Обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи составлению предложений с использованием ТРИЗ-технологий посредством дидактических игр | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рябухина, Н. Н. Обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи составлению предложений с использованием ТРИЗ-технологий посредством дидактических игр / Н. Н. Рябухина, К. П. Назарова, Н. В. Арсентьева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 67-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17549/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье представлен материал по обучению составлению предложений детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ — технологий посредством дидактических игр. Использование адаптированных методов и приёмов ТРИЗ в процессе речевого развития способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи, интеллектуальному и творческому развитию, личностному становлению.

Ключевые слова: лексико-грамматический строй речи, дети с общим недоразвитием речи, ТРИЗ-технологии, дидактические игры.

Важную роль в современном обществе играет социализация детей с тяжелыми нарушениями речи к новым жизненным условиям, потому что речь — это одна из главных психических функций человека. Качество речи — это показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека, поэтому педагог должен стимулировать речевые возможности ребёнка, создавать обстановку, в которой ребёнок не только хорошо понимает обращённую к нему речь, но и сам хочет говорить и пользоваться речью.

В настоящее время общее недоразвитие речи является одним из часто встречающихся нарушений в детском возрасте. Одной из основных задач развития речи является формирование ее лексико-грамматической стороны, которая медленно поддаётся коррекции. Нарушения лексики и грамматики приводят к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения, поэтому формирование грамматического строя речи является важнейшим условием совершенствования мышления у дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления».

Грамматика, по словам К. Д. Ушинского — это логика языка, она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.

Л. С. Выготский отмечал, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. В этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию лексико-грамматической стороны речи.

Грамматический строй речи развивается в процессе накопления словарного запаса. Дети с речевыми нарушениями имеют ограниченные возможности овладения лексико-грамматическими категориями на основе подражания речи окружающих в отличие от детей в норме, которые учатся правильно употреблять и изменять слова в процессе спонтанного общения со сверстниками и взрослыми. Дети — логопаты нуждаются в специально созданных условиях обучения, где применяются особые методические приёмы.

Современные дети — эти дети другого поколения, требующие каждодневно новых знаний и интересных способов их получения. Для того, чтобы в большей степени заинтересовать ребёнка, мы включаем в свою работу современные коррекционные образовательные технологии, одной из которых является ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), вызывающая большой интерес у детей в связи с поисково-исследовательской деятельностью.

Примеры дидактических игр

Учитывая то, что ведущей деятельностью детей является игровая деятельность, мы использовали в обучении игровые приёмы и упражнения.

Игра «Живой-неживой»

Цель — учить различать живые и неживые предметы и задавать к ним вопрос.

Описание: детям предлагают 2 конверта, на одном из которых изображено сердце и набор предметных картинок. Ребёнок берёт картинку, задаёт к ней вопрос «Кто это?» или «Что это?» и раскладывает в соответствующий конверт.

Игра «Подбери слова-действия»

Цель — учить подбирать слова-действия к объекту.

Описание: Ребёнку предоставляется символ признака-действия (человек в движении) и предметные картинки или игрушки. Ребёнок подбирает как можно больше слов-действий к объекту.

Необычные загадки

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Описание: На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, логопед дает им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка — … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка — молоток. И т. д. Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои указательные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее. Тот, кому удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку. Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур, в котором дети самостоятельно составляют аналогичные загадки. В этом туре фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку игрок получает право придумать следующую загадку.

Игра «Подбери признак объекта»

Цель — учить детей подбирать к объекту слова-признаки.

Описание: Ребёнку предоставляются символы признаков объекта (цвет, форма, величина, материал, температура, вкус, вес, влажность) и предметные картинки или игрушки. Ориентируясь на признаки объектов, ребёнок подбирает как можно больше слов-признаков к объекту.

Игра «Составь предложение из двух слов»

Цель — учить составлять предложения из двух слов.

Описание: Ребенку предоставляется предметная (живая или неживая) картинка и символ действия объекта. Ребёнок опираясь на объект и на символ признака-действия составляет предложение. Например: Мальчик идёт. Стакан стоит. Кот спит.

Игра «Составь предложение из трёх слов»

Цель — учить составлять предложения из трёх слов.

Описание: Ребёнку предоставляется символ признака-действия объекта, один из символов признака объекта (вес, размер, материал и т. д.) и предметная (живая или неживая) картинка. Ребёнок в данной последовательности составляет предложение из трёх слов. Например, Стоит стеклянный стакан. Лежит толстая палка. Скачет зелёная лягушка.

Литература:

  1. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. — М.: АРКТИ, 2010. — 72 с.:ил.
  2. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками / А. В. Корзун. — Минск: Университетское, 2000.
  3. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. — Ульяновск: ИПК ПРО, 2003. — 240 с.
  4. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Обучение дошкольников составлению логического рассказа по серии картинок: Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2009. — 28 с.
  5. Сидорчук Т. А. «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания. — АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. — 136 с.