Одним из главных чудес в жизни человека является чудо соприкосновения с живой природой. В памяти всплывают незамысловатые картинки детства: искренняя радость солнцу и первому снегу, бег босиком под «грибным» дождем, веселое шлепанье по лужам, лазание по деревьям и грядкам в деревни у бабушки. Все эти нехитрые детские радости помогали чувствовать себя совершенно счастливым, защищенным и свободным.
Времена изменились. Наши дети лишены этих немудренных, но таких важных удовольствий, как и невосполнимых природных богатств: так мало осталось тех мест, где можно наслаждаться первозданной красотой природы, ведь везде человек приложил свою «хозяйскую руку». С каждым годом увеличивается объем промышленного производства. Вперед движется прогрессивная наука, разрабатывая все новые технологии, которые в большей степени работают на получение прибыли промышленниками. Вопрос же экологической безопасности фабрик и заводов, к сожалению, крайне непопулярный. Загрязнение окружающей среды — воздуха, воды, почвы — «побочный» эффект современной индустриализации, остановить которую невозможно, да и нецелесообразно. Чтобы результат технологической революции не был катастрофическим для всего живого, данный процесс требует значительных капиталовложений владельцев предприятий на организацию предотвращения загрязнения окружающей природы. Целенаправленной позицией государства в отношении сохранения безопасной экологической среды России может служить факт объявления 2017 года «Годом экологии». «Ключевые решения года — внедрение наилучших доступных природоохранных технологий, улучшение экологических показателей регионов, совершенствование системы управления отходами, защита Байкальской природной территории, сохранение водных, лесных и земельных ресурсов, развитие заповедной системы».
Мы все хотим жить в лучшем мире, где вода и воздух чисты, но при этом очень мало делаем для того, чтобы дети росли, как говорится, «ecologically conscious» — экологически сознательными, то есть людьми с высокой экологической культурой. В борьбе за будущее человечества, за чистую планету и за высоконравственного сознательного человека, самое важное место занимаем мы — педагоги.
Многочисленные исследования свидетельствуют, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. По мнению психологов, первые семь лет в жизни ребенка — это период наиболее бурного роста и интенсивного развития. Около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течение жизни, оставшееся 30 %. Таким образом, необходимо начинать формирование экологической сознательности личности в период дошкольного детства. В этом возрасте закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
В соответствии с Федеральным законом об образовании дошкольное образование становится первым уровнем общего образования, оно должно осуществляться на основе Федерального государственного образовательного стандарта. В январе 2014 г. в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), определяющий работу детских садов как образовательных организаций первой ступени общего образования и ориентирующий педагогические коллективы на сохранение уникальности и самоценности детства и всестороннее развитие личности ребенка.
Одним из важных положений документа является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей и духовно-нравственных, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, общества, семьи».
Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (6о %), или через парциальную программу, которая дополняет основную и рассчитана на 40 % учебного времени. В обоих случаях экологическое воспитание детей осуществляется на протяжении всего учебного года.
Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды и своему здоровью, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
«Экологический туризм как средство оздоровления и познавательного развития детей в ДОО» — тема инновационной образовательной программы, которую реализует в данное время МАДОУ № 23 города Новороссийска.
Новизной инновационной образовательной программы является использование комбинаторики трех составляющих технологий:
‒ парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»;
‒ здоровьесберегающей технологии «Скандинавская ходьба»;
‒ оздоровительной программы В. С. Коваленко «К здоровой семье через детский сад».
Программа «Экологический туризм как средство оздоровления и познавательного развития детей в ДОО» ориентирована на:
‒ создание условий в развивающей предметно-пространственной среде ДОО, способствующих эффективному формированию экологической и физической культуры воспитанников;
‒ формирование элементарных экологических знаний при непосредственном контакте с природой;
‒ повышение компетентности родителей в вопросах экологической и физической культуры через включение в педагогический процесс;
‒ формирование осознанного родительства с пониманием важности личного участия и собственного положительного примера в воспитании ребенка;
‒ создание гармоничных семейных взаимоотношений между взрослыми и детьми на основе совместной деятельности.
Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процесс познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Игра, как известно, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление, развивает воображение и речь, тренирует память.
Педагоги МАДОУ № 23 активно используют проектную деятельность. Такие проекты как: «Книга экологических сказок», «Живой мир Черного моря», «Что для человека хорошо, а для природы плохо?», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Вода-это сила, вода — это жизнь!» помогают ребенку лучше узнать окружающий мир, легче и успешнее решать возникающие перед ним задачи. Знакомство с природой — это урок развития детского ума, чувства, творчества. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо — плохо», «добро — зло» и «красиво — некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание необходимо уделить нравственному и эстетическому аспектам. Эмоциональное и эстетическое воспитание отношения к природе взаимосвязано с интеллектуальным, на что указывают многие психологи и педагоги.
В саду проходят благотворительные акции «Большое сердце» (Помощь приюту бездомных животных), «Птиц зимой не забывай, корм в кормушку подсыпай!», «Наш дом Земля!» (Проведение субботников, выращивание рассады цветов). Происходит расширение кругозора всех участников процесса, социализация детей, формируются первичные экологические знания и навыки, возникает социальное партнёрство, возрождаются традиционные социокультурные ценности.
Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются самим населением. Всё это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство, а также воспитывает нравственное самоопределение.
В детском саду № 23 знакомство с родным краем, его достопримечательностями, флорой и фауной происходит посредством походов, прогулок, экскурсий. На уличном пространстве территории детского сада организованы: метеостанция, мини-зоопарк, экологическая тропа, центры опытно-исследовательской деятельности на верандах, огороды, аптечная поляна; птичьи и беличьи кормушки и скворечники.
В помещении организованы: экомузей, живой уголок, зимний сад, лаборатория познавательно-исследовательской деятельности, где ребенку комфортно, интересно, а образовательные ситуации адаптированы с учетом возрастных особенностей дошкольника.
Общаясь с животными, растениями, дошкольник становится добрее. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его эмоциональные чувства.
Исследования показывают, что существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в экологическом воспитании детей, является низкая экологическая культура самих родителей, которые, как выяснилось, не интересуются абстрактными сведениями об глобальных экологических переменах. Их интересуют конкретные вещи: правила поведения в экстремальных условиях, требования к экологии жилья, условия выращивания экологически безопасного урожая и так далее.
В МАДОУ № 23 города Новороссийска большое значение уделяется приобщению к экологической культуре, как детей дошкольного возраста, так и их родителей. Работа педагогов дошкольного образовательного учреждения максимально результативна, только если это совместная работа с семьями воспитанников.
Можно сказать, что сегодня это одновременно и цель, и результат инновационной составляющей сотрудничества ДОУ с семьёй. Осуществляя взаимодействие с родителями, педагоги на деле поддерживают право всех детей иметь компетентных родителей. Это даёт психологическое, эмоциональное, информационное взаимообогащение всех участников воспитательно-образовательного процесса.
В каждом новом поколении необходимо воспитывать высокий уровень культурного и нравственного развития, активную жизненную и гражданскую позицию, экологическое мышление. Повзрослев, сегодняшние дети обязательно оценят свой статус воспитанного человека, основы которого были заложены еще в раннем детстве.
Литература:
1. Астраханцева И. В., Назаренко А. В. Формирование навыков практической экологической деятельности как ведущий фактор приобщения к экологическому образу жизни // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2016. Вып. № 1. — С. 121–128.
2. Иванова Е. В. Экологическое сознание и эколингвистика // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2007. № 7 — С. 252–261.
3. Николаева С. Н., Курашова В. А., Сабитова Г. Н., Данилина Н. А. Интеграция образовательных областей Стандарта дошкольного образования в комплексных мероприятиях экологического содержания // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2014. Вып. № 2. — С. 50–55.
4. Платонова С. М., Тимофеева Н. А. Подходы к экологическому воспитанию в детском саду // Царскосельские чтения, 2010. Вып. № XIV, том III. — С. 156–160.