Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Мировые религии и свобода воли

29. Философия
3
Поделиться
Аннотация
В статье автор подвергает анализу феномен свободы воли в дискурсе мировых религий.
Библиографическое описание
Раисов, А. М. Мировые религии и свобода воли / А. М. Раисов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16149.


В статье автор подвергает анализу феномен свободы воли в дискурсе мировых религий.

Ключевые слова: религия, свобода, воля, личность

Феномен религии испокон веков был причиной множества обсуждений и споров. Во все времена любая религия подвергалась различным нападкам. Нападкам со стороны сект-конкурентов, науки и множеству других доктрин. Однако, уникальность и незаменимость религии остается незыблемой, т.к. лишь она представляет возможным осуществить спасение свей души и достижение человеком абсолютной свободы в своем послесмертии. Но не стоит полностью зацикливаться на потустороннем и непознаваемом, лучше рассмотрим свободу в рамках нашей реальности и то, как религия влияет на нее.

Свобода это есть ничто иное как высшая уникальная ценность, потому как она есть та крайность, которая является условием и качеством двух абсолютных, исключительных форм бытия — пустоты и полноты. Мотивом и самоцелью чистой, абстрактной свободы всегда является сама свобода, но разные мировоззренческие и религиозные системы имеют свои представления о свободе воли, которые предписываются различными догматами. Как самые основные я рассмотрел:

1. Буддизм отрицает существование души или личности, и тем самым не признает свободу воли как нечто целое и автономное. К этому отсылает анатмавада (санскр. — «бессамостность», «доктрина»). Свобода воли в Буддизме напрямую связана с концепцией « кармы », согласно которой жизнь представляет из себя циклический процесс, который является частично предопределенным. У кармы существуют две части: дайва (судьба) и пуруша-кара («человеческое действие»). Дайва - связана с прошлыми поступками и является тем, что невозможно изменить, т. е. детерминирующий базис.

Пуруша, кара же является «свободной инициативой», руководствуясь которой, человек может изменить свое будущее и даже достигнуть нирваны. Концептуально свобода воли в Буддизме — это всегда «свобода от» всего личного и человеческого. Утрируя, по сути своей Буддизм склоняет нас к тому, чтобы достичь свободы, перестав быть человеком .

2. Иудаизм , как ни странно, беспрекословно следует тому, что написано в «Торе». А именно: «И выбери жизнь», «Все в руках Небес, кроме страха небес», «Все предвидено, но воля дана». Традиционный иудаизм имеет два мнения на этот счет: 1) В иудаизме есть парадокс свободы воли и всепредвидения Творца (Маймонид); 2) Бог не предвидит всех решений человека, но всегда может направить историю по нужному Ему пути (Леви Бен Гершом).

3. Свобода воли в Исламе была причиной долгих споров с самих истоков этой религии. Связано это было с множественностью религиозных течений, которые по-разному толковали священное писание (буквалистически, аллегорически, рационально и в некой мере критически). Исламская традиция насчитывает множество концепций о свободе воли. Наиболее классической и компромиссной считается модель Аль-Газали , которая смягчает идеи детерминизма и интегрирует в ислам идею о нравственном совершенствовании.

Схожесть Исламской и Иудейской идеи и частичной предопределенности, возможности вмешательства в жизнь человека, по моему мнению, является отрицательной для формирования идентичности человека. Их свобода — это «свобода В», с которым нужно отождествится, слепо следуя правильно истолкованным предписаниям.

4. Христианская свобода воли требует особой постановки вопроса, так как в отличие от прошлых Авраамических «коллег» дополнена идеей о Богочеловеке, согласно которой человек находит свое полное и окончательно завершенное «Я» в личном единстве с Божеством, но и Божество в той же степени нуждается в единстве с человеком, дабы быть Божеством. Это равенство делает так, что в отличие от прошлых религий — необходимость перестает быть неволей, а свобода перестает быть произволом. Это особое отношение «единства» между Богом и человеком подразумевает и особенное отношение к свободе воли. Через Распятие и Воскресение Христа Акт грехопадения и первородный грех получают новый смысл. Христианство акцентируется на дарованной Богом свободной воле, имеющейся в распоряжении человека и являющейся инструментом для возможного, по выбору осознанному самого человека, примирительного союза с Богом. Но все же подразумевающей наличие «праведного» и «неправедного» выборов, за которые следует поощрение либо наказание.

Исходя из всего вышесказанного, следует то, что о полной свободе воли в религиях (кроме буддизма) и речи быть не может. Свобода требует ответственности, которую человек чаще всего перекладывает на Богов, судьбу или обстоятельства. Свобода требует мужества отвечать за все свои деяния здесь и сейчас, а не в далеком, абстрактном и трансцендентном будущем. В этом плане наиболее продуктивным мне представляется «Экзистенциальный Атеизм». Но, к сожалению, он не является религией и его цели и задачи ни капли не могут восполнить отсутствие той полноты духовного опыта, которыми нас наделяет религия. Абсолютная свобода же становится настолько абсурдной, что делает нас «обреченными на свободу».

Свобода это есть высшая, уникальная ценность, потому как она есть та крайность, которая является условием и предтечей двух абсолютных форм бытия — пустоты и полноты.

Свобода не может быть консервативной , так как ее порывы не должны ограничиваться стремлением достижения идеалов традиционного прошлого. Но свободе вполне возможно и возможно д о лжно быть прогрессивной, потому как лишь вне всяких оков возможно истинное творчество.

Но всякая крайность требует своей противоположности (и не одной) ибо не все то что является единственным есть истинное, а лишь то, что отвечает соответствующим критериям.

Из этого следует то, что истина всегда утверждается в противоречии .

Так в чем же заключается истинность свободы? Если всякая истина утверждается в борьбе с противным, то истинной свободой является борьба с тем, что свободе противоречит.

Но что есть борьба? Борьба — это то, что требует от нас Воли и Силы.

Воля есть способность направлять свои силы на решение каких-либо задач. Воля предоставляет нам возможность к превозмоганию, мощи и творчеству.

Сила это ресурс, который волевым усилием может быть использован в созидательных или разрушительных целях.

Теперь стало немного ясно что из себя представляет Борьба, Воля и Сила . Осталось разъяснить особенность борьбы за свободу.

В качестве первого критерия рассмотрим — осознанность .

Осознанность возможна лишь при условии понимания воспринимаемого наличного. Свобода — это возможность выражения и реализации своего желания.

Борьба за свободу заключается в реализации желаемого, вопреки препятствующему. Свобода же здесь выражается именно в осознанности действия. Свобода есть способность осчастливить себя. Нереализованные желания являются главным источником страданий

Счастье — это положение, при котором человек не ощущает страданий.

Мотивом избавления от страданий является любовь и забота о самом себе.

Свобода ведет нас к счастью. Счастье происходит из любви. Любовь исходит из борьбы за свободу.

Литература:

  1. Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, | М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.
  2. Игнатенко А. А. В поисках счастья: Общественно — политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. — М.: Мысль,1989. — 254 с.
  3. Карипбаев, Б. И. Религиоведение [Текст]: учеб. пособие / Б. И. Карипбаев; Карагандинский гос. ун-т. — Караганда: Изд — во КарГУ, 2011. — 115 с
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный