Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Платные образовательные услуги как гарантия реализации конституционного права на образование

19. Государство и право
04.04.2020
49
Поделиться
Библиографическое описание
Веселовская, А. С. Платные образовательные услуги как гарантия реализации конституционного права на образование / А. С. Веселовская, О. И. Грейдин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/368/15769/.


В представленной статье исследуются право на образование, как свобода, специфическое благо, обязанность; гарантии его реализации. В большинстве исследований гарантии реализации права на образование ограничиваются исследованием бесплатности и доступности образования, а также запретом дискриминации в данной сфере правоотношений. В настоящем исследовании выявляются ограничения права на образование и возможность их избежать, воспользовавшись платными образовательными услугами.

Ключевые слова: право на образование, свобода, обязанность, гарантии, платные образовательные услуги.

В ст. 10 Декларации об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями 1997 г. указано, что «Образование служит важным инструментом развития личности и общества» [2]. В эпоху развитых цивилизаций, возрастания роли культуры, знаний, технического прогресса, особой важности приобретает вопрос получения каждым индивидом соответствующего образования, дающего возможность как самой личности совершенствоваться и иметь возможность конкурировать на рынке труда, так и всему сообществу людей способствовать научному и техническому прогрессу на Земле.

Закрепление на законодательном уровне права на образование с одной стороны дает каждому человеку такое право, включающее в себя право каждого индивида получить соответствующее образование, с другой — обязанность государства обеспечить возможность реализации такого права.

Рассматривая вопрос субъективных прав, интересным представляется позиция М. В. Преснякова, где он сопоставляет права и конституционные свободы [6]. Закрепляя право на образование, следует учитывать, что, будучи правом, индивид может лично (самостоятельно) определять, воспользоваться ним или нет. Здесь имеет место свобода выбора лица. Кроме того, свобода права на образование имеет место и при выборе направления образования (получение специального образования, высшего, а равно и специализации такого образования). Как отмечает М. В. Пресняков, свобода, будучи неограниченной, более широкая, чем право, которое ограничено законом и правами других лиц. С другой стороны, и свобода человека (даже в конкретном праве) не ограничена, так как определяется способностями и возможностями индивида. Особенно это имеет место при реализации права на образование.

Наоборот, В. Ю. Матвеев рассматривает указанные норм в их логическом отражении права или обязанности лица. Это связано с тем, что редакция норм Конституции Российской Федерации и ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имеют некоторые противоречия. В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно, а ч. 5 ст. 66 ФЗ «Об образовании в РФ» расширяет эту обязанностей на начальное общее образование и среднее общее образование. При этом, будучи специфическим благом, право на образование — это обязанность родителей, опекунов, попечителей способствовать обучающемуся его реализовать [5]. Такая обязанность родителей выступает определенной гарантией реализации права на образование.

Так, в соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации, в России каждый человек наделен правом на образование, которое в большинстве случаев является общедоступным и бесплатным. Это распространяется на дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование.

Данные положения закреплены и в основных международных нормативно-правовых актах: ст. 26 Всеобщей Декларации прав человека; Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 28 Конвенции о правах ребенка; ст. 4 Конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования» и многих других.

Взяв на себя обязательства по обеспечению права на образование, государство устанавливает гарантии их реализации, которые заключаются в следующем:

− бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Это означает, что любой ребенок в зависимости от возраста и своих физических и умственных способностей имеет вправе (обязано) получить соответствующее образование. Но здесь имеет место несоответствие отраслевого законодательства конституционным нормам. Так, согласно ч. 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации, основное общее образование является обязательным, а в ч. 5 ст. 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязательным является начальное, основное и среднее общее образование являются обязательными. Таким образом, здесь конституционная норма расширяется.

− недопущение дискриминации при реализации лицом права на образование по таким признакам «пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [4].

− создание условий для непосредственного фактического получения образования. Последнее реализуется посредством создания и финансирования федеральных и муниципальных учебных заведений различного уровня подготовки, а также законодательного урегулирования создания, функционирования, лицензирования и аттестации учебных заведений различной формы собственности, контроля и надзора за их деятельностью. Это позволяет расширить свободу выбора и направления образования. Так, лицо сможет выбрать государственное или частное учебное учреждение (бесплатное или платное), направление образования (филология, юриспруденция, экономика и пр.), способ получения образования (очно, заочно, дистанционно).

С другой стороны, объективное право на образование ограничено получением бесплатного высшего образования на конкурсной основе (ч. 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации). Так, если человек не имеет достаточных интеллектуальных способностей, он не сможет получить бесплатное образование в высшем учебном заведении.

Назвать указанное положение ограничением права на образование нельзя, так как данная норма соответствует международным стандартам. Так, в ст. 3 Декларации о высшем образовании указывается, что справедливость доступа к высшему образованию определяется «способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех, кто хочет получить такое образование» [1]. Как видим, здесь ограничивается не само право, а свобода на образование, так как индивидуальные способности человека ограничивают его возможности получить высшее образование на бесплатной основе.

Это же положение закреплено и в ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при этом указывается, что такое высшее образование предоставляется на конкурсной основе бесплатно только в том случае, если это первое высшее образование. То есть, если лицо уже ранее получило высшее образование на бесплатной или платной основе, оно фактически лишается права на получение высшего образования на бесплатной основе.

В жизни нередки случаи, когда лицо после получения высшего образования, изменило свои планы на дальнейшую жизнь и решило реализовать свои способности в иной сфере, что требует получения иного образования. Это может быть и высшее образование, либо иное профессиональное образование, которое лицо может получить посредством заключения гражданско-правового договора на получение образовательных услуг в соответствующем учреждении.

Таким образом, помимо закрепления обязанностей родителей, опекунов или попечитель способствовать получению образования ребенком, а также установления запрета на дискриминацию в предоставлении образовательных услуг, на национальном уровне предусмотрено право лица получить любое иное образование на платной основе. Кроме того, на данный момент банковские учреждения и иные кредитно-финансовые организации предоставляют услуги кредитования на специальные цели, в том числе и на обучение. А потому, платные образовательные услуги можно назвать дополнительной гарантией реализации права на образование.

Литература:

  1. Всемирная Декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры от 6 октября 1998 г. № б/н. (г. Париж) http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=3960&q=
  2. Декларация ООН по вопросам образования, науки и культуры от 12 ноября 1997 г. № б/н «Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями». (г. Париж). http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=4193&q=
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — 04 августа. — № 31. — Ст. 4398.
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz5ok7nObz2
  5. Матвеев В. Ю. Сложные и спорные вопросы реализации права на образование в России // Журнал российского права. 2018. N 2. С. 123–131.
  6. Пресняков М. В. Конституционно-правовая сущность естественных прав: проблемы позитивного закрепления. // Современное право. № 10. 2014. https://www.sovremennoepravo.ru/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
право на образование
свобода
обязанность
гарантии
платные образовательные услуги

Молодой учёный