Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 сентября, печатный экземпляр отправим 10 сентября
Опубликовать статью

Молодой учёный

Воздействие методов, применяемых при технической подготовке юных боксеров, на их психологическое состояние

7. Прикладная психология
2
Поделиться
Аннотация
В данной статье приведены результаты проведённых экспериментов для определения ситуативной тревожности при применении методов технической подготовки спортсменов подростков, занимающихся спортивными единоборствами на начальном этапе подготовки.
Библиографическое описание
Тажибаев, С. С. Воздействие методов, применяемых при технической подготовке юных боксеров, на их психологическое состояние / С. С. Тажибаев. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/314/14182/.


В данной статье приведены результаты проведённых экспериментов для определения ситуативной тревожности при применении методов технической подготовки спортсменов подростков, занимающихся спортивными единоборствами на начальном этапе подготовки.

Ключевые слова: этап начальной подготовки, подростки единоборцы, подвижные игры, ситуативная тревожность, психологическая подготовка.

Актуальность: Внашей стране уделяется особое внимание физическому воспитанию и спорту. Детский спорт занимает особое место в становлении всесторонне развитого и физически здорового подрастающего поколения. Это требует построения занятий спортсменов подростков в спортивных школах в соответствии с современными научно-методическими требованиями.

На начальном этапе подготовки подростков единоборцев техническая и психологическая подготовки считаются неразрывным единым процессом. Поддержка норм ситуативной тревожности подростков единоборцев во время технической подготовки, создает предпосылку оправданного достижения положительных результатов в выполнении технических элементов и задач, поставленных тренером. А высокая тревожность увеличивает число ошибок при выполнении технических элементов.

По вопросам детской тревожности в подростковом возрасте, возрастных особенностях тревожности проведены научно-исследовательские работы со стороны многих ученых психологов: А. М. Прихожан, 2000; В. М. Астапов, 2001; Ю. Ханин, 2003; Т. А. Пашков, 2013 и др. Однако пока ещё не проведено достаточно научно-исследовательских работ о воздействии применения средств и методов технической подготовки на психологическое состояние подростков единоборцев. Данное положение определяет (необходимость) злободневность наших исследовательских работ.

Цели исследования: определить степень воздействия используемых при технической подготовке приёмов на психологическое состояние подростков единоборцев.

Задачи исследования:

Отбор подвижных игр, применяемых при технической подготовке подростков-единоборцев;

Определить степень воздействия средств обучения движениям базовых технических приёмов на психологическое состояние подростков единоборцев.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, психологическое тестирование, педагогический эксперимент, математический статистический анализ.

Организация исследования: Эксперименты были проведены в процессе начальных учебных занятий с 12–13-летними спортсменами единоборцами в специализированной детско-юношеской спортивной школе единоборств.

Проведённые педагогические наблюдения и беседы показали, что применяемые в настоящее время средства и методы при обучении первоначальным базовым техническим приемам не соответствуют возрастным особенностям.

Анкетный опрос, проведенный среди тренеров, показал следующие результаты: 68–71 % опрошенных респондентов различной группы тренеров, ведущих свою деятельность в различных областях, районах и селах республики, назвали наиболее применяемыми на первоначальном этапе практической технической подготовки боксёров подростков такие подвижные игры, как «Не задень веревку», «Догонялки на ринге», «Пушт-пушт», «Пятнашки», «Петушиные бои», «Сто ударов за минуту», «Береги ноги», «Загони в угол».

В продолжении эксперимента, для определения ситуативной тревожности у спортсменов подростков, мы воспользовались тестами Спилбергера-Ханина. Вниманию респондентов была представлена анкета, состоящая из 20 высказываний, касающихся ситуативной тревожности. Если РТ не превышает 30, то, следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т. е. у него в данный момент низкая тревожность. Если сумма находится в интервале 31–45, то это означает умеренную тревожность. При 46 и более — тревожность высокая.

Балл, %

Рис. 1. Показатели ситуативной тревожности 13 летних боксеров в контрольной и экспериментальной группах

На рисунке 1 приведены результаты показателей наблюдений и эксперимента ситуативной тревожности 13 летних боксеров. До начала педагогического эксперимента у боксеров контрольной группы (КГ) показатели ситуативной тревожности в среднем были равны 47,4±5,1 балла, у боксеров экспериментальной группы (ЭГ) равны 47,2±4,92 балла. Полученные данные показали, что у исследуемых спортсменов высокая степень ситуативной тревожности. Истинный показатель статистической разницы после педагогического эксперимента была равна р˂0,05.

После педагогического эксперимента для определения эффективности использованных подвижных игр, показатели начальной группы боксеров были следующими. По нему показатели ситуативной тревожности в среднем были равны 39,7±2,43 баллам. У подростков боксеров контрольной группы (КГ) в среднем показатели составили 45±4,51 баллов. Достоверность между показателями статистической разницы равна p˂0,05. Результаты экспериментальной группы (ЭГ) были улучшены на 13,6 % больше по отношению показателей контрольной группы (КГ).

Выводы

Анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, а также передовой опыт различной группы тренеров показывает, что на первоначальном подготовительном этапе необходимо включать в учебно-тренировочные занятия подростков, занимающихся боксами, различные подвижные игры.

Применение специальных подвижных игр на тренировочных занятиях подростков единоборцев, создаёт обстановку, полностью соответствующую их психическому состоянию. Это помогает сохранить потенциал к оптимальному усовершенствованию технических приемов начального этапа подготовки и их максимальному усовершенствованию в период высокого спортивного мастерства.

При базовой технической подготовке в экспериментальной группе боксеров, во время применения подвижных игр, высокий показатель тревожности (47,2 балла) сменился средней тревожностью (39,7 балла) (18,9 %).

В данном случае путем педагогического эксперимента доказано, что, при обучении базовым техническим приемам боксеров, целесообразно применение вместо специальных упражнений подвижных игр, соответствующих спортивному виду.

Литература:

  1. Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: Изд-во: ПЕРСЭ, 2001. 146 с.
  2. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: писхологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000. 304 с.
  3. Пашкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях. //Актуальные вопросы современной психологии (II) Международная научная конференция. Челябинск. 2013 г. 93–97 ст.
  4. Ханин Ю. Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 2003. 436 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
этап начальной подготовки
подростки единоборцы
подвижные игры
ситуативная тревожность
психологическая подготовка

Молодой учёный