Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Братчикова, Ю. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности / Ю. В. Братчикова, Н. В. Шестакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11758/ (дата обращения: 19.04.2024).



Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности

Братчикова Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;

к.п.н., доцент кафедры психологии образования,

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет»,

г. Екатеринбург

e-mail: bratuv@yandex.ru

Шестакова Надежда Владимировна, студент

Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)

В статье раскрываются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, а также рассматривается практическое применение и результаты внедрения игровых технологий во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: умение учиться, универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, внеурочная деятельность, младший школьник, игра

Образование стремительно развивается, на смену старому государственному стандарту вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную. Основным подходом в образование становится системно — деятельностный подход. [3]

В образовательной деятельности активно используется термин — «универсальные учебные действия». Понятие «учебные действия» рассматривается в трудах таких известных ученых: Т. В. Габай, Л. Л. Гуровой, В. В. Давыдова, И. А. Зимней, И. И. Ильясова, А. В. Карпова, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, Н. Ф. Талызиной, Э. Д. Телегиной, О. К. Тихомирова, Ю. Г. Фокина, Д. Б. Эльконина. И каждый из авторов имел свое собственное представление об учебных действиях. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. [2]

Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Современный педагог в своей деятельности направлен на развитие всесторонней развитой личности. В учебном процессе развитие познавательных процессов является главной и основной целью педагога. Но параллельно с учебной деятельностью развитие ребенка предполагается и во внеурочной среде.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников (ФГОС)является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Воспитание и обучение должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную. Внеучебная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В ее основе не редко закладывают развитие личностных и метапредметных УУД.

Результативность данной деятельности, в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, обусловлены тем, что в качестве главного целевого ориентира рассматривается неурочная обстановка.

Из собственных наблюдений и опыта, а также опираясь на труды выдающихся ученых, таких как Л. С. Выготский, А. В. Петровский, В. С. Мухин, используя игровые технологии, обучение происходит более продуктивно. Так как является близким к возрастным особенностям младших школьников. [5]

Ведущим видом деятельности младших школьников является — обучение, но самым оптимальной и приемлемой для продуктивной деятельности в данном учебном учреждении является игра. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Известный российский психолог Л. С. Выготский, занимавшийся проблемой развития интеллектуальных способностей и логического мышления детей младшего школьного возраста, в своем основном труде «Культурно-историческая концепция развития основных мыслительных функций» отмечал, что у младших школьников наблюдается интенсивное развитие интеллекта. [5]

Умение логически мыслить, по мнению А. В. Петровского, включает в себя множество умений: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок.

Работая в общеобразовательной школе, мы нередко сталкиваемся с вопросом успеваемости учащихся. Данный вопрос касается не только подростков, у которых ведущий вид деятельности — общение. Это касается так же учащихся младших классов. Снижен интерес к обучению, низкий уровень интеллектуальных способностей, а также ряд подобных проблем мы встречаем у детей младшего школьного возраста.

В эпоху компьютерных технологий дети разучились размышлять, анализировать, а также играть. Таким образом, «Играя — учимся» — выбран девиз нашей деятельности как педагога — психолога и учителя начальных классов.

Опираясь на данные проведенных диагностик, учащихся 1–4 класса на предмет освоения универсально учебными действиями. Самые низкие показатели в овладении универсальными учебными действиями были результаты — познавательных УУД. Выявлено, что из 100 % обучающихся 49,1 % имеют средние показатели познавательных УУД, 20,9 % высокие показатели. С низкими показателями овладения познавательными УУД является около 30 % учеников.

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Тем самым наблюдаем за динамикой развития каждого ребенка. Таким образом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности контингента, разработана коррекционно-развивающая программа «Интеллектуальные ступеньки» для учащихся начальных классов. [4]

Цель данной программы: Формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников во внеурочной деятельности. Программа имеет 3 этапа, на каждом из этапов проводится диагностика динамики развития познавательных УУД.

Программа «Интеллектуальные ступеньки» представляет собой систему занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет, состоит из 34 занятий (1 занятие в неделю). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на каждый год обучения в начальной школе.

Основным направление развития и коррекции познавательных УУД является игровые — путешествия. Учащиеся в ходе игры, анализируют, сравнивают, решают логические задачи, отгадывают кроссворды, работают в интерактивные игры. Все мероприятия направлены на групповое взаимодействие. В ходе реализации программы, ученики уже поучаствовали в дистанционных олимпиадах и показали положительные результаты.

На основе анализа изученной нами литературы, можно сделать вывод о том, что в процессе формирования умения учиться познавательные универсальные учебные действия занимают одно из важных мест.Таким образом, познавательные универсальные учебные действия имеют основное значение в овладении предметными знаниями в учебной деятельности школьников, так как включаются в ее структуру и связаны с регулятивными, личностными и коммуникативными универсальными учебными действиями.

Литература:

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
  2. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию “психолог”. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. — 464 с. (серия “Библиотека психолога”).
  3. Горский В. А. (ред.) Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Авторы: Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. — М.: Просвещение, 2010.
  4. Зверева Н. В. «Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний»/ Зверева Н. В. -Москва, 1983г.
  5. Тихомирова Л. Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьников»/ Тихомирова Л. Ф. -Академия развития, 1999г.
  6. Удодова Н. И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Волгоград: Учитель, 2008
Основные термины (генерируются автоматически): действие, внеурочная деятельность, образовательная деятельность, ведущий вид деятельности, екатеринбург, младший школьный возраст, обучение, умение, учащийся, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

действие, внеурочная деятельность, образовательная...

действие, внеурочная деятельность, образовательная деятельность, учащийся, умение, обучение, ведущий вид деятельности, младший школьный возраст, екатеринбург...

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь — это достижение личностных результатов.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

ребенок, внеурочная деятельность, предмет, игра, игровое поле, начальная школа, развитие внимания, исследовательская деятельность, внеучебная деятельность, младший школьный возраст.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет совокупность обязательных требований к

К основным задачам внеурочной деятельности относятся:  повышение влияния педагога на жизнь воспитанников в свободное время

Развитие внимания младших школьников в учебной...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра... Мастерство учителя | Статья в журнале «Школьная педагогика».

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

Внеурочная деятельность, благодаря таким преимуществам как разнообразие видов деятельности (от досугово-развлекательной до профессионального самоопределения), вариативность организационных форм, свободный выбор учащимися вида деятельности...

Универсальные учебные действия как главный результат...

Формирование учебной деятельности младших школьников. учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача, младший школьный возраст, задача, самый ученик, младший школьник, правильная организация.

Развитие творческих способностей младших школьников во...

Библиографическое описание: Валишевская Е. М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Текст]

Новизна образовательной технологии состоит в интеграции разных видов театральной, психологической и музыкальной...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения. Эту связь можно проследить в таблице

Похожие статьи

действие, внеурочная деятельность, образовательная...

действие, внеурочная деятельность, образовательная деятельность, учащийся, умение, обучение, ведущий вид деятельности, младший школьный возраст, екатеринбург...

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь — это достижение личностных результатов.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

ребенок, внеурочная деятельность, предмет, игра, игровое поле, начальная школа, развитие внимания, исследовательская деятельность, внеучебная деятельность, младший школьный возраст.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет совокупность обязательных требований к

К основным задачам внеурочной деятельности относятся:  повышение влияния педагога на жизнь воспитанников в свободное время

Развитие внимания младших школьников в учебной...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра... Мастерство учителя | Статья в журнале «Школьная педагогика».

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

Внеурочная деятельность, благодаря таким преимуществам как разнообразие видов деятельности (от досугово-развлекательной до профессионального самоопределения), вариативность организационных форм, свободный выбор учащимися вида деятельности...

Универсальные учебные действия как главный результат...

Формирование учебной деятельности младших школьников. учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача, младший школьный возраст, задача, самый ученик, младший школьник, правильная организация.

Развитие творческих способностей младших школьников во...

Библиографическое описание: Валишевская Е. М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Текст]

Новизна образовательной технологии состоит в интеграции разных видов театральной, психологической и музыкальной...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения. Эту связь можно проследить в таблице