В этой статье подчеркивается особое место и значение народных игр в изучении народной этнографии, то, что народные игры издавна были важным инструментом воспитания подрастающего поколения в нашей стране. Была рассмотрена комбинация в узбекских народных играх таких черт, как ловкость, интеллект и смелость.
Ключевые слова: этнография, этнический туризм, народные игры, коза-купкари, чилик, орда, петушиные бои.
Каждая страна создает туристическую среду на основе своего экономического, социального, культурного, этнического потенциала, что, конечно, требует уникальности. Некоторые страны имеют возможность привлекать туристов своей кухней, достопримечательностями, необычным образом жизни, национальными праздниками, народными играми, а некоторые — природой или современными строительными площадками. Если мы посмотрим на туристические аспекты Узбекистана, наша страна имеет очень богатую этнографическую историю. Если рассматривать этнографию как этап развития культуры этнических групп, то основной упор делается на образ жизни, одежду, еду, литературу, народные мелодии (фольклор), национальные обряды, народные игры.
Насколько важны народные игры в изучении этнографии? Народные игры давно стали важным инструментом воспитания подрастающего поколения в нашей стране. Если мы обратим внимание на узбекские народные игры, то увидим сочетание таких качеств, как ловкость, сообразительность и смелость. Важность народных игр в изучении этнографии заключается в том, что народные игры можно использовать в качестве заключения, пока изучается определенная этническая группа. Поскольку народные игры отражают жизнь определенного периода, то есть, какие продукты и инструменты использовались в играх, в какое время года они проводились, кем были их участники, каковы были их призы или наказания в то время. Lum экономическая среда представлена.
Как отметил первый президент Ислам Каримов в своей книге «Высокая духовность — непобедимая сила», духовность любого народа или нации невозможно представить без его истории, уникальных обычаев и традиций, жизненных ценностей. В этом отношении, конечно же, духовное наследие, культурные богатства, древние исторические памятники служат важным фактором. Узбекские национальные игры являются одним из наших духовных богатств и ценностей, которые имеют долгую историю, богатую историю, передаваемую от предков к поколениям. [1] Во многих своих выступлениях Президент акцентировал внимание на материальном богатстве нашего народа и нации, а также на нашем духовном и культурном наследии.
Махмуда Кашгарийа в «Девон — у Лугати Турк» отделении 150 игр, основанных на языке народа и 20 из них подробно описаны в следующих типов игры. Ученый сосредоточился на типах игр, подходящих для возраста взрослых и детей, и описал типы соревнований. Он тщательно изучил типы игр и разделил их на физические и умственные упражнения. Следует отметить, что этот девон был написан в XI веке. Кроме того, Алишер Навои в своей работе «Махбуб-уль-кулуб» описывает игру «Аксуяк». Диван Махмуда Кашгари был написан в 11 веке, а Махбуб-уль-Кулуб Алишера Навои был написан в 15 веке. На данный момент в эту игру играют по тем же правилам. Сегодня игра «Аксуяк» встречается не только в Центральной Азии, но и в европейских странах, Скандинавии и, в меньшей степени, Австралии. [2] Также можно видеть, что национальные игры одной нации существуют в других государствах из-за определенного исторического процесса.
Среди узбекских народных игр мы сосредоточимся на улак-купкари, петушиный бой,байга (гонки), дорбоза.
Петушиный бой. Петушиные бои — это не менее драки с бараном и даже более захватывающие. Специально обученные породы петухов принимают участие в опасных битвах. Бои с петухами похожи на боксерские бои и длятся 10 минут, которые могут длиться до тех пор, пока хозяева не остановятся. В конце раундов специальные секунды подаются петухам, которые моют их водой и оборачивают в полотенце, таким образом охлаждая своих противников до следующего раунда. Это может занять больше часа, чтобы ударить петуха с такими же пернатыми противниками. А некоторые занимают несколько минут. Теперь владельцы боевой птицы не допустят гибели боевых. Победа присуждается наиболее активному борцу. [3] Благодаря таким народным играм можно узнать отношение наших людей к животным с древних времен и то, о каких животных они заботились больше всего.
Купкари . Один из древнейших конных видов спорта народов Центральной Азии. Это зрелищное зрелище можно сравнить только с интенсивностью страстей в битве испанских быков. Традиционно праздники улак -купкари, свадьбы проводятся весной до начала сельскохозяйственных работ и осенью после сбора урожая. Эта игра настолько популярна, что стала отдельным видом спорта со своими правилами, клубами, федерациями. Есть даже международные конкурсы. Козерог переводится как «работа козьей толпы». Суть гонки в том, что гонщики сражаются за тушу козла, в результате чего их приходится бросать в «горшок» — круглую конструкцию из кирпича, бетона или крупногабаритных автомобильных шин. Гонки проводятся между командами по 6 человек, но есть и отдельные гонки, в которых одновременно принимают участие несколько сотен гонщиков. Козерог — это кожа козла, чья плоть была удалена, и он может весить иногда 30–40 кг (в дождливую погоду) до 80 кг. Конечно, эта игра имеет строгие правила, а также уникальные и веселые способы. [3] Наличие таких интенсивных игр демонстрирует, насколько молодые люди на территории нашего народа сильны и выносливы, преодолевая определенные опасности на подобных игровых площадках. Согласно местному фольклору, кандидаты в жениха также проходят испытания на полях интенсивных народных игр.
Байга (гонки) — скачкина длинные дистанции. Этот тип соревнований называется «байга». В период, предшествующий национальному государственному разграничению республик Центральной Азии, во всех исторических источниках название существовало среди всех народов, проживающих в Туркестанском крае.
Дорбоз — это хлждение по канату, подвешенному высоко, с балансирами в руках. Выступления пехотинцев Торропа происходили в далеком прошлом, когда самые умелые канатоходцы принимали участие в военных маршах в дальних странах и прославляли искусства своих народов своими выступлениями. Обычно они проводились во время праздника цветочно-красной весны и религиозного месяца Рамадан. Спектакли «Дорбоз» очень популярны, особенно в Бухаре, где много людей собираются на праздники.
Некоторые поколения узбеков, проживающих в разных частях Туркестана, имели разные физические характеристики. Племена, живущие в пустынных районах, играют в шахматы и шашки в своих домах зимними вечерами, а в летние месяцы проводят гонки и соревнования. Они участвуют в стрельбе из лука, альпинизме, подвижных играх и стрельбе из винтовки. [4] Наши предки, которые жили в Узбекистане в течение длительного времени, создали национальные игры, основанные на их племенных условиях, характере, социально-политических процессах и образе жизни.
В заключение следует отметить, что в изучении этнографии нашей страны народные игры также имеют свое значение. Поэтому содействие дальнейшеему развитию народных игр в развитии этнографического туризма в Узбекистане считается важным. Народные игры, которые являются богатым историческим наследием нашей страны, представляют интерес и способствуют как физическому, так и духовному совершенствовванию.
Известно, что продолжительность пребывания туристов в Узбекистане включает короткий период времени. Туристы едут в Узбекистан, в основном, чтобы увидеть исторические места, посетить святыни и познакомиться с бытом людей. Неотъемлемой частью этнографии нашего народа являются народные игры. Для них необычные народные игры других народов не просто очень интересны, но и находятся желающие поучаствовать в них.
Литература:
- https://kun.uz/uz/20736996 (22.12.2019)
- http://fayllar.org/nizomiy-nomidagi-tashkent-davlat-pedagogika-universiteti-magis.html?page=2 (25.12.2019)
- http://centralasia-adventures.com /ru/petushinii_boi.html (25.12.2019)
- http://sporthistory.ru/physicalculture/item/f00/s02/e0002916/index.shtml(24.12.2019)