Методические основы деловой игры как формы интерактивного обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XXXVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)

Дата публикации: 29.11.2022

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Карпова, С. Е. Методические основы деловой игры как формы интерактивного обучения / С. Е. Карпова, Е. Н. Васильева, А. Я. Кондратьев, Т. А. Васильев. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 49-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/467/17584/ (дата обращения: 16.04.2024).



Ключевые слова: интерактивное обучение, компетентностный подход, дифференцированный подход, критическое мышление, рефлексия.

Ключевые слова : Key words: interactive learning, competency-based approach, differentiated approach, critical thinking, reflection.

В современных условиях образовательный процесс в системе среднего профессионального образования направлен на выполнение социального заказа — формирование самостоятельной, активной, инициативной, творческой личности, готовой к сотрудничеству. Следовательно, система профессионального образования должна стать гибкой и открытой, способной к принятию новых технологий образовательного процесса.

В Старорусском политехническом колледже при реализации компетентностного подхода используются в образовательном процессе различные формы проведения учебных занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа педагогических ситуаций, тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся, активное использование курсов дистанционного обучения.

Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов. Следует особо подчеркнуть то, что основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения [1.].

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности обучающихся. Она предполагает постановку текущих и перспективных целей с учётом особенностей исследуемой проблемы.

Ключевыми задачами интерактивных форм обучения являются: формирование устойчивого познавательного интереса, эффективное усвоение учебного материала, самостоятельный поиск студентами оптимальных вариантов решения поставленной учебной задачи. Для решения учебных задач преподаватель вправе выявлять оптимальные варианты интерактивных форм проведения учебных занятий, разновидностью которых является деловая игра [2, c.46].

При проведении деловых игр решаются определенные задачи, в первую очередь профессионально — практические. При разработке учебного занятия в форме деловой игры, необходимо чётко выделить этапы её подготовки и проведения. Условия проведения деловых игр заключаются в следующем: ситуация должна быть приближена к реальной, ситуация должны быть проблемной, обеспечивать соответствие выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности студентов, оптимизация требований к студентам.

Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности, масштаб управления, состав инстанций, условия обстановки и т. п. Задачи преподавателя при подготовке к проведению деловой игры заключаются в подготовке необходимой ситуации, дидактических материалов, карточек-заданий для каждого участника, определение участников игры, постановка задачи (проблемы), продумывание предполагаемых вопросов, ответов и реплик. Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры. Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Функции преподавателя в процессе игры постоянно изменяются. На начальном этапе преподаватель может взять себе роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Очень важен дифференцированный подход. Не все студенты обладают одинаковым уровнем знаний и способностью к самостоятельной работе и для того, чтобы они не оказались «вне игры» для них необходимо подготовить индивидуальные ролевые карты. При освоении студентами приемов работы в технике деловой игры преподаватель переходит в позицию наблюдателя [3, c.78]. Это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности преподавателя на активную и самостоятельную деятельность студентов. В связи с этим неизбежно встает вопрос об исправлении возможных ошибок и корректировки ответов студентов. Лучше не прерывать ход игры на исправление ошибок, а записывать их, чтобы затем проанализировать типичные ошибки.

В практике преподавания и изучения юридических дисциплин — Уголовное право и уголовный процесс была проведена деловая игра «Рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей».

О дне проведения игры заранее объявляется студентам и распределяются между ними игровые роли участников реального судебного заседания с участием присяжных заседателей.

Студентам было рекомендовано дополнительно изучить соответствующе положения Уголовно — процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) применительно к роли участника игры. Накануне игры одной из аудиторий был придан вид «зала судебных заседаний» в том числе учтены особенности рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей.

Распределение ролей (участников уголовного процесса, включая присяжных заседателей) дополнительное изучение положений УПК РФ не требовали составления сценария.

В день проведения участники игры действуют в соответствии с положениями УПК РФ о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей. Коллегия присяжных заседателей формируется как это требует закон. (УПК РФ)

Участники процесса занимают свои места в зале судебного заседания, для коллегии присяжных отведено специальное место. Председательствующий объявляет об открытии судебного заседания, наименовании уголовного дела, выясняет явку участников, разъясняет права и обязанности, в том числе присяжным заседателям.

Судебное заседание проходит в соответствии с требованиями УПК РФ, в том числе исследуются доказательства, представленные сторонами и после окончания судебного следствия присяжные заседатели удаляются в совещательную комнату для подготовки вердикта. После подготовки вердикта присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания, объявляют вердикт (в игре он был обвинительный). Председательствующий объявляет об окончании деятельности присяжных, благодарит их за работу и судебное заседание продолжается без участия присяжных. Затем объявляется приговор.

Приближенность игры к реальным действиям участников в реальном процессе способствует формированию уважения к судебной власти. Важное место в подготовке игры, как уже отмечено, отводится опережающим заданиям, которые помогают студентам сориентироваться в материале, определить основные идеи своей ролевой позиции, подобрать соответствующие выражения, продумать план выступления.

В игре должна быть задействована вся группа, часть студентов исполняют роли, а остальные являются наблюдателями. После завершения игры они принимают участие в обсуждении хода и результатов игры, то есть задают вопросы и высказывают своё мнение как «публика» или пишут рецензии для последующего их рефлексивного анализа.

Особо следует отметить, что деловая игра направлена на развитие у студентов критического мышления. Для этого преподавателем создаются особые условия, в которых студент должен стремиться в ходе подготовки и проведения игры критически мыслить, овладевать разнообразными способами осмысления и переработки информации, выделять противоречия, учиться аргументировать свою точку зрения с учётом особенностей исследования конкретной проблемы по литературе. Ему необходимо осуществлять поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

При проведении ролевой игры преподаватель должен сохранять следующую технологическую цепочку: вызов — осмысление содержания — рефлексия. Содержательные аспекты этих компонентов технологической цепочки являются центром моего профессионального самообразования, так как требует постоянного самосовершенствования умения конструировать ролевые ситуации с учётом специфики содержания литературного материала, его направленности на формирование общих и профессиональных компетенций студентов.

Опыт проведения таких игр показал, что интенсивный обмен идеями и информацией на их разных стадиях побуждает студентов к творческому процессу, формирует у них собственную мотивацию к познанию (в нашем примере — устойчивое положительное отношение к изучению юридических дисциплин, постоянному самосовершенствованию себя как будущего специалиста).

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/
  2. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Лапыгин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–02216–2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489574 (дата обращения: 21.11.2022).
  3. https://urok.1sept.ru/articles/631372?ysclid=laqfrn0w3g390311099