В статье рассматриваются проблемы проникновения информационных технологий в различные культуры и их развитие под влиянием компьютеризации. Автор считает, что с помощью средств массовых коммуникаций происходит проникновение одной культуры в другую и четкое выявление особенностей этих культур.
Ключевые слова: глобализация, информационные технологии, информационная культура.
Современный мир представляет собой время культурных перемен, эпоху глобализации, процесс которой является новым этапом в развитии общества, новой формой существования социума.
Глобализация общества на сегодняшний день является одной из важных тенденцией развития цивилизации, которая оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности общества: культуру, политику, образование, науку, экономику. Другими словами, глобализация зависит от научного, технологического и экономического развития страны. Наиболее важные перемены будут происходить в сфере культуры [3].
Глобализация в сфере культуры, конечно же, имеет положительные и отрицательные последствия. К отрицательным можно отнести то, что культурная глобализация ведет к дальнейшему вытеснению высокой культуры и полному господству массовой культуры, к размыванию культурного многообразия, демассовизации.
Положительные стороны глобализации — это налаживание культурных связей с помощью всеобщего информационного пространства. С помощью информационных технологий происходит проникновение различных культур во все точки нашей планеты, соответственно сближение государств и развитие национальных экономик.
Непосредственное влияние на культуру оказывает не глобализация в целом, а именно информационные технологии, доступная компьютеризация, интернет-ресурсы. Эпоху перехода в новое тысячелетие можно охарактеризовать как невиданное развитие различных средств коммуникации, формирование интегративной культуры мира. В этом случае говорят о том, что наступает эра новой информационной культуры. В таких условиях главное и основное значение для судеб цивилизации приобретает утверждение системы ценностей, которые ориентированы, прежде всего, на гуманистические идеалы, на то, чтобы обеспечить благоприятную среду жизни для нынешних и будущих поколений [4, с. 90].
Информационная культура проникает широко в наше общество. Культурная глобализация дает человечеству возможности широкого выбора культурных символов и институтов, которые несут большой потенциал для развития общества. Распространение культурной информации дает людям представление о других стилях и образах жизни.
Группы, втянутые в процесс глобализации, являются носителями не одной и даже не двух культур, а множества культур в целом. Наряду с этим, многие исследователи считают, что возможно сформировать новую глобальную культуру или даже несколько культур, имея в виду эталоны самых стремительно развивающихся и распространяющихся культур [3]. Другие же уверены, что идея «глобальной культуры» скорее утопична, нежели похожа на реальность.
Глобализация социальных связей людей выводит их за пределы определенной культуры, приобщает к эталонам других культур. «Сферы потребления, досуга и развлечений, так называемая массовая культура приобретают во всем мире все более гомогенный характер, мало отличаются по своему «наполнению» в обществах, принадлежащих к различным цивилизациям. Эти аспекты глобализации имеют наиболее очевидный, повседневно наблюдаемый характер и создают почву для теории универсальной вестернизации мира, для таких метаморфических понятий, как «макдонализация» (совершенно одинаковые по меню и дизайну закусочные Макдоналдса можно встретить по всему миру). Менее бросаются в глаза, но не менее значимы явления культурной глобализации в сферах производства, бизнеса, образования» [1].
Основанием диалога религий сейчас становится вопрос о том, что необходимо согласовывать ценности различных цивилизаций и вырабатывать глобальную этику человечества. Организация Объединенных Наций работает уже над такими проектами.
Взаимодействие, диалог культур приведет к взаимному обогащению, что может благотворно сказаться на построении нового миропорядка. Глобальный мир должен сохранять культурное многообразие и уважать право каждого народа действовать в соответствии с собственными культурными идеалами и ценностями. Такой проект будущего часто называют глокализацией, т. е. синтезом модернизированных локальных культур с достижениями формирующейся глобальной культуры, который происходит при взаимообогащении культур.
История человечества — это история развития, взаимодействия и диалога различных культур. С развитием средств массовой коммуникации происходит взаимодействие, взаимопроникновение различных культур, понимание особенностей разнообразных национальных культур. Проблема понимания, которая начинается от межличностного общения и заканчивается коммуникацией культур, имеет особую значимость. И, несмотря на различие национальных культур, всегда есть возможность для их диалога.
Литература:
- Дилигенский Г. Человек перед лицом глобальных процессов / Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. М., 2003. С. 48–52.
- Лисеев И. К. Глобализация и диалог культур. // Россия: многообразие культур и глобализация. /ответ. ред. И. К. Лисеев. М.: Канон. РООИ «Реабилитация», 2010.
- Мамедов Н. М. Глобализация как современное состояние общественного развития / Эпоха глобальных перемен. М., 2004. С. 10.
- Межуев В. М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Полития. № 3. 2000. С. 102–115.