В данной статье приведены результаты проведённых экспериментов для определения ситуативной тревожности при применении методов технической подготовки спортсменов подростков, занимающихся спортивными единоборствами на начальном этапе подготовки.
Ключевые слова: этап начальной подготовки, подростки единоборцы, подвижные игры, ситуативная тревожность, психологическая подготовка.
Актуальность: Внашей стране уделяется особое внимание физическому воспитанию и спорту. Детский спорт занимает особое место в становлении всесторонне развитого и физически здорового подрастающего поколения. Это требует построения занятий спортсменов подростков в спортивных школах в соответствии с современными научно-методическими требованиями.
На начальном этапе подготовки подростков единоборцев техническая и психологическая подготовки считаются неразрывным единым процессом. Поддержка норм ситуативной тревожности подростков единоборцев во время технической подготовки, создает предпосылку оправданного достижения положительных результатов в выполнении технических элементов и задач, поставленных тренером. А высокая тревожность увеличивает число ошибок при выполнении технических элементов.
По вопросам детской тревожности в подростковом возрасте, возрастных особенностях тревожности проведены научно-исследовательские работы со стороны многих ученых психологов: А. М. Прихожан, 2000; В. М. Астапов, 2001; Ю. Ханин, 2003; Т. А. Пашков, 2013 и др. Однако пока ещё не проведено достаточно научно-исследовательских работ о воздействии применения средств и методов технической подготовки на психологическое состояние подростков единоборцев. Данное положение определяет (необходимость) злободневность наших исследовательских работ.
Цели исследования: определить степень воздействия используемых при технической подготовке приёмов на психологическое состояние подростков единоборцев.
Задачи исследования:
Отбор подвижных игр, применяемых при технической подготовке подростков-единоборцев;
Определить степень воздействия средств обучения движениям базовых технических приёмов на психологическое состояние подростков единоборцев.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, психологическое тестирование, педагогический эксперимент, математический статистический анализ.
Организация исследования: Эксперименты были проведены в процессе начальных учебных занятий с 12–13-летними спортсменами единоборцами в специализированной детско-юношеской спортивной школе единоборств.
Проведённые педагогические наблюдения и беседы показали, что применяемые в настоящее время средства и методы при обучении первоначальным базовым техническим приемам не соответствуют возрастным особенностям.
Анкетный опрос, проведенный среди тренеров, показал следующие результаты: 68–71 % опрошенных респондентов различной группы тренеров, ведущих свою деятельность в различных областях, районах и селах республики, назвали наиболее применяемыми на первоначальном этапе практической технической подготовки боксёров подростков такие подвижные игры, как «Не задень веревку», «Догонялки на ринге», «Пушт-пушт», «Пятнашки», «Петушиные бои», «Сто ударов за минуту», «Береги ноги», «Загони в угол».
В продолжении эксперимента, для определения ситуативной тревожности у спортсменов подростков, мы воспользовались тестами Спилбергера-Ханина. Вниманию респондентов была представлена анкета, состоящая из 20 высказываний, касающихся ситуативной тревожности. Если РТ не превышает 30, то, следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т. е. у него в данный момент низкая тревожность. Если сумма находится в интервале 31–45, то это означает умеренную тревожность. При 46 и более — тревожность высокая.
Балл, %
Рис. 1. Показатели ситуативной тревожности 13 летних боксеров в контрольной и экспериментальной группах
На рисунке 1 приведены результаты показателей наблюдений и эксперимента ситуативной тревожности 13 летних боксеров. До начала педагогического эксперимента у боксеров контрольной группы (КГ) показатели ситуативной тревожности в среднем были равны 47,4±5,1 балла, у боксеров экспериментальной группы (ЭГ) равны 47,2±4,92 балла. Полученные данные показали, что у исследуемых спортсменов высокая степень ситуативной тревожности. Истинный показатель статистической разницы после педагогического эксперимента была равна р˂0,05.
После педагогического эксперимента для определения эффективности использованных подвижных игр, показатели начальной группы боксеров были следующими. По нему показатели ситуативной тревожности в среднем были равны 39,7±2,43 баллам. У подростков боксеров контрольной группы (КГ) в среднем показатели составили 45±4,51 баллов. Достоверность между показателями статистической разницы равна p˂0,05. Результаты экспериментальной группы (ЭГ) были улучшены на 13,6 % больше по отношению показателей контрольной группы (КГ).
Выводы
Анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, а также передовой опыт различной группы тренеров показывает, что на первоначальном подготовительном этапе необходимо включать в учебно-тренировочные занятия подростков, занимающихся боксами, различные подвижные игры.
Применение специальных подвижных игр на тренировочных занятиях подростков единоборцев, создаёт обстановку, полностью соответствующую их психическому состоянию. Это помогает сохранить потенциал к оптимальному усовершенствованию технических приемов начального этапа подготовки и их максимальному усовершенствованию в период высокого спортивного мастерства.
При базовой технической подготовке в экспериментальной группе боксеров, во время применения подвижных игр, высокий показатель тревожности (47,2 балла) сменился средней тревожностью (39,7 балла) (18,9 %).
В данном случае путем педагогического эксперимента доказано, что, при обучении базовым техническим приемам боксеров, целесообразно применение вместо специальных упражнений подвижных игр, соответствующих спортивному виду.
Литература:
- Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: Изд-во: ПЕРСЭ, 2001. 146 с.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: писхологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000. 304 с.
- Пашкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях. //Актуальные вопросы современной психологии (II) Международная научная конференция. Челябинск. 2013 г. 93–97 ст.
- Ханин Ю. Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 2003. 436 с.