Отголоски германской конституции 1871 г. в Конституции РФ 1993 г. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Семелькина, П. Д. Отголоски германской конституции 1871 г. в Конституции РФ 1993 г. / П. Д. Семелькина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16494/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются основные положения Конституции Германии, созданной «железным канцлером», и проводится сравнение с Конституцией РФ 1993 года. Выявляется генезис развития конституционализма и схожие аспекты в развитии данного феномена в обеих странах.

Ключевые слова: конституция, германский конституционализм, власть, Отто фон Бисмарк, Конституция РФ.

В условиях глобализации современного мира в конце XX — начале XXI века вопрос о поиске идеальной модели политического развития многих стран стал крайне актуальным. Г. Дж. Берман, уверен, что термин «конституционализм» возник в Америки, так во время создания Конституции США 1787 года этим термином назвали верховенство писаной конституции над всеми иными законами и правовыми актами [4,c 370]. О. Е. Кутафин метко подчеркивает, что в дальнейшем в правовых и научных исследованиях значение этого понятия расширилось и его стали применять для характеристики демократизма общественного строя различных государств [9,с 8].

Конституционализм — это правовая категория, которая находится в постоянном развитии. Термин «конституционализм» является производным от термина «конституция», но это чуть более широкая категория, чем конституция. Однако конституционализм включает в себя не только формальную часть конституции, т. е. наличие в государстве нормативной основы. Он включает также и фактическую конституцию, политико-правовые идеи, взгляды, которые оказали влияние на конституционное устройство, правовые институты, построенные на определенных принципах и механизм защиты конституционных норм. Помимо формального соблюдения конституции в содержании конституционализма присутствует еще ряд элементов, обеспечивающих реальное ограничение могущества государственной власти: разделение властей — система сдержек и противовесов, демократический политический режим, многопартийность, идеологический плюрализм, неотъемлемые права личности.

Баев говорит, что конституционализм предполагает верховенство конституции как основного закона в системе действующего законодательства, опосредованность политических отношений конституционно-правовыми нормами, конституционную регламентацию государственного строя и политического режима, конституционное признание прав и свобод личности, правового характера взаимоотношений гражданина и государства [3, c 20]. Вместе с тем, главным признаком конституционализма является не просто наличие конституции, а реальная связанность ее нормами всех органов государственной власти. Так, М. В. Баглай считает, что конституционализм — это жизнь конституции, реальность, которая может быть не лучше самой конституции [5, с 10]. Однако исторический аспект возникновения, формирования и развития конституционализма в разных странах существенно менял масштаб, формы проявления и трактовки данного понятия. Рассмотрим становление конституционализма на примере Германии XIX в.

Не стоит забывать, что в этом веке происходило объединение Германии на основе признаваемой всеми государствами Франкфуртской конституция 1849 г. или объединение под началом одного из крупнейших государств (Австрии или Пруссии) стало к середине XIX в. довольно сложной дилеммой в Союзе германских государств, вобравшем в себя одну империю (Австрию), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), десятки герцогств и княжеств, вольные города.

Объединением Германии в то время занимался известный «железный» канцлер, Отто фон Бисмарк. И именно Франко-германская война смогла объединить народ и 18 января 1871 года состоялось торжественное провозглашение империи. Можно подчеркнуть тот факт, что становление германского конституционализма неразрывно связано с национальным движением.

Конституция 1871 года наконец-то провозгласила национальное единство. Особенностью этой конституцией является то, что в ней отсутствует раздел о правах, фактически это был документ, в котором была расписана организация власти. Она не провозглашала даже формально принципа” народного суверенитета “.

Имперская конституция провозгласила государство федерацией. В нее вошло 25 субъектов и закрепилась “жесткая” модель федеративно-административно-политического устройства. Федеральное собрание имело законодательную компетенцию по вопросам флота, внешней политики, таможни, торговли и других.

Полномочия монарха были строго прописаны в тексте конституции и свои полномочия он мог осуществлять строго с согласия парламента. Как президент Союза, император должен был выступать от имени всей империи в отношениях с другими государствами: от имени империи он решал вопросы войны и мира, вступал в союзы, подписывал договоры, однако эти полномочия выполнялись им только при согласии Бундесрата, который играл роль органа, представляющего интересы всех субъектов федерации. Так, глава государства был главой исполнительной власти и должен был назначал должностных лиц империи, в первую очередь канцлера. Он пользовался правом созывать, распускать Союзный совет и рейхстаг, а также разрабатывал законы и осуществлял надзор за ними.

Рейхстаг был нижней палатой и создавался он на основе всеобщих выборов и находился под контролем императора. В современной России он был бы похож на Госдуму. Рейхстаг имел право предлагать законы, но на протяжении лишь трех лет своей деятельности. Для роспуска рейхстага в течение этого периода необходимо решение союзного совета при согласии императора.

Имперское правительство было представлено в лице канцлера. Кабинета министров не существовало. Министр же находились в подчинении канцлера. Бисмарк писал: «Действительную ответственность в делах большой политики может нести … только один-единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием [6, с 30].

Граждане имели право осуществлять следующее:

— право постоянного проживание

— право заниматься ремёслами

— имели доступ к общественным должностям

— могли приобретать недвижимость

— имели защиту закона

Не стоит забывать, что и воинская повинность нашла отражение в данном законодательном документе, теперь все граждане с 20 до 27 лет обязаны были выполнять свой долг. Взаимоотношения между государствами в Союзе регулировались нормами Конституции. Судебная же власть осуществлялась по всей видимости судами отдельных государств, т.к в документе нет четких указаний на нее. Существовал единый апелляционный суд и специальные суды, которые рассматривали преступления, совершающиеся против государства. Конституция 1871 года не закрепила статус исполнительной власти, которая регулировалась рейхсканцлером, а также не содержала глав, в которых мы могли бы увидеть перечень прав человека и элементы прямой демократии.

Таким образом, Конституция Германской империи 1871 г. закрепляла немногие принципы. Так, профессор Аренс говорил, что государственная деятельность должна ограничиваться установлением одних лишь условий осуществления интересов, предоставляя саму реализацию этих интересов заинтересованным лицам [10, т 1]. Сам О. ф. Бисмарк говорил, что Конституция «должна была дать немецкому народу свободное поприще; можно довериться гению нашего народа, что он найдет на этом поприще путь, ведущий к его целям» [7,с 38].

Однако мы можем наблюдать и некоторые схожести Германской Конституции 1871 года и Конституции РФ 1993 года. Так, обе страны являются федерациями. В ст. 5 Конституции РФ сказано, что государство стоит из отдельных субъектов, а именно краев, республик, автономных округов и тд, то же мы видим и в первом документе [1]. В соответствии со ст. 80 Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, ст. 83 говорит, что Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации, формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации и многое другое [1].

Роль Рейхстага в РФ выполняет Госдума, которая также избирается на 5 лет в соответствии со ст. 96. Говоря про права граждан, так мы тоже можем наблюдать их закрепление в двух документах. Итак, мы можем сделать вывод, что конституционализм развивался в разные эпохи и в разных государствах с определенной схожестью и имеет определенные “стандарты”, но несмотря на весь идеализм, присутствующий в Конституции РФ 1993 в ближайшем будущем, возможно, имеет смысл ставить вопрос о разработке новой Конституции, хотя как утверждает В. Д. Зорькин [8,с 35], а потому, что еще не сложились определенные условия и предпосылки для принятия новой Конституции, основанной на традиционных для России цивилизационных ценностях и нормах. Не сложилась национально ориентированная политическая и административная элита, способная утвердить такие ценности и нормы в реальной жизни российского общества. Однако такое положение дел не должно означать неподвижность и неизменность настоящей Конституции. Ее концептуальное содержание необходимо постепенно менять по мере накопления в общественно-политической жизни соответствующих условий. Причем в силу чрезмерной жесткости действующей Конституции изменению в ней подлежит не текст, а смысл, и делать это лучше всего «через ее интерпретацию и толкование» Конституционным судом. И в то же время не стоит забывать о поправках, которые были внесены в Конституцию РФ в июле 2020 года.

Литература:

  1. Конституция РФ. СПС КонсультантПлюс URL: https://student2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=3182597840006752494053875235&cacheid=1577DF981F881D1801175D51B77AAAF5&mode=splus&base=NBU&n=2875&dst=100067&rnd=0.8156306699667202#b0l0asl7j0k (дата обращения 27.03.2021)
  2. Конституция Германской империи.URL: https://de.wikisource.org/wiki/Verfassung_des_Deutschen_Reichs_(1871) (дата обращения 27.03.2021)
  3. Баев В. Г. Германский конституционализм (конец XVIII — первая треть ХХ вв.). Историко-правовое исследование: Монография. 2-е изд., доп. — М.: Юрлитинформ, 2010. — 352 с.
  4. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования: Пер. с англ. — М., 1994. — 624 с
  5. Баглай М. В. Конституционализм и политическая система в современной России. Журнал российского права. 2003. № 11. С. 10.
  6. Гущина Л. И. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие.-КубГАУ, 2015,-350 с
  7. Градовский А. Германская конституция. Исторический очерк германских союзных учреждений в XIX в. Ч. 1.- СПб.,1875.-301 с
  8. Зорькин, В. Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки / В. Д. Зорькин. — М.: Норма, 2007. — 400 с
  9. Кутафин О. Е. Российский конституционализм. — М., 2008. — 544 с
  10. Коркунов Н.М. Сборник статей 1877–1879 общие вопросы права, истории права, государственное право. -СПБ.,1898

Ключевые слова

Конституция РФ, власть, Конституция, германский конституционализм, Отто фон Бисмарк