Психолого-педагогический потенциал уроков обществознания в работе с детьми девиантного поведения
Данная статья ставит перед собой цель раскрыть потенциал урока обществознания в работе с детьми группы риска.
Ключевые слова: девиантное поведение, обществознание, подростковый возраст.
В настоящее время в обществе существует немало проблем, принимающих глобальный характер, одной из которых является проблема воспитания детей девиантного поведения. Актуальность темы обусловлена тем, что данный вопрос содержит в себе целый ряд сложных социальных задач, требующих решения: детская преступность, наркомания, алкоголическая и компьютерная зависимость. Психолого-педагогическая помощь в коррекции девиантного поведения является целью педагогов, психологов, общества и государства в целом.
В научной литературе под девиантным понимают поведение, отклоняющееся, не соответствующее социальным ожиданиям общества. Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т. е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам [4].
Подрастковый возраст-это переходный период, характеризующийся противоречивостью психологического и физического развития. Основной риск данного возраста это восприимчивость, как к положительному, так и к отрицательному воздействию. Именно в этот период возрастного развития человека имеет место наибольшая опасность утверждения в нем девиантного поведения. Многочисленные исследования (Л.И.Божович, Т.В.Драгунова, А.И.Краковский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн и др.) утверждают, что девиантность формируется как в результате психобиологических факторов, так и социальных факторов. Однако при этом социальное является катализатором психологических проблем ребенка, поэтому для решения проблемы дивиантности, необходимо улучшить социальную среду человека. Социальный подход к данному вопросу предусматривает способность коррекции и профилактики девиантности в юном возрасте.
Одной из проблем в работе с детьми пубертатного возраста является неспособность распознать отклонения в поведение от характерных особенностей присущих возрастному периоду.
Такие черты как: раздражительность, неуклюжесть, замкнутость, или излишняя раскрепощенность, рассеянность — является нормой, тогда как девиантность поведения проявляется в более острых формах.
Основываясь на классификации М.А.Алемаскина можно выделить четыре группы детей девиантного поведения: трудновоспитуемые дети, педагогически запущенные подростки; подростки правонарушители; несовершеннолетние преступники [6].
Трудновоспитуемые дети. В данную категорию можно отнести детей не выполняющих социальные роли, что ведет к социальному отклонению, дезадаптации и дальнейшей деформации социальных связей, т. е. отчуждение подростков от основных институтов социализации и, прежде всего, семьи и школы. В связи с этим одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки, по мнению С.А.Беличевой, является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений.
Педагогически запущенные дети, отрицательно относящиеся к любому, как они считают, принудительному виду деятельности, будь то учебная или общественно полезная. Свой протест они выражают, совершая проступки (прогулы, драки, курение) или проявляя отрицательное поведение (лень, грубость, жестокость, ложь).
Подростки-правонарушители — это педагогически запущенные или трудновоспитуемые дети, которые нарушили или систематически нарушают нормы административного права или другие нормы.
Подростки-преступники — подростки, совершившие тяжкие преступления, т. е. нарушившие нормы уголовного права (крайняя степень девиантности).
Школьная практика предполагает работу с разными детьми, поэтому понимание природы девиантного поведения и способа его профилактики один из важных вопросов стоящих перед педагогами и психологами.
Социальные науки заключают в себе опыт прошлого поколения, другими словами заключают в себе изначально практическое знание. Курс обществознания является одним из таких практически направленных наук. Используя знания общества можно провести переориентацию референтной группы подростка, выработать критическое отношения к прежним кумирам и сформировать новые поведенческие образцы и жизненные идеалы. Для реализации данной цели можно использовать живой пример взрослых и подростков, имеющих авторитет в глазах трудновоспитуемого, или героев книг, фильмов, судьбы которых заинтересовали несовершеннолетнего, вызвали желание подражать. Используя социометрические данные, можно определить статус подростка в школьном коллективе, что даст развернутую картину в системе межличностных отношений. В рамках курса можно задействовать ребенка в общественно значимых и социальных работах, тем самым давая ему возможность реализовать свои способности и самое главное потребность в самоутверждении. Особенно эффективно это будет в работе с педагогически запущенными детьми.
Курс позволяет формировать у детей представления о правомерном и неправомерном поведении, обращаясь к личному опыты детей, к памяти об совершенных ими добрых делах.
Модернизация в сфере образования дает педагогу возможность раскрыть потенциал ребенка, решить ряд воспитательных проблем. Отличительной особенностью ФГОС является его ориентация на индивидуальные особенности ребенка. Здесь ребенок рассматривается не только как часть коллектива, но и как личность. Предмет обществознание позволяет в полной мере реализовать творческую сторону обучения. Учитывать индивидуальные качества ребенка, его сущностные сферы при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие [5, c. 19].
Для преодоления проблемы девиантного поведения необходимо прямое взаимодействие с детьми группы риска. В рамках дисциплины можно проводить дискуссионные, игровые уроки, уроки — беседы позволяющие выявить личное отношение, способности детей. Современный урок обществознания позволяет детям самостоятельно ставить цель, задачи обучения. Учащийся может выбрать задание из предложенных учителем, что дает ему возможность проявить свои способности и быть успешным в учебной деятельности. Современный урок нацелен не на выдачу информации, а на совместную деятельность ученика и учителя. Структура урока обществознания меняется, ориентируясь на личный интерес детей. Мотивация, актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения детей в учебной деятельности необходима для решения проблемы девиантного поведения. Предмет обществознание предполагает взаимодействие разных личностей, их взаимное обогащение. В процессе обучения необходимо предоставлять детям возможность делится опытом. Проблемные уроки позволяют преподавателю ставить ребенка в трудные ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции [5, c. 20]. В интеллектуальной сфере предмет позволяет сформировать у ребенка с девиантным поведением знания о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представление о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя) [5, c. 20]. В рамках урока — обсуждения можно продемонстрировать видеоролик, требующий нравственных переживаний, оценочных суждений, что позволит мотивировать детей на положительную модель поведения. Обращение к детям за советом, поможет в складывание доверительных отношений. Важной задачей является — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых [5, c. 25].
Делая выводы по вышеизложенному материалу можно сказать, для решения проблемы девиантности проводится ряд мероприятий, в том числе модернизация образования. Предмет обществознание носит практико-ориентированный характер, позволяет включиться детям в мир социальных отношений, что говорит о его широком потенциале в коррекции девиантного поведения. Однако, стоит отметить, что для решения данной задачи необходимо комплексная работа, воздействие разных институтов на детей группы риска.
Литература:
1. Агапов Е.П. (ред.) Проблемы социальных девиаций. Учебное пособие — Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2010. — 271 с.
2. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012. — 336 с.
- Гилинский Я. и др. Девиантность подростков. Теория, методология, эмпирическая реальность. Издательство: Медицинская пресса, 2001. — 200 с.
- Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 1999. — 280с.
- Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. M.: Владос, 2001.-239 с.
- Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / О.В. Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. С. 17

