Проблемы пенсионного обеспечения нетрудоспособных лиц, потерявших кормильца | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2021)

Дата публикации: 19.12.2020

Статья просмотрена: 6279 раз

Библиографическое описание:

Качмазова, М. Э. Проблемы пенсионного обеспечения нетрудоспособных лиц, потерявших кормильца / М. Э. Качмазова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16271/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматриваются особенности пенсионного обеспечения лиц, потерявших кормильца, а также проблемы связанные с установлением указанной пенсии. Автором выявлены проблемы по применению понятия «потеря кормильца» и предложены пути их решения.

Ключевые слова: потеря кормильца, пенсионное обеспечение, безвестное отсутствие, пенсия, социальное обеспечение, Конституция РФ.

В ч. 1 ст. 39 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и в случае потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1]. Указанная гарантия получила своё развитие, и закрепление в федеральных законах, о чем также говорится в Конституции РФ в ч. 2 указанной статьи.

Казалось бы, что вопрос законодательно урегулирован и проблем возникать недолжно. Однако это не так! В России существует немало социально-правовых проблем, но отдельного внимания заслуживают вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения нетрудоспособных лиц, потерявших кормильца.

Самостоятельного определения пенсии по случаю потери кормильца в законодательстве не закреплено. Однако, ученными в сфере социального обеспечения предложены теоретические дефиниции данного определения. Так, Е. Е. Мачульская определяет данный вид социального обеспечения следующим образом: «пенсия по случаю потери кормильца — это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования и была утрачена в связи с его смертью (безвестным отсутствием)» [2, с. 159].

Под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие. Смерть кормильца подтверждается свидетельством о смерти, которое выдается органом ЗАГС либо устанавливается судом, то есть суд объявляет его умершим. Факт безвестного отсутствия подтверждается вступившим в законную силу решением суда.

Законодательство РФ, реализуя конституционные требования, которые закреплены в ст. 39 Конституции РФ, выделяет несколько видов пенсии по случаю потери кормильца. Критериями классификации являются два основания. Первое основание — нормативный правовой акт, второе основание — субъект обеспечения.

  1. По закону о страховых пенсиях пенсия по случаю потери кормильца устанавливается семьям застрахованных лиц.
  2. По закону о государственном пенсионном обеспечении пенсия по случаю потери кормильца устанавливается:

— семьям военнослужащих по призыву;

— семьям граждан, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф;

— семьям граждан из числа космонавтов.

  1. По закону о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц пенсия по случаю потери кормильца устанавливается:

— семьям военнослужащих по контракту;

— семьям сотрудников правоохранительных органов, лиц, проходивших государственную службу иных видов.

  1. По закону о статусе судей и закону о гарантиях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан назначается ежемесячное возмещение семьям судей, что по своей природе является пенсионным обеспечением.

В Российской Федерации законодательно установлен круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, к которому относятся:

  1. лица, находящиеся в брачных отношениях — супруг, супруга;
  2. кровные родственники — дети, родители, сестры, братья, дедушки, бабушки;
  3. некровные родственники — усыновители, усыновленные;
  4. свойственники — пасынок, падчерица, мачеха, отчим.

Основным признаком получения пенсии по случаю потери кормильца является нетрудоспособность членов семьи, а также факт нахождения на иждивении умершего кормильца. Под нетрудоспособностью понимается состояние организма человека, обусловленное заболеванием или другими причинами, при которых он не в состоянии трудиться.

Иждивение членов семьи представляет собой отношения, складывающиеся между людьми, один из которых получает от другого помощь, являющаяся для него постоянным и основным источником средств к существованию либо находится на полном его содержании.

На практике довольно часто возникают проблемы, связанные с назначением пенсии по случаю потери кормильца. Одной из таких проблем является отказ мужчины признавать ребенка в случае его рождения в незарегистрированных отношениях. Суть проблемы заключается в невозможности доказать после его смерти факт отцовства. Тем самым ребенок рискует остаться без государственной материальной поддержки, потеряв одного из родителей.

В Государственную Думу в декабре 2016 года был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»» [3], однако впоследствии он был рассмотрен только в первом чтении. Инициатором данного законопроекта выступал Совет Федерации, в частности В. И. Матвиенко, а также ряд депутатов Государственной Думы РФ. Законопроект предусматривал расширение круга лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. Предлагалось, наряду с детьми, потерявшими одного или обоих родителей и детьми умершей одинокой матери, включить в данный круг детей, в свидетельстве о рождении которых в графах «отец» и «мать» сведения отсутствуют [4, с. 119].

В пояснительной записке к законопроекту было указано, что не является основанием для отказа в назначении ребенку пенсии по случаю потери кормильца отсутствие свидетельств о смерти родителей. Тем самым, если в свидетельстве о рождении ребенка его родители не указаны, то это является подтверждением их потери.

На наш взгляд, искусственное расширение понятия потери кормильца является нецелесообразным. Если приравнивать детей, которые никогда не имели родителей, к детям, потерявшим кормильца в случае его смерти либо безвестного отсутствия, то возникает вопрос о пенсионном обеспечении детей одиноких матерей, ведь юридически данная категория граждан также не имеют одного кормильца (т. е. они «потеряли» отца).

На 2020 год в России зарегистрировано более 5 миллионов одиноких матерей, т. е. женщин, в свидетельстве о рождении детей которых, отсутствуют сведения об отце. Одинокие матери сознательно вносят отцов по своему усмотрению или в графе отец проставляется прочерк. Эти мужчины, как правило, живы. Иногда они ведут с семьей совместное хозяйство, иногда отказываются содержать своего ребенка, иногда действительно, место их нахождения не известно. Но вряд ли такую семью можно считать потерявшей кормильца, поскольку они не находились на содержании условного отца, более того, факт смерти не установлен и вопрос необходимо решать не в рамках пенсионного обеспечения, а устанавливать факт отцовства и взыскивать алименты.

Как было указано ранее, факт безвестного отсутствия лица подтверждается вступившим в законную силу решения суда. Согласно ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания [5].

В марте 2018 года в статью 65 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» была внесена часть 16, которая предусматривает, что «если после проведения исполнительно-розыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-розыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим» [6].

Мы разделяем позицию Е. Г. Азаровой о том, что замена алиментов на пенсии является спорной ситуацией, так как не согласуется с юридическим и теоретическим представлениями о безвестном отсутствии. По ее мнению, гражданские отношения рассчитаны на нормальное их развитие и не предполагают, что кто-либо может специально прятаться, уклоняться от обнаружения его местонахождения [4, с. 115].

Окончание исполнительного производства в случае безрезультатного розыска должников по алиментам, о которых более одного года нет сведений о месте их нахождения, возвращение взыскателю исполнительного документа и обращение им с заявлением в суд о признании должника безвестно отсутствующим, а также пенсии взамен алиментов может привести к освобождению должников от возложенных на них судом алиментных обязательств.

Мы считаем, что для решения демографической проблемы и поддержки семей с детьми государством принимается немало правовых решений. Часть из них направлена на материальное стимулирование рождения детей, другая — на улучшение социального положения женщины [7, с. 103]. Поэтому подменять алиментные обязательства пенсионным обеспечением, как и расширять понятие «потеря кормильца» нецелесообразно, поскольку это приводит к путанице и возникновению различных проблем и коллизий.

Подводя итог, следует отметить, что пенсия по случаю потери кормильца занимает особое место в пенсионной системе РФ. Связано это, прежде всего с субъектами обеспечения — нетрудоспособными членами семьи. Пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, потерявших кормильца достаточно полно и ясно урегулировано на законодательном уровне. Однако это не мешает возникновению на практике различных проблем, связанных с назначением данного вида пенсии.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — URL.: http://www.pravo.gov.ru
  2. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 449 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–11355–6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт.
  3. Проект федерального закона № 22435–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Электронный ресурс] // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/22435–7.
  4. Азарова Е. Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. № 8.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть первая) 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
  6. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (последняя редакция). Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/.
  7. Карданова И. В. К вопросу о демографической безопасности государства // Проблемы безопасности государства (исследование в рамках конституционного, муниципального и трудового права) Материалы Всероссийской научно — практической конференции (04 апреля 2017) г. Краснодар: Издательский Дом — Юг, 2018–234 с.