Особенности организации рекламной деятельности в образовательных учреждениях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шамсутдинова, И. Ф. Особенности организации рекламной деятельности в образовательных учреждениях / И. Ф. Шамсутдинова, И. Г. Боронилова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16521/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье авторы раскрывают особенности организации рекламной деятельности в образовательных учреждениях. Дается сущность специфики рекламы и рекламной деятельности в сфере образования, основные функции рекламы. Также исследуется технология продвижения образовательных услуг посредствам рекламной деятельности.

Ключевые слова: образовательная организация, реклама, образовательная услуга, рекламная деятельность, маркетинг.

В современном мире, в век распространения и быстрого развития различных информационных технологий, мы все чаще сталкиваемся с многочисленным появлением рекламных продуктов. Реклама оказывает огромное воздействие на экономику, идеологию, культуру, социальный климат, различные аспекты современной действительности. Не обошла реклама и сферу образования.

Представляя определение рекламы как «искусство внедрения уникальных предложений в сознание наибольшего числа потенциальных покупателей и вовлечение их в потребление товаров и услуг при наименьших затратах» [1, с.25], мы также делаем вывод, что с одной стороны — реклама доводит до потребителей разные сведения, необходимые для использования образовательных услуг. С другой стороны, соединяя в себе информационную функцию и функции внушения и убеждения — реклама оказывает на человека эмоционально-психологические воздействия. Поэтому рекламу можно назвать и бизнесом, и искусством одновременно.

Реклама не существует сама по себе. За понятием рекламы стоит целый процесс, которые вовлекает всех необходимых участников процесса рекламирования. В связи с этим в маркетинге было введено понятие «рекламная деятельность».

Определений понятия «рекламная деятельность» существует достаточно мало, изучая рекламу с позиций различных наук, некоторые исследователи зачастую рассматривают понятия рекламы и рекламной деятельности как синонимы. Мы все же должны разграничить данные понятия и определить рекламную деятельность как некий процесс взаимодействия ее участников, продвижения товара или услуги, результатом которого является выпуск рекламируемого продукта.

Таким образом, рекламная деятельность в образовательной организации направлена на [2, с.65]:

— привлечение внимания, налаживание системы коммуникаций потребителей образовательных услуг;

— формирование потребностей в данной образовательной услуге;

— предоставление покупателю возможности для дополнительного изучения образовательной услуги;

— формирование у потребителя определённый уровень знаний об образовательной услуге;

— создание и поддержание благоприятного образа (имиджа) образовательной организации;

— создание известности образовательной организации на рынке образовательных услуг;

— формирование положительного отношения к образовательной организации;

— налаживание и поддержание взаимосвязей с партнерами образовательной организации;

— взаимодействие с конкурентами (поддержание хороших отношений, обмен информацией, выстраивание взаимовыгодных схем взаимодействия);

— сбор средств на образовательные цели;

— работа с потребителями;

— работа с персоналом.

При организации рекламной деятельности в учреждении образования следует учитывать такие функции рекламы, как увещевательная, информативная, напоминающая и поддерживающая.

Так, в первую очередь, образовательному учреждению следует применять увещевательную рекламу, которая создаст благоприятное расположение потребителей к данному образовательному учреждению, к его услугам, имени, убедит в необходимости обратиться за дополнительной информацией или совершить покупку образовательных услуг именно данной образовательной организации. Затем следует использовать информативную рекламу образовательных услуг и учреждения для создания первичного спроса среди потребителей. После можно прибегнуть к напоминающей рекламе, которая поможет образовательной организации привлечь как можно больше абитуриентов. После успешного использования различной рекламы, внутри каждой образовательной организации необходимо использовать подкрепляющую рекламу, позволяющую предотвратить возможный отток учащихся из образовательной организации.

Выбор того или иного вида рекламы зависит, прежде всего, от целей, которые ставит для себя образовательная организация при продвижении на рынке собственного бренда или образовательных услуг. Но в любом случае, в первую очередь необходимо поставить цели и задачи, определить основных функций рекламы в образовательном учреждении, выстроить рекламную стратегии, которая должна начинаться с анализа рыночного положения образовательной организации и собственного имиджа в глазах потенциальных потребителей образовательных услуг.

После того как будет проведен анализ рыночного положения, после того как будут определены основные направления образовательной организации, которые нуждаются в рекламе, рекламодателю (образовательной организации) следует осуществить отбор необходимых рекламных средств. К средствам рекламы можно отнести: специальные плакаты, объявления в печати, по радио, телевидению, в кино, выставки изделий, ярмарки, производственные марки и товарные знаки, этикетки, витрины в магазинах, световые табло, фирменные проспекты и др.

Отметим, что практически не существует каких-либо общепринятых правил по использованию средств рекламы в образовательной организации. Следуешь лишь учитывать тот факт, что каждому виду средств рекламы присущи свои собственные характеристики и любое из них в свою очередь отличается от другого; учитывается их стоимость, продолжительность, оказываемое воздействие и аудитория, для которой они предназначены.

Мы можем сказать, что не существует какого-то одного «лучшего» и эффективного средства, которое можно использовать абсолютно во всех ситуаций. Поэтому решение следует принимать, исходя из конкретных требований, и уметь ответить на основные четыре вопроса: Кого мы охватываем? Где они находятся? Что представляет собой обращение? Когда размещать объявление (рекламу)?

Особенность рекламы в сфере образования заключается в специфике рекламного продукта — образовательной услуге. Здесь также необходимо добавить еще одну особенность, заключающуюся в особенности формы и технологии продвижения рекламного продукта. Так, помимо основных рекламных каналов продвижения, которые могут быть представлены в виде: рекламы в прессе, печатной рекламы, теле- и радиорекламы, наружной рекламы и т. п., наиболее распространенными видами рекламы и часто используемыми образовательными организациями на сегодняшний день являются [3, с.136]:

— дни открытых дверей;

— реклама в средствах массовой информации;

— научные конференции и семинары;

— сюжеты в новостных программах об успехах и достижениях образовательной организации;

— печатная и сувенирная продукция;

— интернет-сайт образовательного учреждения;

— сообщества в социальных сетях и др.

В образовательных организациях в системе продвижения образовательных услуг не последнюю роль играют неформальные каналы связи с общественность, влияющие на формирование положительного имиджа и репутации образовательной организации. Такими каналами связи можно назвать соседей, родственников, друзей, сотрудников образовательных учреждений, выпускников, которые добились определенных высот в карьере.

Заметим, что на сегодняшний день актуальным средством рекламы, одним из перспективных и быстро увеличивающихся каналов рекламных коммуникаций с целевой аудиторией является Интернет-среда. В целях оперативного донесения рекламной информации об образовательных услугах для потребителей образовательные учреждения используют собственные интернет-сайты и социальные сети, где должна быть представлена полная информация об образовательной организации, о структуре учреждения, образовательных программах, условиях поступления, а также информация, повествующая повседневную жизнь обучающихся и сотрудников. Во многих образовательных учреждениях практика показывает, что активная работа сайта и социальных сетей позволяет успешно решать многие задачи по продвижению образовательных услуг, поддержке имиджа учреждения, коммуникаций, повышению комфортности образовательного процесса, а также развитию взаимоотношений между рынком образования и рынком труда.

Исходя из вышесказанного, мы можем отметить значимость и актуальность на сегодняшний день роли рекламы и ее каналов в продвижении образовательных услуг. Ведь на современном образовательном рынке для сохранения конкурентоспособности данных образовательных услуг любому образовательному учреждению необходимо владеть методикой комплексного маркетинга, в который обязательно должна входить реклама.

Литература:

  1. Ривз Р. Реальность в рекламе / пер. В. Смирнов. — М: Библос, 2017. –135 с.
  2. Царегородцев Е. И. Организация и экономическая эффективность адаптивного управления в аграрном секторе АПК: автореф. дис. … доктор эконом. наук. 08.00.05. — Йошкар-Ола, 1998. — 311 с.
  3. Ладонкина Н. А. Маркетинг в деятельности образовательного учреждения среднего и начального профессионального образования [Электронный ресурс] / Н. А. Ладонкина // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 135–137. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2802/ (дата обращения: 21.02.2021).
  4. Боронилова И. Г., Шамсутдинова И. Ф. Реклама как условие формирования положительного имиджа образовательной организации / И. Г. Боронилова, И. Ф. Шамсутдинова // Вестник БГПУ им.М.Акмуллы. — 2020. — № 2 (55) — С.115–119.