Актуальные проблемы преподавания права в школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXXVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)

Дата публикации: 10.11.2022

Статья просмотрена: 594 раза

Библиографическое описание:

Олейников, С. А. Актуальные проблемы преподавания права в школе / С. А. Олейников. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 42-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17544/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания права в школе. Актуальность исследования связана с постоянно меняющимся законодательством, что в современных условиях делает затруднительным полноценное обучение праву в средней и старшей школе, а также подготовку методической базы.

Ключевые слова: правовое образование, старшая школа, обучение, проблемы преподавания, правовая культура.

Понятия «государство» и «общество» совместно существуют на протяжении нескольких тысяч лет. После того, как общество сменило первобытный строй на полноценную цивилизацию, правовые процессы стали неотъемлемой частью жизни общества.

Демократическое государство и правовое общество строится на принципах соблюдения прав и законных интересов граждан. Существование таких государства и общества невозможно без понимания и соблюдения каждым гражданином основных принципов правовой культуры. Процесс формирования начинается в раннем детстве с осознания ребенком принципов дозволения и запретов, «свое» и «чужое» и т. д.

По своей натуре, право относится к тем ценностям, без которых невозможно существование современного общества.

Потребность в изучении правовых проблем в школе возникла еще в советский период. Методистами была разработана модель воспитания подрастающего поколения в правовой модели страны Советов, предусматривающей невозможность существования «буржуазного права» по причине ущемления прав и свобод трудящегося населения.

В дальнейшем, для установления нормативного регулирования в данной сфере, Приказом Минобразования РФ от 05 марта 2004 года № 1089 был установлен Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, в соответствии с которым, тематический блок «право» был введен в школьный курс обществознания. Методистами была проведена работа по определению содержания преподавания, но, тем не менее, несмотря на достаточно обширный круг выпущенных пособий и методических разработок, актуальным остается вопрос о методике преподавания предмета.

Для дальнейшего определения проблем, возникающих в процессе преподавания права в школе, в первую очередь необходимо сформировать понятие «правового образования».

Под правовым образованием можно понимать совокупность обучающих и воспитательных действий, применяемых в процессе формирования у обучающихся современных правовых ценностей, направленных на уважение по отношению к праву, правовым ценностям, а также формирование правовой культуры. Совокупность указанных действий предполагает усвоение учащимися системных знаний в сфере права, в качестве основы для развития соответствующих ценностных ориентаций, необходимых каждому человеку.

Сегодня правовое образование является составной частью программы обучения в основной и старшей школе. В связи с активным изменением многих законодательных актов в Российской Федерации, получение знаний в области права стало играть немаловажную роль в адаптации подрастающего поколения. Изучение основ права начинается в основной школе, где проходит изучение таких дисциплин как «Обществознание» и «Основы права», далее более углубленное изучение проходит на старшей ступени школы.

В соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 года № 413, результаты освоения школьного «курса права должны отражать: сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; сформированность основ правового мышления; сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации; сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях». [4].

Тем не менее, несмотря на все вышесказанное, обучение праву в школе находится не на должном уровне. Существует большое количество актуальных проблем, требующих адекватного и своевременного решения.

Процесс обучения праву с позиции учащихся представляется достаточно скучным по причине наличия множества терминов, запутанных определений и перекрестных ссылок на иные нормативно-правовые акты. Зачастую это ведет к снижению активности учащихся, что негативно влияет на процесс восприятия знаний. Несмотря на это, требования к изучению всего вышеуказанного установлены Федеральным государственным образовательным стандартом общего и среднего (полного) общего образования, что представляется одной из проблем в сфере преподавания права в школе. Зачастую учитель лишен возможности права выбора необходимого минимума информации, подлежащего изучению.

Считаю, что в данной ситуации необходимо предоставить учителю возможность определения того минимума правовой информации, которую необходимо преподавать учащимся в старшей школе. Несомненно, учитель не должен оставлять без учета требования ФГОС по данной дисциплине, но именно учитель в конечном итоге должен определять объем подлежащего к изучению материала в рамках определенной темы для более качественного восприятия и усвоения знаний.

При изучении учебного материала по дисциплине «Право» учителю целесообразно комбинировать способы подачи информации, делая акцент на активных методах преподавания. Например, сюда можно отнести самостоятельную работу обучающихся с различными источниками (учебная литература, кодексы, НПА), подготовка творческих работ, работа с нормативно-правовыми актами, круглый стол, дискуссия и т. д.

Правовые знания, преподаваемые на уроках права, а также предлагаемые для изучения и самостоятельной работы учащихся нормативно-правовые акты, должны носить актуальных характер, т. е. соответствовать нынешнему положению законодательства РФ. Тем не менее, зачастую, в ходе обучения обучающимся предоставляется неактуальные законодательные акты или устаревшие редакции кодексов и т. д., что, несомненно, является одной из актуальных проблем.

Тем не менее, указанная проблема имеет достаточно простое решение. Педагог, преподающий право и работающий с правовой информацией, должен перед проведением урока проверить актуальность предоставляемой информации. Для этого существуют различные правовые базы — КонсультантПлюс и Гарант.

В ходе преподавания особое значение для учащихся имеет практическая направленность изучаемых вопросов. Современный школьник при изучении правового материала должен четко представлять цели изучения, зачем изучается учебный материал, и для чего он должен его изучать. Школьникам не нужны знания об абстрактном праве, им необходимо знать, где, когда и как они будут иметь возможность их применять, зачем это нужно лично им. Только в этом случае можно добиться положительного результата. [2; С. 78].

Сегодня учителя все чаще сталкиваются с проблемой правового нигилизма, который мешает развитию критического правового мышления у учеников. Правовой нигилизм как массовое явление требует все большей мобилизации сил и ресурсов, выделенных на борьбу с ним. Это необходимо не только для объективной оценки учащимися правовой ситуации в стране, но также и для более глубокого осмысления противоречивой природы права, обучения принятию учениками решений в сложных жизненных ситуациях в правовых рамках, осмыслению ими своих действий. [3; С. 63].

В процессе преподавания права периодически возникают проблемы с материалом, содержащимся в школьных учебниках. В 2010 г. в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, а в последующем, в 2015 г. на Конгрессе учителей общественных дисциплин регионов Северо-Западного Федерального Округа РФ «Общественные науки в школе и жизни» в ходе открытых дискуссий «Школьные учебники по праву — путь к знаниям или…», были даны негативные оценки школьным учебникам по праву. И прежде всего из-за содержащихся в них фактических ошибок. К примеру, ранее учебник А. Ф. Никитиной «Право. 10–11 кл. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений» содержал информацию о том, что «в современном российском праве апелляция как форма обжалования не применяется» несмотря на то, что апелляция применялась в арбитражном процессе уже с 2000 года, а в гражданском и уголовном процессе начала применяться с 2012 года. [1; С. 135].

Отличительной особенностью также является то, что многие преподаватели и учителя отличаются недостаточной компетенцией и слабой подготовкой в области преподаваемого предмета. Педагоги, зачастую являющиеся выпускниками неюридических ВУЗов, не могут в полной мере раскрыть учащимся тонкости законодательных норм, как того предусматривает федеральный стандарт обучения. Кроме того, использование новых методов обучения (дискуссии, диалоги и т. д.) не всегда легко даются преподавателям «старой формации».

В качестве варианта разрешения данной проблемы может служить прохождение преподавателями правовых дисциплин курсов повышения квалификации в области юриспруденции. Учитель, преподающий право в старшей школе, должен знать и уметь объяснить обучающимся все отрасли права, включенные в курс, а также компетентно отвечать на возникшие у учеников вопросы.

Процесс преподавания права в школе имеет свои особенности и подходы,

отличные от преподавания других дисциплин. И конечно, в ходе преподавания возникают проблемы, требующие разрешения. В разрешении возникающих проблем должен участвовать каждый по мере своих возможностей. Необходимо помнить, что правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, политические, культурные и, несомненно, правовые традиции и ценности, которые необходимо воспитывать. От степени понимания происходящих в обществе процессов, от умения компетентно участвовать в общественных делах, от уровня правосознания и правовой культуры современного молодого поколения зависит будущее нашей великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня залогом стабильного развития и процветания России.

Литература:

  1. Дрягилева Е. С., Бурлака С. Н. Актуальные проблемы преподавания права в школе // Научный аспект. 2017 № 1/2. С. 134–138.
  2. Малышева А. С. Проблемы преподавания правового компонента обществоведческого образования в средней школе / А. С. Малышева. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 78–80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12286/
  3. Окунев С. А., Сорокопуд Ю. В. Основные принципы обучения праву в общеобразовательной школе // Сетевой электронный научный журнал «Вестник ГГУ».2019 № 3. С. 58–65.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 года № 413 URL.: http://ivo.garant.ru/#/document/70866626/ paragraph/161:5
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 марта 2004 г. № 1089 // URL.: http://base.garant.ru/6150599/