Сравнительно-правовой анализ основных положений отечественного авторского права и Бернской конвенции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 996 раз

Библиографическое описание:

Таласпаева, А. А. Сравнительно-правовой анализ основных положений отечественного авторского права и Бернской конвенции / А. А. Таласпаева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16165/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье проводится сравнительно-правовой анализ основных положений российского авторского права и Бернской конвенции.

Ключевые слова: авторское право, Бернская конвенция, объекты авторского права, срок охраны, права автора.

Россия является участницей многих международных соглашений в области авторского права, приняв таким образом минимальные стандарты, установленные в области авторского права на международном уровне.

Одним из основных международных актов в области авторского права является Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (далее — Бернская конвенция), принятая в 1886 году. Россия присоединилась к указанному акту в 1994 году, чем были обусловлены значительные изменения в отечественном авторском законодательстве того времени. Мы предлагаем сравнить основные положения Бернской конвенции с нормами российского авторского права. Выбор пал именно на данный международный акт, поскольку его правовое лидерство среди остальных международных соглашений в области авторского права обусловлено тем, что в случае возникновения коллизий между международными нормами, обязательно применяются нормы Бернской конвенции.

Объекты авторского права:

Ст. 1 Бернской конвенции закрепляет перечень объектов авторского права, подлежащих охране в рамках указанного соглашения. Однако, положения данной статьи гласят, что страны-участницы могут не закреплять правовую охрану некоторых объектов или их категорий, указанных в этом перечне, если они не закреплены в той или иной материальной форме. Кроме этого, страны-участницы вправе дополнять указанный ранее перечень в национальном законодательстве [1]. Перечень объектов авторского права, закрепленный в ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] полностью находит свое отражение в перечне, установленном Бернской конвенцией. Хотя следует отметить, что перечень объектов авторского права в отечественном законодательстве не является исчерпывающим.

Положения Бернской конвенции допускают возможность закрепления странами-участницами в национальном законодательстве охраны текстов законодательного, административного и юридического характера и официальных переводов таких текстов. Однако, положения российского законодательства солидарны с положениями конвенции и не устанавливают правовую охрану таких объектов.

Срок охраны авторского права:

В соответствии со ст. 7 Бернской конвенции срок охраны авторского права составляет срок жизни автора и пятьдесят лет после его смерти [1]. Тогда, как срок охраны авторского права в России длиться в течение жизни автора и семидесяти лет после его смерти [2].

Права автора:

Из анализа норм Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что автору принадлежат следующие группы прав:

− исключительное право;

− личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование и др.);

− иные права (право доступа, право следования и др.) [2].

Из анализа положений Бернской конвенции следует, что за автором закрепляются следующие права:

− имущественные права — аналог российского исключительного права;

− неимущественные права (право авторства; право противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора — ст. 6bis);

− иные права (право долевого участия — ст. 14ter) [2].

Обсудим неизвестные отечественному законодательству по названию или содержанию права автора, закрепленные в Бернской конвенции. Так, одним из неимущественных прав является право на защиту чести и репутации в рамках авторского правоотношения. Содержанием этого права является возможность противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству на произведение, которые могут нанести определенный ущерб чести или репутации автора [2]. В отечественном законодательстве аналогом указанного права является право на неприкосновенность произведения , установленное в ст. 1266 Гражданского кодекса Российской Федерации и включающее в себя право на защиту произведения от извращения, искажения или иного изменения, порочащего честь, достоинство и деловую репутацию автора. Однако, такое право на защиту реализуется в рамках общей нормы — ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку любое нарушение, способное нанести вред чести или репутации лица, независимо от того, в рамках какого правоотношения оно происходит, подпадает под регулирование общей статьи о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Следующее «незнакомое» нам право автора, установленное в Бернской конвенции, — это право долевого участия . Следует сказать, что отчасти данное право знакомо нашему законодательству по содержанию, однако, называется оно правом следования. Содержание указанного права регламентировано в ст. 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации: автор в случае отчуждения оригинала произведения изобразительного искусства, где в качестве посредника, покупателя или продавца выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи [2]. Таким образом, основными условиями наличия указанного права у автора являются два условия:

  1. Объектом выступает лишь оригинал изобразительного искусства , однако, Гражданский кодекс Российской Федерации распространяет такое право также в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений;
  2. В качестве посредника, покупателя или продавца выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Содержание права долевого участия закреплено в ст. 14ter Бернской конвенции: в случае отчуждения оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор имеет право долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором [1]. Из указанного вытекают следующие особенности права долевого участия:

− оно может быть осуществлено в отношении оригиналов всех произведений искусства , а не только изобразительного;

− не установлено ограничений к статусу тех, кто выступает в качестве посредника, продавца или покупателя.

Следует отметить, что в соответствии с положениями Бернской конвенции правом долевого участия автор может воспользоваться на территории любой из стран-участниц при условии , что законодательство страны автора предусматривает охрану такого вида права [1]. Таким образом, не каждый иностранный гражданин может реализовать такое право на территории России, хоть оно и предусмотрено нашим законодательством.

Из анализа вышеуказанных положений следует, что большинство положений международного законодательства в лице Бернского соглашения, находит свое отражение в отечественном законодательстве, за некоторым исключением. Так, право следования в международном понимании может принадлежать авторам всех произведений искусства, а в российском законодательстве оно наличествует, по общему правилу, только в отношении произведений изобразительного искусства. Однако, следует отметить и позитивные для отечественного авторского права отличия от норм Бернской конвенции — это срок правовой охраны авторского права, который на двадцать лет больше, установленного в международном акте.

Не смотря на то, что Бернская конвенция является лидером среди других международных актов в области авторского права по масштабу и глубине регулирования, ее положения регламентируют лишь некоторую часть основных вопросов, касающихся охраны авторского права. Возможно, это связано с международной либерализацией именно института авторского права, чтобы страны, исходя из особенностей своего политического и экономического развития, самостоятельно регулировали остальную часть вопросов в области защиты авторского права. Так, формирование способов защиты и системы санкции за нарушение авторских прав — привилегия национального законодательства. Бернская конвенция лишь гласит, что контрафактные экземпляры произведений подлежат аресту.

Литература:

  1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 года (часть 4) // СПС «КонсультантПлюс».

Ключевые слова

авторское право, объекты авторского права, Бернская конвенция, срок охраны, права автора