и педагоги, среди которых Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. П. Ильин, В. А. Крутецкий, А. М. Липкина, А. К. Маркова, Л. С. Славина, Н. Ю. Синягина, Н. Ф. Талызина и другие. Среди зарубежных ученых, изучавших мотивацию, наиболее известны работы У. Макдауголла, М. Маслоу, Г. Мюррея, Х. Хекхаузена и других.

Учебная мотивация выполняет важную функцию в жизни каждого ученика, потому что побуждает его к деятельности, во многом определяет ее успешность. Она складывается из потребностей и смысла учения, мотивов, целей, интересов, эмоций ученика. Уровень ее сформированности является показателем развития личности школьника.

Процесс формирования и развития учебной мотивации происходит в ходе учебной деятельности. Появление и закрепление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, которую выполняет школьник. Вместе с этим, пишет Б. Г. Ананьев, большое значение имеют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность [1]. А. К. Маркова говорит о важной роли в этом процессе содержания учебного материала, организации учебной деятельности, коллективных форм учебной деятельности, оценки учебной деятельности, стиля педагогической деятельности учителей [6].

Если учебная мотивация у школьника не сформирована, то это приводит к появлению проблем и затруднений в обучении. Это нарушает процесс формирования потребностей и интересов ребенка.

Часто бывает снижен интерес к обучению у детей с задержкой психического развития. Для них проблематично справляться с возникающими затруднениями в обучении, иногда дети могут на проблемы реагировать остро, агрессивно, могут обижаться, о чем пишет И. В. Крупенникова [5, с. 83]. В своих исследованиях она выяснила, что у таких детей учебная мотивация формируется так же как и у их сверстников с нормальным развитием. Но имеет определенные различия.

Изучением особенностей мотивации у детей с задержкой психического развития занимались Т. А. Власова, И. В. Крупенникова, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, У. В. Ульенкова, Н. В. Чаркина, Д. В. Черенев, Е. А. Черенева, С. Г. Шевченко и другие.

М. В. Матюхина пишет о том, что мотивация характеризуется определенным содержанием (направленностью) и состоянием (уровнем сформированности), которое характеризуется мерой осознанности мотивов, пониманием их значимости, мерой действенности мотива [8]. Деятельность школьника зависит от множества взаимосвязанных мотивов. Некоторые доминируют, другие имеют второстепенное значение [7, с. 107].

Сравним учебную мотивацию у младших школьников с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников по критериям, выделенным М. В. Матюхиной. Уровень сформированности (состояние) мотивации у детей с задержкой психического развития обычно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Сама учебная мотивация обычно неустойчивая, подвержена влиянию ситуации, легко изменяется, о чем пишут И. В. Крупенникова, Н. В. Чаркина, Е. А. Черенева и другие. У таких детей часто бывает снижен интерес к обучению. Положительное отношение к обучению в школе у них бывает реже, чем у сверстников с нормальным развитием, которые хотят ходить в школу, носить школьную форму, портфель, занять новое положение среди окружающих [3].

Н. В. Чаркина выяснила, что особенности познавательной и эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития, их социального окружения обусловливают высокие показатели внешней мотивации и низкие показатели внутренней мотивации [9, с. 137]. Даже к концу младшего школьного возраста у них внешние факторы мотивации практически не трансформируются во внутренние, в отличие от их сверстников с нормальным развитием [5, с. 84]. Дети по-прежнему стремятся учиться потому, что этого требует от них социум, а не потому, что им нравится получать новые знания или овладевать способами их получения, в отличие от их сверстников с нормальным развитием.

К отрицательным чертам мотивации детей обоих групп относится ее угасание без поддержки учителя, ситуативность, низкая действенность интересов. Развитие устойчивой учебной мотивации младших школьников тормозит характерная для них невысокая целеустремленность в борьбе с учебными трудностями.

Содержание (направленность) мотивации у школьников с задержкой психического развития обычно более бедное, чем у их сверстников с нормальным развитием. Из-за того, что у них долго доминирует игровая мотивация, учебные мотивы формируются замедленно. В свою очередь, у детей с нормальным развитием учебная мотивация начинает формироваться еще к моменту поступления в первый класс, на что указывают Л. И. Божович и Л. С. Славина [3].

В своих исследованиях И. В. Крупенникова выяснила, что у детей с задержкой психического развития обычно бывают взаимосвязаны игровой и учебный мотивы. Чем выше один, тем выше и другой. Это проявляется в том, что познавательный интерес у них наиболее высок, когда сам интерес связан с игровой, а не с познавательной деятельностью. Постепенно игровой мотив трансформируется в учебный, но приобретает склонность подменять его [4, с. 83]. Собственно учебный мотив развивается слабо. Из-за этого собственно учебная мотивация у детей не формируется [4, с. 84].

Важным отличием мотивации младших школьников с задержкой психического развития является разрозненность мотивов. Ведущую роль могут играть два мотива, но когда активизируется один мотив, второй как бы угасает [4, с. 82].

Обычно преобладает мотив избегания неудач [10, с. 180]. В то же время И. В. Крупенникова выявила, что большую роль играет социальный мотив, который еще имеет расплывчатые черты [4, с. 83]. У многих детей с нормальным развитием преобладает мотив достижения успеха, реже — мотивация избегания неудач. Социальный мотив доминирует обычно в первом классе, о чем пишет М. В. Матюхина. По этому поводу Л. И. Божович пишет, что в именно социальные мотивы могут вызвать у школьников положительное отношение к деятельности, которая не вызывает у них познавательного интереса [3, с. 249]. Постепенно появляется интерес к процессу и содержанию учения, к способам получения знаний. Нормальным детям свойственна и оценочная мотивация, в отличие от школьников с задержкой психического развития. У некоторых детей группы нормы с завышенной самооценкой и лидерскими качествами может преобладать мотивация престижа, у детей с отклонениями в развитии она обычно не появляется. Учебно-познавательные мотивы редко развиваются у всех групп младших школьников.

Как установила И. В. Крупенникова, к четвертому классу структура учебной мотивации у детей с задержкой психического развития усложняется, появляются связи с ведущими мотивами. В свою очередь, у детей с нормальным развитием к этому времени в системе мотивации становятся устойчивыми два основных связанных мотива [4, с. 82].

Проводя анализ научной литературы, мы определили, что у младших школьников с задержкой психического развития долгое время продолжает доминировать игровая мотивация, учебные мотивы формируются медленно. Они часто бывают подвержены влиянию ситуации. Трудно формируется личностный смысл учебной деятельности и положительное отношение к обучению. Анализ показал, что отличительной особенностью учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития является ее неустойчивость, бедность содержания, преобладание внешних мотивов. Большую роль играют оценки и одобрение учителя, родителей. Становления прочных внутренних мотивов учения к концу младшего школьного возраста у них не происходит, в отличие от их нормально развивающихся сверстников.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. СПб.: Питер, 2014. 254 с.
  2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: АСТ-Пресс, 2015. 256 с.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 311 с.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Астрель, 2008. 671 с.
  5. Крупенникова И. В. Проблема формирования учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 2. С. 79–86.
  6. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Астрель, 2010. 97 с.
  7. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов высших пед. учреждений. М.: Академия, 2016. 256 с.
  8. Матюхина М. В., Спиридонова С. Б. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие. Волгоград: Перемена, 2009.
  9. Чаркина Н. В. Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8. С. 136–138.
  10. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Наука, 2015.